автор: Бабенко Галина Павловна

Воспитатель МКДОУ Латненский детский сад «Родничок»

Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через развитие познавательного интереса.

Формирование у детей представления о необходимости 

бережного и сознательного отношения к природе 

через развитие познавательного интереса.

С каждым годом все более актуальным становится вопрос экологического воспитания. Важно, чтобы у ребенка была любовь к природе, которую он подкрепляет заботой об окружающем мире. Гармония ребенка с природой обогащает его психику, совершенствует эстетический вкус и в целом способствует общему развитию. 

В настоящее время в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), большое внимание уделяется формированию экологической культуры, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, а также нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Поэтому экологическое образование детей дошкольного возраста на сегодняшний день имеет огромное значение.

Познание природы детьми – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействие на его чувства своей яркостью, многообразием. Дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

Во ФГОСе даны целевые ориентиры качеств ребенка: «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно–следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать…». Поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание особенно актуально, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые знания, что соответствует стандартам.

Возрастными особенностями дошкольников являются эмоциональная отзывчивость и впечатлительность, поэтому знания следует давать через сопереживание и сострадание. Для формирования гуманного отношения к природе важно дать понять ребенку, что человек связан с окружающим миром. Если будешь заботиться о природе, это будет еще и заботой о будущем для человека. Природа – наш общий дом, которому нельзя наносить вред.

Детям необходимо объяснять, что человек должен покровительствовать природе и беречь ее. Для этого дошкольникам важно дать наиболее полные знания об экологической системе:

  • они должны получить представление о животных и растениях как уникальных живых существах;
  • важно объяснить, какая есть взаимосвязь между растениями и животными, позволяющая им сосуществовать и приносить пользу друг другу;
  • дети должны понять, что исчезновение отдельных живых существ или растений приводит к нарушению биологического равновесия в мире и у каждого из них есть своя экологическая ниша. 

Под «экологическим воспитанием» понимается воспитание любви к природе, развитый познавательный интерес, который в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Для развития у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности, формирования обобщенных представлений о природе, установления простых связей между этими явлениями необходимо разработать комплекс мероприятий в основной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделению внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений. Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно–следственных связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. Развитие познавательных интересов в процессе экологического воспитания будет более эффективной, если использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, физической культуры, игр, литературы, музыки, изобразительной деятельности, просмотра презентаций, телепередач, экскурсий, походов, бесед, а также организация самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизация различных видов деятельности детей.

Экология может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений с целью: научить их правильному отношению к объектам живой и неживой природы. С помощью дидактических игр, экологических задач, постановки опытов, проектов, проведения экспериментов можно ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы. Для воспитания бережного отношения к природе у детей необходимо подходить к этому вопросу комплексно. В данном процессе важно совместно использовать беседы, игры, музыку, изобразительное искусство, литературу и исследовательскую деятельность. Чем более разносторонним будет подход, тем больше шансов, что у детей появится интерес к природе и они научатся бережному отношению к ней. Воспитательная работа должна вестись на занятиях и на прогулках, с предоставлением теоретических и практических знаний. Вся информация должна предоставляться детям в максимально наглядном виде. Педагогам и родителям воспитывать бережное отношение к природе у ребенка следует в различных формах, в том числе и через беседы. В процессе предоставления знаний об экологической системе важно разговаривать с детьми, задавая им конкретные вопросы об окружающей среде и направляя их на поиск соответствующей информации. Она может быть найдена с помощью наблюдений за растениями и животными. Воспитатель развивает в детях наблюдательность, формирует представления об особенностях растений и животных, в то же время прививая устойчивый интерес к природе. Для этого знакомство детей с окружающим миром должно быть постепенным и постоянным. Ребенок должен каждый день открывать для себя что-то новое и стремиться поделиться этими знаниями. С детьми следует обсуждать изменения, происходящие в природе, чтобы они научились устанавливать причинно-следственные связи в происходящем в окружающей среде. Но любые наблюдения требуют от детей большого внимания и умственной активности. А для дошкольников это достаточно тяжелая нагрузка, которая не может быть продолжительной. Поэтому ведущей формой воспитания бережного отношения к природе является игровая деятельность. Формирование бережного отношения детей к природе начинается с младшей группы, в которой ребята знакомятся с временами года и сезонными явлениями в виде снега, дождя и так далее. В средней группе дети учатся наблюдать за окружающим миром, заботиться о растениях и животных. К старшей группе у них появляется понимание, как человек связан с природой и какие поступки влияют на нее негативно, а какие приносят пользу. При этом важно, чтобы ребенок умел применять в жизни полученные на занятиях знания и понимал необходимость бережного отношения к природе. Для достижения такого эффекта воспитательный процесс должен быть целенаправленным и непрерывным. Также важно, чтобы в нем принимали участие и воспитатели, и родители ребенка. 

На каждом возрастном этапе познавательный интерес имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. Чтобы вызвать интерес к природе и развить познавательный интерес в детях необходимо разработать комплекс мероприятий в образовательной деятельности и в повседневной жизни по повышению уровня экологического воспитания. Только организованная познавательная и исследовательская деятельность дает определенные положительные результаты. 

Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, необходимо создать соответствующие условия:

  • подбор специальной литературы;
  • подбор оборудования;
  • составление перспективного плана с отражением тем и содержанием ООД по экологическому воспитанию.

Большое значение имеет образовательная деятельность первично–ознакомительного характера. Этот вид деятельности посвящается знакомству детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Чтобы было интересно, необходимо использовать различные демонстрационные и учебные пособия, компьютерные презентации, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельности людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. 

Для успешного усвоения и развития познавательного интереса я включаю в процессы познания природы игровые ситуации, элементы сюжетноролевых игр. Обучение осуществляется через рассматривание картин и беседу, чтение детской художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов (дома с родителями). Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Сопоставляя животное с игрушкой–аналогом и одновременно, «обыгрывая» эту игрушку, позволяет сформировать у детей первые представления о животном и закладывает основы правильного обращения с ним. В экологическом воспитании детей игра позволяет им легче усваивать сложные представления о природных явлениях. Например, информацию об окружающем мире детям среднего и старшего дошкольного возраста можно доносить через сказку. Читая литературные произведения с тематическими иллюстрациями, можно распределить между детьми роли персонажей в сказке. Это обеспечивает вовлеченность в рассказываемую историю и помогает в легкой форме дать необходимые знания. Благодаря сказкам дети лучше понимают, что делать по отношению к природе хорошо, а какие действия будут плохими. Ведь в детских произведениях есть добро и зло, на которых делается акцент.

Дети могут примерять на себя роль какого-нибудь животного или растения и без привязки к литературному произведению. Можно предложить ребятам «стать» на время цветком и рассказать, как надо за ним ухаживать, чтобы цветок стал красивым. Или «превратиться» на время в мышку, чтобы взглянуть на окружающий мир ее глазами. Дети всегда с удовольствием играют такие роли, а воспитатель в это время дает новые знания и направляет ребят на самостоятельное изучение природы. 

Наблюдение является одной из форм образовательной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие окружающей среды. При наблюдениях необходимо опираться на любознательность детей, ведь дети хотят все знать. Уже с раннего возраста, организую развивающую среду для наблюдений за явлениями природы: за изменениями температуры воздуха на улице – тепло, холодно, жарко; за осадками – идет ли снег (дождь). При этом не только констатирую факты, а использую различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями; спокойно ложится на землю; можно предложить поймать снежинку на варежку и рассмотреть ее. Внимание малышей неустойчиво, поэтому наблюдения лучше проводить по подгруппам. Для успешной активизации познавательной деятельности с детьми среднего и старшего возраста должны проводиться экскурсии, целевые прогулки, походы на разнообразные природные объекты. Главная задача экскурсий состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Во время прогулок, экскурсий должна предусматриваться деятельность в различных образовательных областях (природоохранная, трудовая, художественная). На экскурсиях и прогулках в парк, на луг, речку дошкольники любуются красотой родного края, разнообразием окружающей среды. Это яркое, голубое небо, плывущие по нему облака, яркое солнце и пестрота листьев на деревьях и др. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью; вдохнуть глоток свежего, весеннего воздуха; услышать пение птиц. Все это формирует умение детей замечать изменения, происходящие в природе весной, летом, осенью, зимой. Таким образом, сезонные изменения дети наблюдают в естественной обстановке, запоминают приметы. Гуляют, отдыхают, дышат свежим воздухом и пополняют копилку знаний и умений. Необходимо выделять время для молчаливого наблюдения и переживания, и только после этого приступать к постановке перед детьми заранее продуманных вопросов: «Какая сегодня погода?», «А какое сегодня небо?» и т. д. Наблюдениям детей необходимо придать активный характер – научить, по возможности, не только смотреть, а видеть все подробности, понять, почему происходит то или иное явление, задействовать все органы чувств ребенка, не только слух и зрение. Предоставить возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.

С детьми старших групп используется материал, который дополняет ранее усвоенные знания, например: ребята знают, что осенью растения готовятся к зиме (прекращают рост и цветение, сбрасывают листья) и зима с ее характерным признаком – снегом у детей ассоциируется с холодом и морозом, который губительно действует на все живое, однако на экскурсии в парк они узнают, что растения не только готовятся к зиме, но и к будущей весне: закладывают почки на ветках деревьев и кустарников, из которых весной появляются листья и цветы. Детям интересно узнать, что снежный покров защищает деревья от холода. Постоянные наблюдения дают возможность раскрыть несложные связи в мире природы: дети выясняют, что птицы питаются насекомыми, лес кормит птиц, но и птицы приносят деревьям пользу. В лесу муравьи находят себе строительный материал для жилища и пищу, становясь своеобразными «санитарами леса». Во время похода на луг дети узнают, что некоторые насекомые, например, пчелы не могут жить без растений. Питаясь нектаром цветов, пчелы одновременно опыляют их. Обращая внимание детей на происходящее в природе, постоянно нужно подводить их к пониманию различных взаимосвязей, существующих между животным и растительным миром. Животные тоже приспосабливаются к среде обитания. Для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомых объектах и явлениях, родителями должны проводиться повторные прогулки и экскурсии в парк, луг, к реке, на поле в разные времена года. Это дает возможность сравнивать, сопоставлять факты, имеющиеся сведения. 

Особое внимание должно уделяться вопросам–заданиям, заставляющим детей рассматривать предметы, сравнивать, находить отличие и сходства, устанавливать связь между явлениями природы. Постановка вопросов и постепенное усложнение задачи ведет к формированию у детей исследовательско–поисковой деятельности, развитию познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым дети постигают мир вокруг себя.

Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. При правильной организации наблюдений за окружающим дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно не продолжительно. Здесь важно четко задавать четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе. В процессе наблюдений я использую разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. В процессе наблюдения необходимо пояснять детям, чтобы помочь им понять все увиденное. А чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, лучше использовать стихи, малые формы фольклора (загадки, поговорки, пословицы). Обращение к художественному слову должно быть естественным, ненавязчивым.

Я даю возможность детям проявить себя, они задают вопросы, удивляются, восхищаются, обмениваются впечатлениями. Руководя наблюдениями детей за животными, направляю детское внимание, прежде всего, на поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?». А также признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги длинные или короткие? Какие глаза? и др.». Учу детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними. Помогаю замечать интересные особенности внешнего вида, поведения. Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака, а затем уже определяем основные особенности внешнего строения растения: рассматриваем по порядку величину, форму стебля, листья, цветы и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников недостаточно устойчиво.

Экологоразвивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности. На территории нашего участка есть мини–огород, который используется для экологического и трудового воспитания детей. Трудовая деятельность становится связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы и системообразующим началом при ознакомлении детей с окружающим миром. Участие детей в экологических проектах позволяет обогатить их знания и представления об овощах, их вкусовых качествах, развить поисковую, исследовательскую, трудовую деятельность и творческие способности. Важно, чтобы дети чувствовали себя полноценными участниками проектов. Роль взрослых – укрепить интерес детей, создать эмоционально–положительный настрой для выполнения задания, подчеркнуть полезность осуществленной работы. Участие детей в проектах значительно расширяет диапазоны живого общения воспитанников с природой.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности ребенка и взрослого. У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково–исследовательской деятельности я использую эксперименты и опыты с неживой природой, знакомлю детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов и т. п.

Уже в младшем возрасте, познавая окружающий мир, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. д. – уже экспериментируют. Дети младшего возраста во время образовательной деятельности в различных режимных моментах с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. Путем обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов дети быстрее учатся различать, узнавать и правильно называть овощи и фрукты. С детьми среднего возраста опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: «Как чистят грязную воду? Пар – это тоже вода. Почему осенью много луж? В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются. Что такое радуга? Иней?» и т. д. Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники значительно расширяется. Дети определяют свойства предметов, узнают, что такое звук, как сделать его громче. Опытно–экспериментальная работа позволяет многое узнать и о человеке: «Зачем человеку глаза, уши? Стук сердца. Проверим слух» и т. д. Вмести с детьми я провожу опыты и эксперименты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты дети проводят в подгрупповой и самостоятельной деятельности, опыты могут быть связаны с их трудом в уголке природы и в цветнике, а также включаю их в ознакомление со свойствами природных материалов. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно–следственных связей.

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Эксперименты, самостоятельно проводимые детьми, позволяют им самостоятельно установить причинно–следственные связи, обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека. Дети любят экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляются яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Они стремятся самостоятельно экспериментировать для получения новых знаний. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, в процессе экспериментальной деятельности развивается наблюдательность, мыслительная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

В своей работе с детьми придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Что за птица?», «Природа и человек», «Когда это бывает?»; «Где чье гнездо?», «С какого дерева листик?», «Где, чей домик?», «Без чего нам не прожить?», «Угадай растение», «Раздели на группы», «С чей ветки детки», «Путаница» – части растений, «Дары осени» и т. д. позволяют детям быстрее закрепить знания о характерных особенностях предметов, дети легче запоминают названия растений и их части. С их помощью дети учатся узнавать отдельные признаки предметов, явлений, группировать их по определенным качествам. В дидактических играх познавательные задачи (определить свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить задание, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения, благодаря которой усвоение знаний происходит легкого, быстрого и непреднамеренно.

При использовании дидактической игры необходимо:

  • опираться на уже имеющиеся знания, полученные путем непосредственного восприятия;
  • следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;
  • поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  • постепенно усложнять дидактическую задачу и игровое действие;
  • конкретно четко объяснять правила.

Словесные игры: «Каких птиц мы покормили», «Четвертый лишний?», «Хорошо–плохо», «Это кто к нам пришел?», «Урожай», «Съедобно–несъедобно», «Ходят капельки по кругу» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. 

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко: в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы. Игры необходимо подбирать с учетом развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое внимание уделяется соревновательным играм, которые стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д. В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения. Нужно создавать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения.

В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности – подбор доступного, интересного для детей материала;
  • принцип индивидуализации;
  • принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.

Это позволяет обеспечить достижение интегративного качества дошкольника, которое определено в ФГОС как «…любознательный, активный…». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Через познавательный интерес можно формировать первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним и обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Только целенаправленное и систематическое ознакомление с природой в процессе экологического воспитания дошкольников стимулирует развитие познавательного интереса в условиях детского сада.