Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.

автор: Баисова Фарида Мурадиновна

учитель ИЗО и технологии ЯНАО г. Новый Уренгой МБОУ “СШ №8”

Разработана учителем

МБОУ «СШ№8»

г.Новый Уренгой ЯНАО

изобразительного искусства

и технологии

Баисовой

Фаридай Мурадиновной

Воспитание  в  структуре целостного педагогического процесса.


      г.Новый Уренгой занимает особое положение в России, являясь ведущим центром газоснабжения не только нашей страны, но и значительной части зарубежной Европы, а после пуска “Голубого потока” и Азии. Развитие Нового Уренгоя определяется его расположением в окружении крупнейших газовых месторождений – Уренгойского, Ямбургского и Заполярного, которые по объему начальных запасов газа входят в первую пятерку газовых месторождений мира.

   Город Новый Уренгой – представляет собой небольшой, но динамично развивающийся город. Он обладает большим потенциалом в экономической, политической и духовной сферах. Характерной чертой трудового потенциала города является высокий уровень образования. Природа – огромное богатство города. В городе функционирует четыре учреждения дополнительного образования: центр дополнительного образования детей «Истоки», дом детского творчества, музыкально-художественная школа. Динамично растет количество пользователей библиотек. Множество ярких событийных мероприятий. Искусство и творчество детей – неотъемлемая часть культурной жизни города и его духовного развития.
Цели взаимодействия.
Школа и центр доп. образования детей: удовлетворение творческих, коммуникативных и иных потребностей детей нереализованных в рамках предметного обучения школы; развитие индивидуальности личности; полезная организация детского времени; полезный отдых после школьных уроков.
  Школа и городская библиотека: активизация читательской деятельности; повышение нравственно-эстетического развития личности; саморазвитие, самопознание, самореализация личности.
  Школа и краеведческий музей: культурно-просветительная деятельность; формирование краеведческого мировоззрения, ориентация на ценности региональной культуры; развитие творческих способностей, научно-исследовательских умений; формирование представления о ценности истории родного края.
Школа и драматический театр: осмыслить мир, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее; удовольствие и развлечение; нравственно-эстетическое развитие личности.
Школа и детская поликлиника: поддержание здоровья; контроль правильного развития детей.
  Школа и детский сад «Огонек»: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей; воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Школа и городской парк: полноценный отдых детей, коммуникативное и социальное развитие.
 Школа и детская школа искусств: развитие творческих способностей детей, воспитание и развитие личностных качеств; формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, выявление одаренных детей.
Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений друг с другом и с различными институтами социума.
Развитие взаимодействия ДШИ и общеобразовательных школ – это очень важное направление совместной деятельности департаментов образования и культуры. Решение задачи значительного увеличения количества детей, пользующихся образовательными услугами дополнительного образования различной направленности, невозможно без сотрудничества двух типов школ: общеобразовательной и искусств.

   В педагогической практике данная проблема трансформируется в противоречие между возрастающими требованиями к современному ученику (выпускнику) и отсутствием у него желания быть активным участником внеурочного – образовательного процесса, другими словами, мотивация обучающихся к внеурочной деятельности остается достаточно низкой.

По этому ставлю перед собой цели и задачи

Цель – обобщить опыт педагогической деятельности и выявить положительную динамику учебной мотивации в процессе целенаправленной внеурочной работы с учащимися.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

  1. Изучить опыт внеурочной работы педагогов и психологов, представленный в различных источниках информации.
  2. Изучить уровень учебной мотивации методом анкетирования.
  3. Организовать внеурочную работу с учащимися на основе изученного опыта и собственных разработок.
  4. Наметить пути дальнейшего повышения качества внеурочной работы.
  1. В психологии охарактеризовано свыше ста психологических эффектов, которые могут быть использованы на занятиях. Остановимся на относящихся к нашей теме.

Эффект Пигмалиона. Вспомните “Метаморфозы” Овидия: скульптор Пигмалион создал статую женщины, в которую безумно влюбился и назвал её Галатеей. Богиня любви Афродита сжалилась над ним и оживила его Галатею.

Смысл этой притчи заключается р следующем: Пигмалион создал себе представление об идеальной женщине и в полном соответствии с ним ваял статую. Если перенести эту притчу на область воспитания, будь то в родительском доме, в школе, то можно сказать, что родители или учитель имеют совершенно чёткое представление о ребёнке, которого они воспитывают, и формируют его согласно собственному представлению. Представление, которое существует у меня о другом человеке, передаётся ему, если даже я его открыто не формулирую. Это заключение, перенесённое на любой вид воспитания или мотивации, означает следующее: сила ожидания, которое мы связываем с другим человеком, настолько велика, что может оказать влияние на его поведение. Это называется самоосуществляющимся пророчествомТо, на что мы считаем способным человека, иногда определяет весь ход его развития, достижений, возможно, – весь образ жизни.

В книге, написанной американскими авторами – доктором Маргрет Хеннинг и доктором Энн Джарден, под названием “Женщина и карьера” было исследовано, почему 25 женщин “доросли” по должностей вице- президентов американских концернов. Существенной предпосылкой профессионального успеха всех 25 женщин были отношения к ним отцов и чётко выявленный эффект Пигмалеона. Цитата: “Отношения с отцом придали этим женщинам дополнительные качества. В детстве им дарились внимание, поощрение, подтверждение их успехов. И это стало дополнительным источником ранней учёбы, средством расширения их опыта, помогло им создать образец роли, с которой они смогли полностью идентифицировать себя. Все 25 женщин рассказали, что отцы способствовали их самоопределению. Для своих отцов они были такими девочками, которые были способны на большее чем обычные дети”.

Прямо противоположным эффекту Пигмалиона является

эффект Голема.

В основе одного чешского народного предания есть рассказ о пражском раввине Леве, сделавшим по рецептам каббалы Голема -искусственное существо из глины, которое раввин оживил. Но человека из Голема так и не получилось. Егoжизнь оставалась лишь тупым, полубессознательным существованием. Когда однажды Голем стал бесноваться, раввин уничтожил лист с рецептом каббалы, и искусственное существо грохнулось на землю -остался от него лишь глиняный остов. Между историей Голема и пессимистическим взглядом некоторых учителей на тех или иных учеников (“с ним трудно справиться, и учить его всё равно, что кидать горох об стену”) психологи нашли определённую закономерность. Таких учителей психологи относят к предубеждённому типу; такие учителя, создавая негативное представление об учениках, весьма легко поддаются информации, вызывающей сильное впечатление, и долго придерживаются сложившегося мнения. Предубеждённые учителя, в отличие от непредубежденных, подходят к “трудным” детям негативно. Они явно стремятся к утверждению своего авторитете и сосредоточивают всё внимание на тех случаях, когда ребята делают ошибки. в их отношениях к учащимся часто проявляется недоверие, и они всегда сохраняют дистанцию между собой и учениками. Ученики в классах, где преподают предубеждённые учителя, ухудшают результаты работы, снижают при проверках показатели знаний и умений.

Этот эффект довольно стоек – даже в юриспруденции, судопроизводстве, мировой опыт показывает, что присяжные редко осуждают человека, который им нравится, и, наоборот, редко оправдывают того, кто им не нравится. Роль симпатии и антипатии, как видно, часто бывает решающей. Опытный, умелый, но циничный адвокат как-то признавался: “Факты, относящиеся к преступлению, сравнительно несущественны.” И задача адвоката – вызвать симпатию у присяжных к своему подзащитному, совершившему преступление.

Но ведь у педагога – совсем иная задача. Она глубоко гуманистична: вызвать и у себя, и у других людей (у соклассников, у взрослых) симпатию, доброе сочувствие к ребёнку, у которого не всё получается и который в чём-то на самом деле иепрятен. Но ведь он растущий человек – человек в возраст становления.Мнего ещё всё впереди,и это “всё” может и должно быть добрым и хорошим.

Многие дети неправильно программируются на всю жизнь,потому что родители постоянно им сигнализируют,что считают их неудачниками.Как много родителей,не раздумывая долго и не желая принести детям вреда,позволяют себе высказывания: “Ты этого никогда не поймёшь!Ты полностью неспособен к….! ” Детям,“программируемым” таким образом,уготована фатальная судьба, – испытывать сбывающееся пророчество. Даже при хороших задатках из них ничего не выйдет!Поскольку,если пророчество,негативное или позитивное,пр постоянном повторении закрепляется в подсознании,оно реализуется. Педагогам надо помнить об эффекте Голема,чтобы не допускать его в своей профессиональной деятельности и в человеческих отношениях.

Эффект ореола. Суть его заключается в следующем.при Формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в Форме позитивной оценочной пристрастноети/”положительный ореол”/.Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятного в дальнейшем всё его поведение,черты щ поступки начинают переоцениваться в положитель -ную сторону.н них выделяются в основном лишь положительные момент,а отрицательные невелируются.

Эффект проекции возникает, когда собственные подсознательные чувства и желания человек “приписывает” другрму.Приписать своим учащимся хорошие, добрые черты,о наличии которых у себя мечтает,по существу,каждый человек -так поступают хорошие учителя.Пример:ученица Елена Л. училась довольно неважно,на уроках нередко громко разговаривала.А учительница её всё уверяла:” Учишься ты, конечно, слабо. Но ты очень добрая; доброты твоей хватит если даже её разделить на всех”.Так о ней педагог говорила и другим учителям.Те искренне удивлялись такой характеристике.Но учительница настаивала:”Она готова и подежурить вместо заболевшего,и сходить на дом к заболевшей подруге, проведать её”. Говорила и матери:”Ваша дочь,конечно, добрая “. Та поначалу и согласиться не могла: “Что-то я за ней этого не замечала”.. .-разводила мать руками.Но учительница продолжала уверять всех в дрброте девочки.И через некоторое время о том же заговорили и другие. Девочке невольно “пришлось” стать такой,какой хотела её видеть учительница.

Эффект последействия. Выдающийся отечественный вокальный педагог Е.М.Малинина часто повторяла:”Надо учить петь наше подрастающее поколение “впрок”,а не”на потребу “.Но работа впрок, на долгие годы вперёд,к сожалению, у нас мало кого устраивает. Естественное желание любого педагога (да и администрации) побыстрее показать “товар лицом”, вывести на сцену ещё слабенькие, неокрепшие голоса, а то и”пришпорить” их, чтобы произвести впечатление…Следует признать, что в педагогике велика роль эффекта последействия: очень многое заложенное подлинными педагогами, не проявляется сразу же в растущем человеке, но несомненно скажется потом, когда к человеку придёт осознание пользы того, что он получил от своего наставника, хорошо знающего законы развития личности. Вот почему мною сделан упор не на ли дидактическую роль эффектов, сколько на значение в процессе воспитания, т.е. формирования духовно-нравственной стороны личности.

Таким образом, применяя психолого-педагогические эффекты в обучении и воспитании, педагоги перспективно закладывают определённые характеристики человека в возрасте развития, что проявится в будущем – во взрослой жизни.

  1.  Хороший совет педагогам дал Л.С. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы нас предмет заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем – либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он остаётся безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу – таково правило». Но в реальности не всегда можно найти нечто интересующее всех учеников в конкретном классе, чтобы это ещё и соответствовало учебной программе. Хотя стремиться к этому необходимо каждому педагогу.

С другой стороны педагог может обучить приёмам усиления учебной мотивации, которыми смогут пользоваться сами ученики. Мотивационная сфера очень подвижна: учебная мотивация ослабевает или усиливается с течением времени, под влиянием различных жизненных ситуаций и окружающих людей, она зависит от уровня сложности задания, от состояния здоровья ученика, даже от времени года. Каждому время от времени приходится заставлять себя выполнять не самые интересные задания.

Провести в классе классный час на тему

«Профессиональные склонности»

Цели: диагностика профессиональных склонностей; развитие представлений о классификации видов деятельности.

Материалы: опросники и бланки к методике «Опросник профессиональных склонностей».

Ребята, чем каждый из вас занимается в свободное от школы время? Вам это интересно? А вы склонны к тому, чтобы в дальнейшем заниматься этим профессионально?

Интерес и склонность – что общего и что разного? Как думаете?

О чем сегодня поговорим?

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать».

Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки.  

Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.  

Сегодня мы с вами воспользуемся опросником профессиональных склонностей (методика Л. А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной), чтоб хоть немножко определить ваши склонности к какому-то делу.

Инструкция. При выборе профессии важно учитывать свои склонности. Склонность – это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.

I II III IV V VI
1 а б в
2 а б в
3 а б в
4 а б в
5 а б в
6 а б в
7 а б в
8 а б в
9 а б в
10 а б в
11 а б в
12 а б в
13 а б в
14 а б в
15 а б в
16 а б в
17 а б в
18 а б в
19 а б в
20 а б в
21 а б в
22 а б в
23 а б в
24 а б в
Сумма баллов
  1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

а) общаться с самыми разными людьми;

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.

в) заниматься расчетами; вести документацию.

  1. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает  

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;  

в) сюжет, действия героев.

  1. Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;

б) в области науки;  

в) в области искусства.

  1. Я скорее соглашусь стать

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции;

в) главным бухгалтером.

  1. Будущее людей определяют

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

  1. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

  1. На технической выставке меня больше привлечет

а) внутреннее устройство экспонатов;

б) их практическое применение.

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

  1. В людях я ценю, прежде всего  

а) дружелюбие и отзывчивость  

б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

  1. В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;  

в) тренироваться.

  1. В заграничных поездках меня скорее заинтересует  

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение;  

  1. Мне интереснее беседовать о

а) человеческих взаимоотношениях;  

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

  1. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический;  б) музыкальный;   в) спортивный.

  1. В школе следует обратить особое внимание на

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

  1. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы.

  1. Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками; б) с машинами, механизмами; в) с объектами природы. 16. Школа в первую очередь должна

а) учить общению с другими людьми; б) давать знания; в) обучать навыкам работы. 17. Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;  б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

  1. Государство должно в первую очередь заботиться о

а) защите интересов и прав граждан;  б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

  1. Мне больше всего нравятся уроки

а) труда; б) физкультуры; в) математики.

  1. Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;  б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

  1. Я предпочитаю читать статьи о

а) выдающихся ученых и их открытиях;  б) интересных изобретениях;  

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.  

  1. Свободное время я люблю   а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

  1. Больший интерес у меня вызовет сообщение о

а) научном открытии; б) художественной выставке; в) экономической ситуации.

  1. Я предпочту работать  

а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.         

Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности.  

1 – склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием требуют от человека способности находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.

2 – склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Людей, склонных к исследовательской деятельности, отличают рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3 – склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка и монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

4 – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.  

5 – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедициями, охранной и оперативной работой, службой в армии предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

6 – склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф) требуют от человека собранности и аккуратности.

Анализируя результаты ответов организовать следующие этапы работы6

  1. Обеспечить оптимальные условия для раскрытия способностей каждого учащегося, создать ситуацию психологического комфорта в процессе обучения возможно в процессе внеурочной работы. При этом очень важно, что такая форма работы не является обязательной, не навязывается ребёнку, а определяется его потребностями в получении дополнительных знаний, умений, навыков, в индивидуальном темпе усвоения материала, в неформальном общении с учителем и другими учащимися.

Организовать различные мастер классы по разным направлениям внеурочной работы с участием ребят и родителей.

Декоративно-прикладное искусства:  «Выполнение семейного оберега»

Спортивно оздоровительное направление: Выход на природу, катание на коньках и лыжах.

Техническое направление: Разработка герба семьи и выполнение открытки для семейного праздника.

Эстетическое направление : Организовать мини – концерт с элементами караоке, посещение музеев изобразительного искусства.

Обобщение опыта работы предполагает не простое перечисление проведённых мероприятий, полученных результатов, а обязательную систематизацию накопленного материала, его анализ.

Систематизировать опыт работы можно по срокам реализации и с учётом приведённой выше классификации видов внеурочной работы.

Систематизация по срокам реализации позволяет выявить и проанализировать изменения в количестве и качестве проведённой работы и полученных результатов.

Выводы

 Немаловажен и тот факт, что часто те ребята, которые не могут по разным причинам проявить себя в учебной деятельности, именно в ручном труде и творчестве оказываются впереди многих. А это уже большой шаг к успеху и в других сферах жизнедеятельности. Систематическая внеурочная работа вызывает положительные изменения не только в поведении и внутреннем состоянии детей, но и в учителе, который должен постоянно искать новый интересный материал, много учиться.

  1. Применяя опыт педагогов и психологов, обобщённый в литературе и других источниках информации, разнообразен, полезен и доступен для использования в ежедневной внеурочной работе (при условии соблюдения авторских прав).
  2. Формы осуществляемой внеурочной работы с учащимися можно разделить на индивидуальные, групповые и массовые.
  3. Массовая внеурочная работа представлена следующими видами деятельности: участие в акциях, выставках, конкурсах, экскурсии, в мастер классах по различным направлениям.
  4. Групповая внеурочная работа организована в рамках кружка эколого-биологического направления «Юные друзья природы».
  5. Индивидуальная внеурочная работа представлена следующими видами деятельности: консультирование, руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся, помощь в постановке опытов.
  6. Создана методическая копилка из материалов, которые можно использовать в процессе внеурочной деятельности индивидуального, группового и массового характера.
  7. Изучение уровня учебной мотивации учащихся 6-х классов по методике Нефёдовой свидетельствует о положительной динамике: уровень учебной мотивации вырос в среднем на 7 % в течение 5 месяцев.

Использованная литература

  1. Алексеевский В.C., Новая модель обучения// http://www.elitarium.ru
  2. Афанасенко Н.В., сценарий экологической сказки «Колобок»// http://festival.1september.ru
  3. Ачкасов М., Как заставить себя учиться?// http://www.english4real.com
  4. Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д., Удивительные опыты с растениями: Кн. Для учащихся. – Мн.: Нар. Асвета, 1991. – 208 с.: ил.
  5. Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
  6. Галеева Н.Л., Интегрированные биологические декады: Планирование, организация, содержание. – М.: «5 за знания», 2007. – 96 с.
  7. Галеева Н. Л., Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с.
  8. Казаренков В.И., Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks
  9. Каргина З.А., Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная пресса, 2007. – 96 с.
  10. Лукас Б., Обучение без торможения. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.
  11. Перельман Я.И., Занимательная геометрия. – Л. И М.: ОНТИ – Главная редакция научно-популярной и юношеской литературы, 1936. – 286 с.
  12. Психологические тесты/ под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Т.1. – 312 с.: ил.
  13. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1974. – 288 с.
  14. Царик Л.В., Специфика организации внеурочной работы по иностранному языку с детьми младшего школьного возраста//http://festival.1september.ru
  15. http://evgenia-nefyodova.narod2.ru
  16. http://www.smartcat.ru
Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.
Пролистать наверх