автор: Бедюх Дарья Андреевна

учитель начальных классов и ОПК г. Тихорецк, МБОУ СОШ № 2

Урок русского языка 2 класс с использованием ресурсов Учи.ру.

Название урока, класс Тема текста, его основная мысль. Заголовок 2 класс
Цели: Познакомить обучающихся с текстом, его основной мыслью, научить слушать и понимать текст, озаглавливать их. Определять основную мысль и тему текста.
Планируемые результаты: Создать условия, в которых обучающийся сможет закрепить понятия основных признаков текста, отрабатывать умения, понимать тему и главную мысль чужого текста, анализировать и подбирать заголовок к тексту.
Этапы урока Время (мин.) Деятельность учителя Ссылки на карточки Учи.ру
Организационные момент 2 Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку, мотивация к деятельности.

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа»

Актуализация знаний 6 Перед вами несколько единиц речи. Вам нужно их прочитать и назвать к какой единице речи они относятся (слово, предложение, текст)

Юля (слово)

Заходит солнце (предложение)

Слон (слово)

Кошка (слово)

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. 

А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик. (текст)

Самоопределение к деятельности 5 -Как докажите, что последнее это текст? (в нем много слов)

-Слова связаны между собой? (да)

-Связанные слова что образуют? (предложения)

-Связанные между собой предложения что образуют? (текст)

Делаем вывод: текст состоит из нескольких предложений, и они связаны между собой

https://uchi.ru/cards/20202?recommended_lesson=false&subject_id=2 
Введение новых понятий 4 -О чём говорится в тексте? Скажите — одним словом. (об одуванчике)

Вывод: в любом тексте о чём – либо говорится. То, о чём говорится в тексте, называется темой.

-Для того чтобы определить тему текста, мы должны ответить на вопрос:

О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ?

-Давайте ответим на этот вопрос и определим тему текста.

-Какова тема?

-Теперь мы можем текст озаглавить, то есть дать ему имя. Важно, чтобы имя отражало тему текста, то есть называло, О ЧЕМ ГОВОРИТЬСЯ В ТЕКСТЕ.

Какой заголовок мы придумаем? (одуванчик, солнышко, пушистое солнышко)

Работа по теме урока 8 Давайте потренируемся в определении темы.

-Прочитайте только заголовок и догадайтесь, о чём будет текст, и куда мы отправимся дальше.

-Можно ли по заголовку определить тему? Какова она?

На какой вопрос мы отвечали, что бы определить тему текста?

https://uchi.ru/cards/20203?recommended_lesson=false&subject_id=2 
Физкультминутка 1 А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/10/fizkultminutki-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta 

Введение новых понятий 3 Вернемся к нашему тексту

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. 

А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.

— Назовите главных героев этого текста. (Таня и одуванчик)

— Что сделала Таня? (дунула на шарик, и он полетел)

— Что важное нам хотел сказать автор? Для чего он написал этот текст? Что мы узнали, прочитав его? (что пушинки одуванчика легкие, они разлетаются и поэтому цветок назван одуванчиком)

 

Вывод: В каждом тексте, кроме темы, есть что – то главное, важное, что хотел сказать автор, в чём хотел убедить. Это называется главной мыслью текста.

Основная мысль – то главное, важное, что хотел сказать автор.

Работа по теме урока 8 Давайте потренируемся в определении основной мысли текста.  https://uchi.ru/cards/20204?recommended_lesson=false&subject_id=2 
Закрепление материала 5 -А теперь прочитайте заголовки к текстам. Соотнесите заголовки с текстом, определите тему и основную мысль текстов. https://uchi.ru/cards/20205?recommended_lesson=false&subject_id=2 
Подведение итогов урока 2 Назовите два новых признака текста.

-Что такое тема текста? На какой вопрос надо ответить, чтобы узнать её?

-Что такое основная мысль? Как её определить?

Для чего нам нужны полученные сегодня на уроке знания?

— А теперь, пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. 

Домашнее задание 1 Составить рассказ (8-10 предложений) на тему: Природа весной.
Выучить определения, выполнить карточки на Учи.ру
https://uchi.ru/cards/23186?recommended_lesson=false&subject_id=2