ПРОГРАММА по учебному предмету «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» для Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ»



автор: Брагина Евгения Васильевна

преподаватель дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ивдельская детская школа искусств

ПРОГРАММА по учебному предмету «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» для Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ»

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования  Ивдельская детская школа искусств

«Рассмотрено»

Методическим советом МБУ ДО Ивдельская ДШИ

«____»_____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО ИДШИ

__________________Утарбаева Е.И.

«_____»_____________20____г.

 

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства

«ЖИВОПИСЬ»

          Нормативный срок обучения – 5 (8) лет

 

ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область ( В.01.) 

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 9-12 лет

Срок реализации 5лет (330часов)

 

Автор-составитель:

Брагина Евгения Васильевна

Преподаватель

 дополнительно образования

 

г.Ивдель  2019

Рецензент: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  4. ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮШИХСЯ
  5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
  6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Как написал А.Синявский, «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы полностью рассеялся бы пылью по улицам Земли». Человек взрослеет, но кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-аллегория, кукла-произведение искусства продолжает жить рядом с нами.

Актуальность. Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы как современному человеку, адекватно вписаться в нынешний, во многом противоречивый социум. Ему не хватает совокупности эстетического и нравственного, красоты и добра, душевной и профессиональной  рукотворности. Панацей разрешения создавшейся ситуации являются мировая культура с ее богатейшей историей, культурными ценностями, традициями и обрядами, духовность и профессионализм которых выступают реальным, веками проверенным и отточенным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека. 

Причиной разработки авторской программы является анализ уже имеющихся программ данной тематики,  несоответствие предлагаемых программ по декоративному творчеству запросам и интересам современного ребенка, а так же изучение гипотезы гласящей, что нравственное, духовное, интеллектуальное  и профессиональное формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического культурного опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности. 

 

Сущность авторской программы состоит в разработке нового содержания; новых педагогических технологий при сохранении существующих целей, ценностей; новых форм организации учебно-воспитательного процесса.

Обоснованием  разработки авторской программы  является личный педагогический опыт работы в данном направлении,  собственные наработанные методики, технологии обучения и воспитания, а так же запросы и потребности обучающихся и их родителей.

 

Особенности программного материала. Для усвоения социально-этических, профессионально-практических  норм и общечеловеческих гуманистических отношений в целом программа предлагает познакомить  обучающихся с историей мирового культурного наследия посредством изучения кукол и игрушек разных народов мира, а так же рукодельных техник  и приемов народов мира. 

По мере теоретического изучения истории возникновения, сакрального  смысла, педагогического и утилитарного значение, места в современном мире кукол, игрушек и разных техник рукоделия, а так же применение непосредственно предметно практическая  деятельность у детей развивается стойкий интерес к изучаемому материалу. Возникает потребность в самостоятельном углубленном изучении данной темы, совершенствовании полученных навыков,  а так же к дальнейшему развитию авторского мастерства. 

 

Программа адресована обучающимся  детской школы искусств на отделении «Изобразительное искусство» и является дополнительной ВАРИАТИВНОЙ частью к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области  изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ» с нормативным сроком обучения – 5 (8) лет, (с 4по8класс). 

Программа составлена с учетом Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись». 

Возраст обучающихся на начало образовательного процесса 9-12 лет. 

По мере изучения программы техники и приемы декоративно-прикладного искусства усложняются: от примитивного народного творчества до авторского исполнительского прочтения.

Программа разделена на модули. Каждый модуль составляет один учебный год и объединен общей темой: начиная с древнейших народных форм,  продолжая изучение посредством антикварных кукол и игрушек, и заканчивая знакомством с современной авторской куклой. В каждом модуле изучается теоретический и практический материал  не только по разновидностям кукол и игрушек, но и по различным техникам рукоделия соответствующим общей теме текущего года. 

Наименование модулей: 

  • Первый (4) год обучения «Русская народная текстильная кукла»
  •  Второй (5) год обучения «Текстильная  кукла народов мира»
  • Третий (6) год обучения «Кукла вальдорфской педагогики»
  • Четвертый (7)год обучения «Антикварная кукла»
  • Пятый год(8) обучения «Авторская кукла»

По итогам каждого года оформляется тематическая выставка.

1.1СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа рассчитана на 5 лет обучения.  Продолжительность учебных занятий составляет  33 недели.

1.2 ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общая трудоемкость учебного предмета «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»  составляет 330 часов аудиторных занятий. Самостоятельная работа по данной программе не является обязательной и в объеме учебного времени не рассматривается.

Недельная  учебная нагрузка   составляют 2 часа аудиторных занятий в неделю.  

 

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы, аттестации, учебные нагрузки Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Всего часов
Классы 1 (4) 2 (5) 3 (6) 4 (7) 5 (8)
Полугодия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Аудиторные занятия  32 34 32 34 32 34 32 34 32 34 330
Вид промежуточной аттестации просмотр просмотр просмотр просмотр просмотр

 

1.3 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10 человек. 

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

1.4 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели:

 

  1. Овладение детьми духовных и культурных  ценностей народов мира;
  2. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной;
  3. Выявление одаренных детей в области изобразительного  прикладного искусства;
  4. Формирование у детей комплекса  знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить обучающихся с мировым культурным наследием посредством изучения  кукол и игрушек разных народов мира, а так же рукодельных техник и приемов народов мира. 
  2. Сформировать стойкий интерес к  теоретическому изучению истории возникновения, сакрального  смысла, педагогического и утилитарного значение, места в современном мире кукол, игрушек и разных техник рукоделия, а так же непосредственно к предметно-практической  художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  3. Научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;
  4. Научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
  5. Научить творчески использовать полученные знания, умения и практические навыки;
  6. Научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы.

Воспитательно-развивающие:

  1. Сформировать нравственное, духовное развитие личности ребенка;
  2. Пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
  3. Раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
  4. Формировать творческие отношения к художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  5. Развить художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
  1. Воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение к окружающим, сотворчество.

1.5 ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ    

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя.  

Программа содержит  следующие разделы :

  1. сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;  
  2. распределение учебного материала по годам обучения; 
  3. описание дидактических единиц учебного предмета;  
  4. требования к уровню подготовки обучающихся; 
  5. формы и методы контроля, система оценок; 
  6. методическое обеспечение учебного процесса.    

  В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 

1.6 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 

  1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в “готовом” виде. 
  2. Репродуктивный метод –  применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом.
  3. Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении  познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над практическими заданиями.
  4. Исследовательский метод обучения– метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно  выполняют творческие работы в материале. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. 

 

1.7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Программа  предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.   

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.    Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству народов мира, а также информацией  по изучаемым разделам программы, народным умельцам, профессионалам в области ДПИ и известным современным художникам-кукольникам. Кабинет должен быть оборудован мультимедийной техникой, удобной мебелью и наглядными пособиями.   

Программа разработана с учетом материальных, технических и финансовых условий образовательного учреждения.

 

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 (4)год обучения

Наименование раздела, тема

Вид учебных занятий Общий объем времени в часах
Максимальная  учебная нагрузка Аудиторные занятия вариативной части 
Русская народная текстильная кукла 66 66
1 Вводная беседа. Знакомство с русской народной текстильной куклой. Сакральное значение русской народной куклы. беседа 2 2
2 Вепская текстильная кукла урок 4 4
3 Текстильная кукла столбушка урок 20 20
4 Хотьковский мяч урок 4 4
5 Текстильная народная кукла на основе креста. урок 8 8
6 Вышивка крестом. Древнерусская символика. урок 4 4
7 Текстильная кукла на основе мешочка. урок 8 8
8 Игровая текстильная кукла урок 16 16
Итоговая выставка

 

2 (5) год обучения

Наименование раздела, тема

Вид  учебных занятий Общий объем времени в часах
Максимальная  учебная нагрузка Аудиторные занятия вариативной части 
Текстильная  кукла народов мира 66 66
1 Вводная беседа. Разновидности текстильных кукол народов мира. История их возникновения. беседа 2 2
2 Текстильная кукла  (примитивы) урок 12 12
3 Техники лоскутного шитья  урок 20 20
4 Текстильная кукла Реггеди Энн; Тильда урок 20 20
5 «Чердачная» текстильная игрушка урок 12 12
Итоговая выставка

3 (6) год обучения

Наименование раздела, тема

Вид учебных занятий Общий объем времени в часах
Максимальная  учебная нагрузка Аудиторные занятия вариативной части 
Кукла вальдорфской педагогики 66 66
1 Вводная беседа. Знакомство с вальдорфской  куклой являющейся неотъемлемой частью вальдорфской педагогики.  беседа 2 2
2 Кукла Пеленашка урок 6 6
3 Техники вязания на двух спицах урок 10 10
4 Кукла в вязаной пришивной одежде урок 18 18
5 Кукла шитая в одежде  урок 30 30
Итоговая выставка

 

4 (7) год обучения

Наименование раздела, тема

Вид учебных занятий Общий объем времени в часах
Максимальная  учебная нагрузка Аудиторные занятия вариативной части 
Антикварная кукла  66 66
1 Вводная беседа. Знакомство с антикварными  куклами изготовленными в смешанной технике (Изанне Уолкер, Кетти Крузе, Людвига Грейнера). беседа 2 2
2 Реплика антикварной куклы. Смешанная техника изготовления (папье-маше, текстиль). урок 32 32
3 Техники вязания крючком. Кружевные изделия. урок 10 10
4 Антикварная игрушка (текстильная и смешанная техника) урок 22 22
Итоговая выставка

 

5 (8) год обучения

Наименование раздела, тема

Вид учебных занятий Общий объем времени в часах
Максимальная  учебная нагрузка Аудиторные занятия вариативной части 
Авторская кукла 66 66
1 Вводная беседа. Возникновение авторской куклы, ее развитие в современном мире. Знакомство с творчеством современных художников кукольников. беседа 2 2
2 Кукла изготовленная по технологии «текстильная пластика» урок 22 22
3 Авторская кукла. Итоговая работа урок 44 44
Итоговая выставка

 

3.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1(4) год обучения

Русская народная текстильная кукла

  • Вводная беседа. Знакомство с русской народной текстильной куклой. Сакральное значение русской народной куклы.

Текстильная народная кукла в русской культуре. Обрядовое значение русской народной куклы, ее отличие от игровой. Знакомство через куклу с укладом жизни,  национальными культурными кодами русского народа. 

Демонстрация разновидности текстильных русских народных кукол с краткой характеристикой по каждому конкретному образцу.

 

  • Вепская текстильная кукла.

Знакомство с разновидностями куклы, ее историческое происхождение, сакральное значение, общие технологические приемы. Изготовление куклы в материале: кукла «Капуста», кукла «Благодать».  

  • Текстильная кукла столбушка.

Знакомство с разновидностями куклы, ее историческое происхождение, сакральное значение, общие технологические приемы. Изготовление куклы в материале: кукла «Берегиня», кукла «Ведучка», кукла «Архангельская столбушка», кукла «Вербная», куклы «женской судьбы» (На замужество; Славутница; Беременная; Московка; Материнство). 

 В зависимости от возможностей и способностей обучающихся преподаватель самостоятельно решает какие именно виды кукол, из предложенного списка будут изготовлены на аудиторных занятиях.

  • Хотьковский мяч.

Историческое происхождение. Знакомство с разновидностью мячей и отличием  их друг от друга Изготовление в материале.

  • Текстильная народная кукла на основе креста.

Знакомство с разновидностями куклы, ее историческое происхождение, сакральное значение, общие технологические приемы. Изготовление куклы в материале: кукла «Забава»; кукла «Неразлучники»; кукла «Параскева пятница»; кукла «Кузьма и Демьян»; кукла «Масленица».

  •  Вышивка крестом. Древнерусская символика.

Знакомство с древнерусскими обрядовыми символами, их значением и использованием в русской культуре. Изучение техники вышивки крестом. Выполнение декоративных элементов для оформления народных кукол (фартук, рукава).

  • Текстильная кукла на основе мешочка.

Знакомство с разновидностями куклы, ее историческое происхождение, сакральное значение, общие технологические приемы. Изготовление куклы в материале: кукла «Крупеничка»; кукла «Травница», кукла «Благополучие».

  • Игровая текстильная кукла.

Знакомство с разновидностями куклы, ее историческое происхождение, сакральное значение, общие технологические приемы. Изготовление куклы в материале: кукла «На выхвалку»; кукла «Санница»; кукла «Простоволоска»;  кукла «Конь»; кукла «Бабушка»; кукла «Сорока»; кукла «Зайчик на пальчик»; кукла «Курочка».

В зависимости от возможностей и способностей обучающихся преподаватель самостоятельно решает какие именно виды кукол, из предложенного списка будут изготовлены на аудиторных занятиях.

По итогам года оформляется тематическая выставка.

 

2 (5) год обучения

Текстильная  кукла народов мира

  1. Вводная беседа. Разновидности текстильных кукол народов мира. История их возникновения.

Знакомство с разновидностями куклы, ее историческое происхождение, обрядовое и утилитарное назначение, общие технологические приемы. Изготовление текстильной куклы «Примитив»; кукла «Чердачная»; кукла «Реггеди Энн»; кукла «Тильда». 

2.Текстильная кукла  (примитивы)

Знакомство с разновидностями куклы, ее историческое происхождение, сакральное значение, общие технологические приемы. Создание эскиза по предложенным образцам. Изготовление выкройки. Выполнение в материале. Декоративное оформление куклы.

3.Техники лоскутного шитья

Знакомство с историей возникновения лоскутного шитья. Изучение техник изготовления: 

  1. Стачивание полосок без основы. Составление из них модулей.
  2. Диагональные полоски. Настрачивание на основу. Составление модулей.
  3. Техника «Бревенчатая изба». Изучение вариантов изменения настрачивания элементов для составления различных вариантов данной техники.
  4. Техника «Пуфик». Соединение квадратов разной величины, набивка наполнителем. 
  5. Техника «Уголки». Настрачивание на основу сложенных квадратов. Изучение видов настрочки: в полосе; в квадрате; по кругу.

Итоговым изделием будет декоративный коврик, наволочка или панно. Учитывая способности и возможности ребенка, преподаватель совместно с каждым обучающимся решает, в какой именно технике и что будет изготовлено  из предложенных вариантов.  

4.Текстильная кукла Реггеди Энн; Тильда.

Знакомство с разновидностями куклы, ее историческое происхождение, общие технологические приемы. Кукла Реггеди Энн; Тильда. 

В зависимости от возможностей и способностей обучающихся преподаватель самостоятельно решает какие именно виды кукол, из предложенного списка будут изготовлены на аудиторных занятиях.

5.«Чердачная» текстильная игрушка

Знакомство с разновидностями игрушки, ее историческое происхождение, общие технологические приемы. Изготовление игрушки происходит по готовым выкройкам. В зависимости от возможностей и способностей обучающихся преподаватель самостоятельно решает какие именно игрушки будут изготавливать ученики. 

Роспись и декорирование игрушки обучающиеся  могут выполнять по образцу или самостоятельно, проявляя свою фантазию и предпочтения.

По итогам года оформляется тематическая выставка.

 

3(6) год обучения

Кукла вальдорфской педагогики

 

  • Вводная беседа. Знакомство с вальдорфской  куклой являющейся неотъемлемой частью вальдорфской педагогики.

 Знакомство с вальдорфской педагогикой. Историческим возникновением, ее авторами, дидактическими целями и задачами, педагогическим значением. Демонстрация видов вальдорфских кукол, их воспитательным смыслом и практическим применением.

2.Кукла Пеленашка

Знакомство с разновидностью куклы, ее воспитательным значением, утилитарным применением и технологией изготовления.  Выполнение в материале. 

 

3.Техники вязания на двух спицах

Знакомство с историей возникновения техники вязания на спицах. Ее разнообразное сакральное и утилитарное значение на примерах разных народов мира.

 Знакомство с различными видами вязания на двух спицах. Изучение приема вязания «Лицевая гладь», «Резинка», «Двусторонняя гладь» и т.д. Сложность выполнения изделий  зависит от возможностей и способностей обучающихся. Выполнение коллективной работы: вязание образцов заданной формы и составление панно.

4.Кукла в вязаной пришивной одежде

Знакомство с разновидностью куклы, ее воспитательным значением, утилитарным применением и технологией изготовления.  Выполнение в материале. Учитывая способности и возможности ребенка, преподаватель совместно с каждым обучающимся решает степень  сложности выполнения декоративного оформления куклы (волосы, глаза, одежды).

  • Кукла шитая в одежде

Знакомство с разновидностью куклы, ее воспитательным значением, утилитарным применением и технологией изготовления.  Выполнение в материале. Учитывая способности и возможности ребенка, преподаватель совместно с каждым обучающимся решает степень  сложности выполнения декоративного оформления куклы (волосы, глаза, одежды).

По итогам года оформляется тематическая выставка.

 

4 (7) год обучения

Антикварная кукла

1.Вводная беседа. Знакомство с антикварными  куклами изготовленными в смешанной технике (Изанне Уолкер, Кетти Крузе, Людвига Грейнера).

Знакомство с историко-культурной эпохой возникновения кукол в разных континентах мира. Авторами-кукольниками, их  биографией, художественным развитием, процессом становления изготовления кукол в промышленных масштабах. Знакомство в видами авторских кукол изготовленных в смешанной технике ( голова и предплечье, конечности из папье-маше, туловище из ткани, мягконабивное).

2.Реплика антикварной куклы. Смешанная техника изготовления (папье-маше, текстиль).

В зависимости от возможностей и способностей обучающихся преподаватель самостоятельно решает какие именно виды кукол, из предложенного списка будут изготовлены на аудиторных занятиях. Кукла Изанне Уолкер (Izannah Walker); КуклаЛюдвига Грейнера (Ludwig Greiner).

Изучение технологий лепки «болванки» частей тела куклы, отливки формы из гипса, выполнение частей тела из папье-маше, разработка выкройки для мягконабивных частей тела. Выполнение формы в материале. 

Изучение исторического костюма, выполнение в материале. Декоративное оформление куклы.

3.Техники вязания крючком. Кружевные изделия.

История возникновения вязания крючком, и ее разновидности – кружева. Знакомство с видами вязанного крючком кружевными изделиями. 

Изучение способа вязания крючком кружев при помощи схемы. В зависимости от индивидуальных возможностей и способностей каждым обучающимся выполняется изделие доступной ему степени сложности: салфетка, ленточное кружево.

4.Антикварная игрушка (текстильная и смешанная техника)

Знакомство с видами антикварных игрушек, их традиционным и утилитарным значением. Первыми авторами кукольниками создавшими изучаемые игрушки (Маргарет Штайф). Изучение особенностей техники и методики изготовления.

 Изготовление традиционной мягкой игрушки по старинным выкройкам. Использование  плюша, бархата, фетра, деревянных опилок в качестве наполнителя, традиционное. Предлагаемая тема: Медведь, Слон.

По итогам года оформляется тематическая выставка.

 

5 (8) год обучения

Авторская кукла

1.Вводная беседа. Возникновение авторской куклы, ее развитие в современном мире. Знакомство с творчеством современных художников кукольников.

Знакомство с историей возникновения авторской куклы. Виды авторской куклы.  Ее значение в социальном и культурном развитии. Знакомство с современными зарубежными и отечественными художниками кукольниками: Hildegard Gunzel, Lu Ann, Томара Пивнюк, Горюнова Ирина, Наталья Лопусова-Томская, Rina Bushe, Наталья Мурашова, AnnaDan, Алексеева Гуля и др.

Знакомство с современными крупными выставочными проектами, площадками, «Международный салон кукол», «Art and Doll» и др.

  • Кукла изготовленная по технологии «текстильная пластика»

Знакомство с современно техникой «текстильная пластика». Знакомство с образцами. Изучение технологических особенностей изготовления. Разработка образа авторской текстильной куклы. 

Выполнение текстильной куклы на проволочном коркасе, декоративное оформление. В зависимости от возможностей и способностей обучающихся работа может быть коллективная или индивидуальная. 

  1. Авторская кукла. Итоговая работа

Итоговая работа выполняется в любой  из раннее изученных технологических приемов создания кукол, игрушек и техник рукоделия.

Обучающиеся не ограничиваются определенной темой, количеством персонажей (если это необходимо для творческого замысла), техникой изготовления и декоративным оформлением создаваемого образа.  

 На данном этапе освоения программы ведущую роль занимает самостоятельная работа  обучающегося (разработка образа, выбор технологии изготовления, исполнение в материале, декоративное оформление изделия), учитывая его приоритеты и вкусы. Работа преподавателя носит рекомендательный и вспомогательный характер. Обучающиеся вправе выполнить как индивидуальную, так и коллективную работу.

По итогам года оформляется тематическая выставка.

 

4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».

  1. Знание основных  понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства.
  2. Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
  3. Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом.
  4. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.
  5. Умение работать с различными материалами.
  6. Умение работать в различных техниках: ручное и машинное шитье  по ткани, лепка, отливка форм, папье-маше, вязание крючком и спицами, различные виды вышивки, техника текстильной пластики, конструирование.
  7. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
  8. Навыки ритмического заполнения поверхности.
  9.  Навыки изготовления объемных изделий и декоративной оформление.
  10.  Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
  11.  Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.
  12. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

 

5.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

    1.  АТТЕСТАЦИЯ: ЦЕЛИ, ВИДЫ, ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функцию.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.

Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м, 8-м полугодиях за счет аудиторного времени.  Итоговая аттестация проводится на 10-м полугодии. На просмотрах обучающимся выставляется оценка за текущий год. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ учащихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, тестирования.

5.2.КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

«5» (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.

«4» (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.

«3» (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

 

  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.

Программа предлагает следующую схему проведения занятий:

  1. Образная беседа-знакомство с историей и культурой изучаемой темы;
  2. Беседа-лекция по технике работы в материале;
  3. Сбор подготовительного декоративного и прикладного материала с учетом изучения материальной культуры;
  4. Выбор тонального и колористического решения для выполнения изделия в материале. 
  5. При создании авторской работы: выполнение  композиционного эскиза.
  6. Освоение приемов работы в материале;
  7. Выполнение учебного задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в  материале.

При реализации программа используются разные формы проведения аудиторных занятий: просмотр тематических фильмов, презентаций, технологических карт, мастер-классов, выполнение индивидуальных и коллективных работ.  

На практических занятиях после  объявление темы, постановки конкретных задач, просмотра классических аналогов, при необходимости цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.

Итогом каждого года должна стать, как минимум, одна законченная работа, выполненная в материале на каждую изучаемую тему, может быть и серия изделий. Форма, техника исполнения и образное решение работы   должны соответствовать общей для каждого года обучения теме. 

По итогу года оформляется тематическая выставка. Название выставки, ее характеристики могут варьироваться по возможностям обучающихся и предпочтениям преподавателя. 

Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному обучающемуся.

После выбора  темы и при необходимости составление эскиза начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по декоративно-прикладному искусству. При изучении разных техник рукоделия полезно изготавливать образцы изделий.  

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение образцов рукоделия , разработку эскизов, посещение ими учреждений  культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

 

Дидактически материалы

Для успешного результата в освоении программы по декоративному творчеству необходимы следующие учебно-методические пособия:

– таблица по цветоведению;

– таблицы по этапам работы над куклами, игрушками;

– наглядные пособия по различным видам и  техникам рукоделия;

– репродукции произведений мирового искусства;

-работы учащихся из методического фонда школы;

– схемы для вышивки, вязания спицами и крючком;

– таблица по видам орнамента;

– таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;

-таблицы по колориту;

– интернет-ресурсы;

– презентационные материалы по тематике разделов.

Для развития навыков творческой работы обучающихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет преподавателю полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей.

Средства дифференциации: 

-Разработка заданий различной трудности и объема;

-Разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении

учебных заданий;

-Вариативность темпа освоения учебного материала;

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала обучающимся предлагается воспользоваться раннее полученной информацией.

Обучающиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством инструктажа, технических схем, памяток, мастер-классов.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

 

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

 

  1. Аксенова М., Ананьева Н., Евсеева Т. Куклы мира, М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008
  2. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М, 2010
  3. Бартман М.Н., Изергина А.Н. Игрушки из ткани. ГИЗМЕСТПРОМ, М.: 1947
  4. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, 2008
  5. Дайн Г. и М. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии, М. 2007
  6. Дайн Г. Лоскутные мячики. // Газета «Искусство», М.: 2004
  7. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
  8. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное искусство», 1984
  9.  Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
  10. Зимина И.З. Текстильные Обрядовые куклы.- М.: Издательство «Ладога-100», 2007
  11.  Карин Нойшюц. Куклы-своими руками./ пер со швед.- М.: evidentis, 2001
  12. Коси, Л. Лоскутное шитье. 300 новых узоров/ Пер.с англ. Н.К. Яковлевой.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007
  13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005
  14.  Лопусова-Томская Н. Серия «Секреты кукольного мастерства» Кукла из папье-маше. М.: ООО «Дизайн Кора» 2007
  15. Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 1985
  16. Техника лоскутсного шитья/ Пер. с англ.- М.:Т 38 «Ниолоа-Пресс», 1998
  17.  Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. – М.: Просвещение, 1985
  18.  Черных, А.В. Традиционная кукла народов Пермского края.- Спб.: Издательство «Мамонтов», 2014

 

Список учебной литературы

  1. 1.Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. –М.: Белый город, 2010
  2. Максимова М.В, Кузьмина М.А. Школа рукоделия. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999
  3. 3.Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. / Сост. Н.Г. Юрина. – М.: АСТ, 1998
  4. Берстнева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010
  5. Войдинова Н.М. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо. 2007

Средства обучения

На уроках прикладного творчества используется  большое количество средств обучения. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. 

-материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, швейным оборудованием;

– наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, технологические карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, экран для мультимедийного проектора;

– демонстрационные: демонстрационные модели, образцы изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного размера;

– электронные образовательные ресурсы:  мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

– аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

 

ПРОГРАММА по учебному предмету «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» для Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ»
Пролистать наверх