автор: Бутенко Ирина Владимировна

Педагог — организатор, ПДО МБОУ ДО «Центр развития творчества» город Черногорск, Республика Хакасия

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании.

                                                                                    МБОУ ДО «Центр развития творчества»

                                                                            Республика Хакасия, г. Черногорск

                                                                педагог – организатор, ПДО

                                                                    Бутенко Ирина Владимировна

 

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании.

 Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Обеспечение реализации права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на дополнительное образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение детьми данной категории дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени. Работая с детьми,  данной категории на протяжении 16лет я всегда делала упор на развитие мелкой моторики. На занятиях использую  инновационные технологии. Мною разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые ладошки». Содержание программы предусматривает освоение детьми различных нетрадиционных методов и средств художественного воспитания: пластилинографии, тестопластики, лепки из кинетического песка. Все это позволит расширить кругозор детей с ОВЗ, будет способствовать развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, зрительной памяти, творческих способностей.

  Реализация программы  позволяет создать условия для развития творческих возможностей, нравственной ориентации и мыслительной деятельности каждого обучающегося.

Известно, что в основе устойчивого развития ребенка лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам добывает новые знания, тем самым, повышая свою деятельностную и информационную компетентность. Однако в отношении детей с  ОВЗ  решение данной задачи предполагает значительные трудности. Это определяется прежде всего тем, что для детей данной категории характерны недоразвитие познавательной деятельности, функциональная недостаточность зрительного и слухового восприятия, нарушение памяти, незрелость высших психических функций и плохо развитая мелкая и общая моторика. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности. Не сформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей, не сформированностью зрительно-моторной координации, т. е. несогласованной работой руки и глаза – все это отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, аппликации, письме.  На занятиях я использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса детей с ОВЗ. На таких занятиях складывается особая атмосфера,  развивается умение работать в группе: успех на занятии  зависит от личных усилий каждого ребенка.  Дети  преодолевают  собственную  застенчивость, нерешительность. Игровую деятельность я применяю в следующих случаях:

  • Словарная разминка, пальчиковая гимнастика с проговариванием коротких стихов.
  • Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. За правильные ответы дети получают смайлики.  Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока: например игра – путешествие. 
  • Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.

         Инновационные технологии существенно помогают в  работе с детьми с ОВЗ. 

Несмотря на то, что на сегодняшний день есть очень много видов арт-терапии, все же в работе с детьми чаще всего применяются следующие виды: 

Изотерапия – это очень распространённый вид арт-терапии, которая включает в себя рисование, лепку, работу с глиной и т.п. В начале работы ребенок может рисовать только каракули, но как только у него начнут разрушаться внутренние зажимы, то его рисунок или поделка  будет дополняться все больше и больше, следуя определенному сюжету. 

Песочная терапия – помимо эффективности является полезной для развития мелкой моторики у детей, да и каждому ребенку причиняет огромное удовольствие играть с песком. Поэтому песочная терапия является одной из самых любимых видов самовыражения  детей.
Тестопластика, пластилинография и работа с кинетическим песком  позволяют в работе с детьми с ОВЗ:   

  • Развить мелкую моторику
  • Совершенствовать сенсорное восприятие
  • Осуществлять подготовку руки к письму
  • Развивать речь
  • Развить творческое мышление
  • Вовлекать в ролевые игры
  • Тренировать внимание
  • Расслабляться и успокаиваться

Разнообразные занятия: рисование, лепка из соленого теста, пластилина, песка  способствуют развитию творческих способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребёнка.

В чем польза лепки  для детей?

Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Лепка самая доступная  и полезная деятельность  для детей, которая вызывает интерес и способствует всестороннему развитию, как в техническом плане, так и психологическом, например: 

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда ребенок начинает обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их, так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.

Развитие творчества и воображения

В работе с пластилином, тестом, песком включается воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании  происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом, закладывается фундамент для умственного развития.

Развитие координации глаз и рук

Ловкость рук во взрослой жизни помогает не только расширить горизонт профессий, но иногда спасти жизнь. Важно ребенку как можно раньше и лучше развить координацию движений и зрительную память. Это поможет улучшить скорость реакции. Лепка  «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.

Успокаивающее и терапевтическое воздействие

Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия  помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.

Социализация

Трудно поверить, но обычная лепка  способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится,  более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных деток.

Интересное занятие

Не стоит лишний раз напоминать, что лепка — приятное и интересное время препровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. Будет создавать героев из мультфильмов, своих друзей, домашних любимцев или новых персонажей.

 

Литература

  1. Интернет источник: https://psihter.ru/detskaya-psihologiya/art-terapiya-dlya-detey/
  2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005.
  3. «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
  4. Издательство «Глобус» , 2010 г.
  5. Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя. Мурманск. 2008 г.