Автор: Воронова Ольга Александровна

педагог-психолог МКДОУ детский сад №11

Проект «Письмо из прошлого»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

 

Проект 

(посвящённый 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов) 

«Письмо из прошлого»

Автор:

Педагог-психолог:

Воронова О.А. 

         

      

 

Тавда 2020 г

 

Участники проекта: дети (6-7 лет), родители,  ст. воспитатель, педагог-психолог.

 Вид проекта

— Социально — ориентированный;

— Творческий

Продолжительность проекта: Краткосрочный

Срок реализации: апрель — май

Актуальность

Патриотическое воспитание имеет важное значение в современном обществе. Патриотизм — это великое чувство любви, принадлежности к нашей Родине. Формирование этого чувства  у детей начинается уже в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание осуществляется на основе семейных ценностей и традиций, истории и на опыте наших предков. В настоящее время утрачивается чувство патриотизма у современных подростков, поэтому считаем необходимым формировать его в дошкольном детстве. Для решения этой проблемы необходимо использовать современные методы и походы такие как проектная деятельность, в которой задействуются все участники образовательного процесса, а главное родители. Поэтому необходимость сотрудничества с родителями и отказ от традиционной роли педагога в пользу партнерской. 

Формировать у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому прошлому военному прошлому страны, к Родине.

Цели проекта:

Формирование у старших дошкольников патриотических чувств, уважения к историческому военному прошлому Родины.

— Формирование интереса к продуктивной, творческой и исследовательской деятельности

Задачи проекта:

Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

— Познакомить с произведениями художественной литературы  военных лет; обогащать и развивать словарный запас детей,

— Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине; проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

— Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

Предполагаемый результат:

любознательность, активность;

— интерес к новым знаниям;

— проявление чувства гордости за стойкой и самоотверженность народа страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

— представления о фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов), их фронтовых и трудовых подвигах;

— творчески активны, воспроизводят музыкальные произведения, соответствующие тематике проекта.

 

Этапы реализации проекта:

  1. Этап. Подготовительный (1.04-10.04)

— Выявление знаний детей о ВОВ (Анкета «Что я знаю о войне»)

— Информирование родителей о предстоящем проекте. (Домашнее задание — подготовить рассказ с фото или презентацию о дедушке (бабушке), которые участвовали в ВОВ)

— Подготовка иллюстраций, фотографий, литературных произведений о годах ВОВ

— Подготовка цикла бесед о ВОВ и героях.

2 Этап . Практический. (10.04-10.05)

Неделя Мероприятие Участники
1 неделя (13.04-17.04) «Священная война» Беседы: 

— Великая отечественная война;

— Почему война называется «Великая, Отечественная»;

— Дети и война;

— Военная техника;

— День Победы;

Чтение произведений:

Л. Кассиль «Главное войско», 1987

— Митяев Анатолий «Землянка»

— Лавренев Б. «Большое сердце»

— Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991

— «Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)

— Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»

— С. Баруздин «Рассказы о войне»

— С. Михалков «День Победы»

— С. П. Алексеев «Брестская крепость».

— Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».

Дети, ст. воспитатель, педагог-психолог.
2 неделя (20.04-24.04) «Мой дедушка (бабушка) герой» Выступление детей и родителей  (рассказ с фото или презентация о дедушке (бабушке), которые участвовали в ВОВ Дети, родители
3 неделя (27.04- 30.04) «Письмо из прошлого» Занятие «Письмо из прошлого»

Акция «Военно-полевая почта»

ст. воспитатель, педагог-психолог, дети
4 неделя «Дети о войне» Выступление на концерте ДОУ к 9 мая (Проигрывание Стихотворения Юлии Друниной «Зинка») ст. воспитатель, педагог- психолог, дети
  • 3 Этап. Заключительный

— Проведение анкетирования «Что я знаю о войне» (анализ результатов)

— Выставка рисунков «Мирное небо над головой»

— Размещение материалов на сайте ДОУ

— Подведение итогов.

 

Список используемых источников:

  1. garo@gosarhro.ru
  2. www.maam.ru

3.www.youtube.com

 

  • Приложение 1
  • Конспект занятия 
  • «Письмо из прошлого»

Цель: Развитие чувства патриотизма, любви к родине.

Задачи: 

— Познакомить детей с фронтовыми письмами;

— Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ;

— Развивать интерес детей к истории своей страны;

— обогащение словаря.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, лоток с водой, салфетки, бумага, карандаши, мультфильм о войне «Воспоминание», песня «Фронтовое письмо». 

Ход занятия

Педагог-психолог: Добрый день ребята! Совсем скоро мы будем отмечать знаменательный день – День Победы. Вот уже 75 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но каждый год снова и снова мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в той страшной войне. Ребята, а что же такое война?

Ответы детей.

Викторина «Что мы знаем о войне»

— Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)

– Когда началась война? (22 июня 1941 года)

– Сколько лет она продолжалась? (Война продолжалась 4 года.)

– Как называлась наша страна во время Великой Отечественной войны? (Советский Союз)

– Кто напал на нашу страну? (Фашистская Германия.)

– Как называется наша страна в настоящее время? (Россия.)

– В войне принимали участие разные виды войск. Какие? (авиация, флот, пехота)

— Использовалось разное вооружение. Какое? (самолеты, корабли, танки, зенитные орудия)

— В войне участвовали военные различных специальностей. Какие? (летчики, моряки, танкисты, снайперы).

— Знаете ли вы, где воевали:

военный флот? (На море, на воде.)

авиация? (В небе, в воздухе.)

пехота? (На суше, на земле.)

– Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)

– Как можно узнать ветерана ВОВ? Это пожилой человек, в форме, с наградами.)

– Что мы должны сделать, если 9 Мая встретим ветерана? (Поздравить с праздником, поблагодарить за победу.)

 

Да, вы правы. А сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм, который называется «Воспоминание». (Просмотр мультфильма)

Обсуждение мультфильма после просмотра.

В группу заходит военно-полевой почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, дети! Я слышал, вы здесь говорили о войне?

Ответы детей: Да

Почтальон: Вы знаете, кто я? И что я делал на фронте?

Ответы детей: почтальон, разносил письма солдатам.

Почтальон: да, я и вам принес письмо (показывает треугольник, но на нем ничего не видно). Это письмо из прошлого, какой оно формы?

Ответы детей: треугольной

Почтальон: Да. У этих писем необычная форма – треугольная. На них отсутствуют почтовые марки. На лицевой стороне написан почтовый адрес. Солдаты писали письма домой на листочке бумаги, бумаги было мало, конвертов совсем не было. Напишет солдат письмо, сложит треугольником, напишет адрес и отдаст военному почтальону. Письма писали в перерывах между боями, писали в окопах, отправляли из госпиталей, опускали на станциях. Письма были разные. Но чаще всего, это были письма для матерей и близких. Как вы думаете,чем писали письма на войне? 

Ответы детей……

Почтальон: письма писали простыми карандашами,т. к не было ручек. Письма с фронта. Как их ждали в годы войны! Ведь они были залогом того,что приславший их: муж, сын, брат, жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. В них солдаты писали обо всём: рассказывали о войне,писали стихи, посылали фотографии. Получит мама письмо и заплачет от радости: —«жив мой сынок.

Психолог: какой интересный рассказ , спасибо, тебе, почтальон, мы с ребятами много узнали о фронтовых письмах.

Почтальон: Ребята, а вы хотите почитать, что писали с фронта солдаты?

Ответы детей: да!

Почтальон: На этом письме не видно ни строчки, но мы попробуем с вами все исправить. (Почтальон показывает письмо и просит лоток с водой. Опускает письмо в воду, по-тихоньку буквы начинают проявляться.)

Почтальон зачитывает текст письма.

«Здравствуйте дорогие мои мама и сестричка Раечка.


Разрешите мне вам передать свой пламенный, фронтовой и незабываемый привет и массу наилучших пожеланий в вашей одной жизни. Дорогая мама, вчера я получил ваше письмо, которое сильно на меня подействовало. Мама, я сочувствую всем вашим трудностям, вашему горю, но ведь мне тоже тяжело… тяжело передать, что я на фронте, где жизнь считается по секундам. Я также сильно переживаю о смерти папы. Я также самое не сплю ночами, ибо нельзя, война и прочее. Так что, мамочка, нас постигло общее горе и не только вас, меня и Раю, но весь наш советский народ. Но мы не должны ныть, а наоборот переносить все эти трудности, стиснув зубы. Скоро покончим с гитлеровскими бандитами, разобьем и сметем с лица земли всю фашистскую нечисть. Остались, мама, к тому считанные недели. Не печальтесь, не падайте сильно духом. Мама, прошу вас, чтобы вы Раю хотя бы не тревожили, не давали вид о том, что вы переносите большие тяжести, ибо это может сильно отразиться на ее здоровье и учебе.
На этом разрешите письмо кончить. Передавайте всем по привету.
Оставайтесь бодры и …
Пишите письма.
Ваш сын Михаил”

 

Психолог: Ребята, солдаты очень ждали писем от своих близких и радовались каждому письму. Но сейчас ветераны ждут их не меньше. Давайте напишем нашим ветеранам письма со словами благодарности за из подвиг.

Изготовление фронтовых писем под песню «Фронтовое письмо».

Почтальон: Ребята, какие вы молодцы! Все ваши письма я доставлю ветеранам. А теперь пришло время прощаться! До свидания!

Психолог: Ребята, я вами горжусь! Вы справились  и ваши письма будут радовать наших бабушек и дедушек. Скажите что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось?

Ответы детей….

  • Приложение 2
  • Юлия Друнина «Зинка»

1

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

2

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

3

— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!