автор: Выскубова Галина Александровна
педагог-психолог ГБОУ Школа № 1329
Формирование обобщающих понятий у детей 5-6 лет
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ».
Педагог-психолог: Выскубова Г.А.
Оборудование и материалы: карточки с картинками цветов, деревьев, овощей, фруктов, ягод; муляжи цветов, деревьев, овощей, фруктов, ягод; подносы для материала; 5 ковриков для команд.
Цель: систематизация
знаний, полученных при изучении всей темы «Обобщающие понятия», закрепление ее наиболее важных положений.
Задачи: 1) развивать обобщающую функцию мышления;
2) совершенствовать умения классифицировать предметы по основным признакам;
3)развивать речь и словарный запас детей.
Предварительная работа: На предыдущих занятиях дети рассматривали разные предметы, относящиеся к одному классу (цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды). Так же детям предлагались другие виды упражнений направленные на формирование обобщающих понятий, такие как продолжи ряд слов (огурец, помидор, капуста, … ), что не подходит (капуста, морковь, груша, свекла).
План специально организованной деятельности с педагогом-психологом
№ | Ход занятия | Действия педагога-психолога | время |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | |||
1.
2. |
Дети приглашаются в класс развития и поют приветственную песенку.
Детям педагог-психолог раздает карточки с картинками цветов, деревьев, овощей, фруктов и ягод, с помощью которых они делятся на 5 команд. |
Педагог-психолог дает детям инструкцию: Сейчас я вам раздам карточки с разными картинками, и вам нужно будет молча найти себе семью. Но при этом, вы должны объединится так, чтобы назвать всю свою команду одним словом. |
1мин.
2 мин. |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||
1.
2. 3. |
Дети выбирают с подноса карточки и муляжи подходящие их обобщающему слову (названию команды).
Одна команда называет, что они выбрали, а другие проверяют их выбор. Дети описывают свойства, качества и признаки, присущие всем предметам, выбранным ранее командами. |
Если у детей возникли проблемы, педагог-психолог помогает в их решении.
Педагог-психолог контролирует правильность выполнения задания. Педагог-психолог задает вопросы, в случае если у ребенка возникают затруднения. И формулирует на основе ответов детей выводы |
2 мин.
5 мин. 5 мин. |
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |||
1.
2. |
Дети играют в игру «Море волнуется раз», превращаясь и замирая в разные предметы.
Прощание. Дети встают в круг и поют прощальную песенку. |
Педагог-психолог спрашивает каждого ребенка, во что он превратился. | 4 мин.
1 мин. |
Описание 3-х уровней сложности задания, данного в основной части совместной деятельности
Уровни заданий | Вариант, тип задания | Тактика пед. поддержки |
II уровень (средний, рассчитанный на основную часть воспитанников) | Ребенок самостоятельно выбирает предметы, подходящие к обобщающему слову. Ребенок знает названия всех выбранных предметов.
Ребенок сам может найти, что объединяет выбранные с подноса предметы. |
Педагог дает общие для группы детей рекомендации. |
I уровень (низкий, упрощенный, рассчитанный на несколько детей) | Ребенок самостоятельно выбирает темп работы и степень участия в каждом из заданий. | Для поддержки таких детей педагог-психолог дает дополнительные подсказки в случае необходимости и задает наводящие вопросы. |
III уровень (высокий, творческий) | Ребенок самостоятельно выбирает темп работы, может помогать другим товарищам по команде. | Педагог-психолог дает общие рекомендации, поощряет активность и ребенка и стимулирует ребенка к оказанию помощи другим детям. |
Стихи на формирование обобщающих понятий
Е.Б.Смирнова
Транспорт
Автобус, троллейбус,
Трамвай и такси-
По городу транспорт
Нас может везти.
А если далекий
Друг в гости нас ждет,
Нас в другой город
Быстро поезд везет.
Кому нравится полет-
Тот садится в самолет.
А по рекам и морям
Мы плывем на кораблях.
Инструменты
Очень нужные всем вещи-
Молоток, топор и клещи.
Не забудем про рубанок,
Про отвертку и пилу,
Что пока лежит в углу.
Ты запомни непременно:
Мы назвали инструменты.
Одежда
Мы одежду называем,
Называем, все, что знаем:
Рубашка, платье, юбка, шорты,
Сарафан, пиджак и кофта,
Куртка, плащ, пальто и шуба.
И про брюки не забуду.
Я одежду называю.
Называю то, что знаю.
Обувь
Если решили пойти погулять,
Что будем на ноги мы надевать?
Туфли, ботинки, кроссовки и боты,
Валенки, кеды выберет кто-то.
Кто-то резиновые сапоги
Быстро наденет на обе ноги.
Летом наденем мы босоножки,
Будет не жарко маленьким ножкам.
А если на улицу мы не выходим,
В тапках домашних по дому мы ходим.
Знаю я: обувью мы называем
То, что на ноги мы надеваем.
Насекомые
Бабочка, муха, комар, муравей,
Божья коровка, кузнечик и шмель,
Блоха, стрекоза, таракан и пчела,
Которая мед нам с тобой принесла.
С ними мы знакомые-
Это — насекомые.
Птицы
Грач, голубь и цапля, веселый скворец,
Который зиме объявляет конец,
Ласточка, галка, ворона, синица-
Кто это такие? Конечно же птицы!
Еще назовем трясогузку, орла.
У каждого клюв есть и хвост, два крыла.
Летают, клюют,
Весной гнезда вьют.
Сорока и дятел, журавль, воробей-
За мною всех птиц назови поскорей.
Дикие животные
Белка, еж, медведь и заяц,
Волк, лиса, лось и барсук-
Это дикие животные,
Все они живут в лесу.
Домашние животные
Могу я домашних животных назвать
Надо их всех обязательно знать:
Кошка, кот, коза, козел,
Баран, овца, свинья, осел,
Лошадь, конь, бык и корова.
Повторить могу все снова!
Посуда
Что посудой называют,
Все, конечно, это знают.
Кастрюля и чайник,
Тарелки и блюдца,
Стаканы и чашки,
Которые бьются.
Дуршлаг, сковородка,
Миска, бокал-
Все это посуда,
Ее я назвал.
Овощи
Что растет в огороде-
Овощами мы зовем.
Репу, лук, морковь и свеклу,
Помидоры здесь найдем.
Тут сорвем чеснок, капусту Картофель, перец, огурцы.
Сварим суп, салат накрошим-
Вот какие молодцы!
Фрукты
Запомни: на дереве фрукты растут.
Лимон, апельсины и яблоки тут.
Абрикосы и груши, гранат и хурма,
Персик и слива, мандарин и айва.
Мебель
Если в комнату войти,
Мебель можно там найти:
Стол, диван, сервант и кресло,
Стул, комод — всем хватит места.
Тумба, книжный шкаф, кровать-
Мебель я могу назвать.