Формирование обобщающих понятий у детей 5-6 лет

автор: Выскубова Галина Александровна

педагог-психолог ГБОУ Школа № 1329

Формирование обобщающих понятий у детей 5-6 лет

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ  5-6 ЛЕТ».

Педагог-психолог: Выскубова Г.А.

 

Оборудование и материалы:  карточки с картинками цветов, деревьев, овощей, фруктов, ягод; муляжи цветов, деревьев, овощей, фруктов, ягод; подносы для материала; 5 ковриков для команд.

Цель: систематизация

знаний, полученных при изучении всей темы «Обобщающие понятия», закрепление  ее  наиболее  важных положений.  

Задачи: 1) развивать обобщающую функцию мышления;

               2) совершенствовать умения классифицировать предметы по основным признакам;

               3)развивать речь и словарный запас детей.

Предварительная работа: На предыдущих занятиях дети рассматривали разные предметы, относящиеся к одному классу (цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды). Так же детям предлагались другие виды упражнений направленные на формирование обобщающих понятий, такие как продолжи ряд слов (огурец, помидор, капуста, … ), что не подходит (капуста, морковь, груша, свекла).

 

План специально организованной деятельности с педагогом-психологом

 

 №  Ход занятия  Действия педагога-психолога  время
 I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.

2.

 Дети приглашаются в класс развития и поют приветственную песенку.

Детям педагог-психолог раздает карточки с картинками цветов, деревьев, овощей, фруктов и ягод, с помощью которых они делятся на 5 команд.

 

Педагог-психолог дает детям инструкцию: Сейчас я вам раздам карточки с разными картинками, и вам нужно будет молча найти себе семью. Но при этом, вы должны объединится так, чтобы назвать всю свою команду одним словом.

 1мин.

2 мин.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.

2.

3.

 Дети выбирают с подноса карточки и муляжи подходящие их обобщающему слову (названию команды).

Одна команда называет, что они выбрали, а другие проверяют их выбор.

Дети описывают свойства,   качества и признаки,

присущие всем предметам, выбранным ранее командами. 

 Если у детей возникли проблемы, педагог-психолог помогает в их решении.

Педагог-психолог контролирует правильность выполнения задания.

Педагог-психолог задает вопросы, в случае если у ребенка возникают затруднения. И формулирует  на  основе ответов детей выводы

 2 мин.

5 мин.

5 мин.

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.

2.

 Дети играют в игру «Море волнуется раз», превращаясь и замирая в разные предметы.

Прощание. Дети встают в круг и поют прощальную песенку.

 Педагог-психолог спрашивает каждого ребенка, во что он превратился.  4 мин.

1 мин.

 

Описание 3-х уровней сложности задания, данного в основной части совместной деятельности

 

 Уровни заданий  Вариант, тип задания  Тактика пед. поддержки
 II уровень (средний, рассчитанный на основную часть воспитанников)  Ребенок самостоятельно выбирает предметы, подходящие к обобщающему слову. Ребенок знает названия всех выбранных предметов.

Ребенок сам может найти, что объединяет выбранные с подноса предметы.

 Педагог дает общие для группы детей рекомендации.
 I уровень (низкий, упрощенный, рассчитанный на несколько детей)  Ребенок самостоятельно выбирает темп работы и степень участия в каждом из заданий.  Для поддержки таких детей педагог-психолог дает дополнительные подсказки в случае необходимости и задает наводящие вопросы.
 III уровень (высокий, творческий)  Ребенок самостоятельно выбирает темп работы, может помогать другим товарищам по команде.  Педагог-психолог дает общие рекомендации, поощряет активность и ребенка и стимулирует ребенка к оказанию помощи другим детям.

 

Стихи на формирование обобщающих понятий

Е.Б.Смирнова

 

Транспорт

Автобус, троллейбус,

Трамвай и такси-

По городу транспорт

Нас может везти.

А если далекий

Друг в гости нас ждет,

Нас в другой город

Быстро поезд везет.

Кому нравится полет-

Тот садится в самолет.

А по рекам и морям

Мы плывем на кораблях.

 

Инструменты

Очень нужные всем вещи-

Молоток, топор и клещи.

Не забудем про рубанок,

Про отвертку и пилу,

Что пока лежит в углу.

Ты запомни непременно:

Мы назвали инструменты.

 

Одежда

Мы одежду называем,

Называем, все, что знаем:

Рубашка, платье, юбка, шорты,

Сарафан, пиджак и кофта,

Куртка, плащ, пальто и шуба.

И про брюки не забуду.

Я одежду называю.

Называю то, что знаю.

 

Обувь

Если решили пойти погулять,

Что будем на ноги мы надевать?

Туфли, ботинки, кроссовки и боты,

Валенки, кеды выберет кто-то.

Кто-то резиновые сапоги

Быстро наденет на обе ноги.

Летом наденем мы босоножки,

Будет не жарко маленьким ножкам.

А если на улицу мы не выходим,

В тапках домашних по дому мы ходим.

Знаю я: обувью мы называем

То, что на ноги мы надеваем.

Насекомые

Бабочка, муха, комар, муравей,

Божья коровка, кузнечик и шмель,

Блоха, стрекоза, таракан и пчела,

Которая мед нам с тобой принесла.

С ними мы знакомые-

Это — насекомые.

Птицы

Грач, голубь и цапля, веселый скворец,

Который зиме объявляет конец,

Ласточка, галка, ворона, синица-

Кто это такие? Конечно же птицы!

Еще назовем трясогузку, орла.

У каждого клюв есть и хвост, два крыла.

Летают, клюют,

Весной гнезда вьют.

Сорока и дятел, журавль, воробей-

За мною всех птиц назови поскорей.

 

Дикие животные

Белка, еж, медведь и заяц,

Волк, лиса, лось и барсук-

Это дикие животные,

Все они живут в лесу.

 

Домашние животные

Могу я домашних животных назвать

Надо их всех обязательно знать:

Кошка, кот, коза, козел,

Баран, овца, свинья, осел,

Лошадь, конь, бык и корова.

Повторить могу все снова!

 

Посуда

Что посудой называют,

Все, конечно, это знают.

Кастрюля и чайник,

Тарелки и блюдца,

Стаканы и чашки,

Которые бьются.

Дуршлаг, сковородка,

Миска, бокал-

Все это посуда,

Ее я назвал.

 

Овощи

Что растет в огороде-

Овощами мы зовем.

Репу, лук, морковь и свеклу,

Помидоры здесь найдем.

Тут сорвем чеснок, капусту Картофель, перец, огурцы.

Сварим суп, салат накрошим-

Вот какие молодцы!

 

Фрукты

Запомни: на дереве фрукты растут.

Лимон, апельсины и яблоки тут.

Абрикосы и груши, гранат и хурма,

Персик и слива, мандарин и айва.

Мебель

Если в комнату войти,

Мебель можно там найти:

Стол, диван, сервант и кресло,

Стул, комод — всем хватит места.

Тумба, книжный шкаф, кровать-

Мебель я могу назвать.

 

 

Формирование обобщающих понятий у детей 5-6 лет
Пролистать наверх