Автор: Гаврилова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов МКОУ Каргатская средняя школа №2 им. Горького

Дополнительная общеобразовательная программа курса «Умники и умницы»

Программа курса «Умники и умницы»

Раздел 1 Пояснительная записка

 Программа курса «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. 

 Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности»  общеинтеллектуального направления. 

         Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

         Новизна  данной программы курса определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2009 года. Отличительными особенностями являются:

  1. Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
  2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 
  3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  
  4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки.
  5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
  6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

Обучающие:

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. 

         Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

           Воспитательные:

          Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я — концепции»).

          

Развивающие:

          Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

          Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как  умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

           Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

           Развитие двигательной сферы.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения по 1 часу в неделю. 

Срок реализации программы: 1 год — 34 часа

Материал каждого занятия рассчитан на 30-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. что привлекательно для младших школьников. 

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

  Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

 В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. 

 

Планируемые результаты 

 

     В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

учиться объяснять свои несогласия и пытаться договориться;

учиться выражать свои мысли, аргументировать;

овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

учиться отличать факты от домыслов;

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

развивать доброжелательность и отзывчивость;

развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

применять правила сравнения;

задавать вопросы;

находить закономерность в числах, фигурах и словах;

строить причинно-следственные цепочки;

упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

находить ошибки в построении определений;

делать умозаключения. 

 

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

соблюдать нормы этики и этикета;

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

учиться аргументировать, доказывать;

учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем классе являются формирование следующих умений:

выделять свойства предметов;

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

сопоставлять части и целое для предметов и действий;

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

приводить примеры истинных и ложных высказываний;

приводить примеры отрицаний;

проводить аналогию между разными предметами;

выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

 

Раздел 2 Содержание программы

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух — трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3)принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

 

Учебно-тематический план 2 класс (34 часа)

Тема Кол – во

часов

1. Диагностика уровня развития познавательных процессов 2
2. Развитие концентрации внимания 10
3. Тренировка слуховой памяти 5
4. Тренировка зрительной памяти 5
5. Поиск закономерностей 5
6. Решение логические задачи 25
7. Работа со спичками 4
8. Развитие пространственного воображения 5
9. Развитие логического мышления 3

 

Учебно-тематический план 3 класс (34часа)

Тема Кол-во

часов

1. Развитие концентрации внимания 10
2. Развитие слуховой памяти 5
3. Развитие зрительной памяти 5
4. Развитие способности рассуждать 4
5. Развитие пространственного воображения 4
6. Развитие логического мышления 4
7. Решение логических задач 24
8. Работа со спичками 4
9. Поиск закономерностей 4

 

Календарно – тематическое планирование 2 класс

№ п/п Тема занятия Развиваемые способности Кол-во

часов

1 Диагностика уровня развития познавательных процессов Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года 1
2 Развитие концентрации внимания. Решение логических задач Развитие концентрации внимания 1
3 Развитие концентрации внимания. Решение логические задачи Развитие аналитических способностей 1
4 Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач Развитие способности рассуждать 1
5 Тренировка зрительной памяти.

Решение логических задач

Развитие аналитических способностей 1
6 Поиск закономерностей. Решение логических задач Развитие способности рассуждать 1
7 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками Развитие пространственного воображения. 1
8 Развитие логического мышления. Решение логических задач Развитие способности рассуждать 1
9 Развитие концентрации внимания. Решение логических задач Развитие аналитических способностей 1
10 Тренировка внимания. Решение логических задач Развитие способности рассуждать 1
11 Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач Развитие аналитических способностей 1
12 Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач Развитие умения рассуждать 1
13 Поиск закономерностей. Решение логических задач Развитие аналитических способностей 1
14 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Развитие пространственного воображения 1
15 Развитие логического мышления.

Решение логических и творческо-поисковых задач

Развитие логического мышления 1
16 Развитие концентрации внимания. Решение логических задач Развитие способности рассуждать 1
17 Тренировка внимания. Решение логических задач Развитие аналитических способностей 1
18 Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач Развитие способности рассуждать 1
19 Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач Развитие аналитических способностей 1
20 Поиск закономерностей. Решение логических задач Развитие способности рассуждать 1
21 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками Развитие пространственного воображения 1
22 Развитие пространственного воображения Развитие пространственного воображения 1
23 Тренировка концентрации внимания. Решение логических задач Развитие аналитических способностей 1
24 Тренировка внимания. Решение логических задач Развитие аналитических способностей 1
25 Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач Развитие способности рассуждать 1
26 Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач Развитие аналитических способностей 1
27 Поиск закономерностей Развитие внимания, памяти, мышления 1
28 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Развитие пространственного воображения 1
29 Развитие логического мышления Развитие логического мышления 1
30 Развитие концентрации внимания. Решение логических задач Развитие аналитических способностей умения рассуждать и и анализировать. 1
31 Тренировка внимания. Решение логических задач Развитие логических способностей 1
32 Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач Развитие аналитических способностей умения рассуждать и анализировать. 1
33 Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Решение логических задач Развитие аналитических способностей умения рассуждать и анализировать. 1
34 Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов).

Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года

Выявление уровня развития познавательных процессов 1

 

Календарно – тематическое планирование 3 класс

Тема Развивающие способности Кол-во часов
1 Диагностика уровня развития познавательных процессов Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года 1
2 Развитие концентрации внимания. Решение логических задач Развитие концентрации внимания 1
3 Развитие концентрации внимания. Решение логических задач Развитие концентрации внимания, аналитических способностей 1
4 Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач Развитие слуховой памяти, способности рассуждать 1
5 Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач Развитие зрительной памяти, аналитических способностей 1
6 Поиск закономерностей. Решение логических задач Развитие способности рассуждать 1
7 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками Развитие пространственного воображения 1
8 Развитие логического мышления. Решение логических задач Развитие логического мышления, способности рассуждать 1
9 Развитие концентрации внимания.

Решение логических задач

Развитие концентрации внимания, аналитических способностей. 1
10 Тренировка внимания. Решение логических задач Развитие концентрации внимания способности рассуждать 1
11 Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач Развитие слуховой памяти, аналитических способностей 1
12 Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач Развитие зрительной памяти, умения рассуждать 1
13 Поиск закономерностей. Решение логических задач Развитие способности рассуждать 1
14 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками Развитие пространственного воображения 1
15 Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. Развитие логического мышления 1
16 Развитие концентрации внимания. Решение логических задач Развитие концентрации внимания, способности рассуждать 1
17 Тренировка внимания. Решение логических задач Развитие концентрации внимания, аналитических способностей 1
18 Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач Развитие слуховой памяти, способности рассуждать 1
19 Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач Развитие зрительной памяти, аналитических способностей 1
20 Поиск закономерностей. Решение логических задач Развитие способности рассуждать 1
21 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками Развитие пространственного воображения. 1
22 Развитие логического мышления. Развитие логического мышления 1
23 Тренировка концентрации внимания. Решение логических задач Развитие концентрации внимания, аналитических способностей 1
24 Тренировка внимания. Решение логических задач Развитие концентрации внимания, аналитических способностей 1
25 Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач Развитие слуховой памяти, способности рассуждать. 1
26 Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач Развитие зрительной памяти аналитических способностей 1
27 Поиск закономерностей. Развитие способности рассуждать 1
28 Развитие пространственного воображения. Работа со спичками Развитие пространственного воображения 1
29 Развитие логического мышления. Развитие логического мышления 1
30 Развитие концентрации внимания. Решение логических задач Развитие концентрации внимания, умения рассуждать и анализировать 1
31 Тренировка внимания. Решение логических задач Развитие концентрации внимания, логических способностей 1
32 Тренировка слуховой памяти. Решение логических задач Развитие слуховой памяти, рассуждать и анализировать 1
33 Тренировка зрительной памяти. Решение логических задач. Поиск закономерностей Развитие зрительной памяти, аналитических способностей рассуждать и анализировать 1
34 Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов).

Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года

Выявление уровня развития познавательных процессов 1

 

Раздел 3 Форма аттестации

Контроль и оценка планируемых результатов

В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, ребенок действительно становится гражданином, свободным человеком.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О.А. Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются).

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

 

Контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются учителем.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Критерии оценки результатов тестов

  • 80 – 100% — высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% — уровень выше среднего;
  • 50-60% — средний уровень;
  • 30-50% — уровень ниже среднего;
  • меньше 30% — низкий уровень.

Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Раздел 4 «Организационно-педагогические условия реализации программы»

 

Учебно – методическая литература для учителя

 

Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Методическое пособие для 2,3 класса

 

Учебная литература для учащихся

 

Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Холодова О., Москва: РОСТ книга,

 2011 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)» Рабочие тетради в 2-х частях.