автор: Герасимова Таисия Сергеевна

учитель-логопед МДОУ «Детский сад №69 комбнированного вида»

Конспект ООД на тему «Транспорт» по развитию лексико-грамматических категорий с использованием технологии развития критического мышления у детей подготовительной группы с ОНР.

Подготовила:

Учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №69 комбинированного вида» г.Ухта

Герасимова Таисия Сергеевна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий с использованием технологии развития критического мышления у детей подготовительной группы с ОНР. 

 

Тема «Транспорт». 

Цель: формирование представлений о транспорте. 

 

Задачи: 

Коррекционно-развивающие задачи: 

  1. Уточнение и расширение словаря по теме. 
  2. Развитие связной речи.
  3. Совершенствование грамматического строя речи. 

Коррекционно-развивающие задачи: 

  1. Развитие речевого и зрительного восприятия, внимания, памяти.
  2. Развитие мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

  1. Воспитывать интерес к различным видам транспорта, чувство   ответственности на дороге. 
  2. Воспитывать активность и самостоятельность.

 

Оборудование: иллюстрации различных видов транспорта для составления «кластера», материал для верных и неверных утверждений, карточки для составления синквейна. 

 

Ход ОД:

ЭТАП ВЫЗОВ: 

Учитель-логопед: Ребята, сегодня я получила письмо от своего знакомого лётчика. Он прислал нам с вами картину, но чтоб она влезла в конверт, он картинку разрезал на части. Когда я начала доставать части картинки из письма, то дунул ветер с форточки и части разлетелись по группе. Предлагаю вам отыскать части картинки и собрать целую картинку на доске. 

Дети находят части картины и собирают картину. 

На картине изображены части транспорта (колесо, крыло самолёта, мотор для лодки, руль). 

Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, что это изображено на картинке?

Предполагаемые ответы детей: На картинке изображены части транспорта. 

Учитель-логопед: Правильно! Подумайте, о чем сегодня мы с вами будем говорить? 

Предполагаемые ответы детей: о транспорте. 

Учитель-логопед: Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о транспорте. 

  • Приём «Корзина идей».

Учитель-логопед: В том году мы с вами проходили эту тему и я думаю, что вы и сами что-то знаете о транспорте. Предлагаю вам рассмотреть картинки, которые я приготовила для вас и положить в корзину те картинки, предметы или схемы, которые могут нам в изучении нашей темы. 

  • Приём «Верные и неверные суждения». 

Учитель-логопед: Сейчас я предлагаю вам проиграть в игру. Если вы думаете, что я называю верное предложение, то поднимаете красную карточку. Если думаете, что неверное – то чёрную. 

Все виды транспорта могут быть грузовыми.

Все виды транспорта могут быть пассажирскими. 

Всеми видами транспорта управляет пилот. 

У всех видов транспорта есть колёса. 

После прочитанных предложений учитель-логопед называет по имени детей и выслушивает их рассуждения. 

 

ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЕ: 

  • Приём «Синквейн-загадка». 

Учитель-логопед: А сейчас я предлагаю вам отгадать мои загадки и узнать какой вид транспорта я загадала. 

 

  1. ??? 
  2. Пассажирский, грузовой. 
  3. Летит, гудит, перевозит. 
  4. Летает высоко в облаках.
  5. Воздушный транспорт. 

 

  1. ??? 
  2. Пассажирский, грузовой. 
  3. Плывет, гудит, перевозит. 
  4. Плавает по синему морю. 
  5. Водный транспорт. 
  1. ??? 
  2. Служебная, красная.
  3. Ездит, тушит, сигнализирует.
  4. Перевозит пожарных на вызов. 
  5. Служебный транспорт. 

 

Учитель-логопед: вы отгадали все мои загадки! А сейчас давайте с вами поразмышляем, какой транспорт существует еще. Слушайте меня внимательно, среди картинок находите подходящую и вкладывайте ее в нашу корзину. 

Воздушный транспорт, который:

Перевозит боеприпасы на войне называется — …. (военным). Что это может быть? (Самолёты, вертолёты). 

Перевозит пассажиров называется — …(пассажирским). Что это может быть? (Самолеты, вертолёты, дирижабль). 

находится в космосе называется — .. (космическим). Что это может быть? (Ракеты, луноход, спутник). 

Перевозит грузы называется — … (грузовой). Что это может быть? (Самолет, вертолет). 

Транспорт, который плавает по воде называется – (водный). Что это может быть? (лодка, парусник, корабль). 

Транспорт, который плавает под водой называется – (подводный). Что это может быть? (подводная лодка). 

Транспорт, который передвигается по земле называется – (наземный). 

Наземный транспорт, который:

Перевозит грузы — … (грузовой). Что это может быть? (камаз, грузовик).

Помогает на стройке — … (строительный). Что это может быть? (бульдозер, каток, экскаватор, подъемный кран). 

Помогает различным службам, таким как скорая помощь, пожарная часть, полиция — … (служебный). Что это может быть? (пожарная машина, машина скорой помощи). 

Перевозит пассажиров — … (пассажирский). Что это может быть? (такси, поезд, автобус, мотоцикл). 

Помогает убирать хлеб – … (хлебоуборочный). Что это может быть? (комбайн).

Транспорт, который ездит под землей — … (подземный). Что это может быть? (электричка, метро). 

 

Учитель-логопед: Молодцы! А сейчас я вам зачитаю тексты, а вы должны подумать, что может произойти дальше.

 

  • Приём «Чтение со стопами». 

Самым древним видом транспортом является …. (Выслушиваем мнения детей с обоснованием) наземным. Наземный транспорт бывает разный: … (строительный, пассажирский, хлебоуборочный, грузовой и т.д.). Все виды наземного транспорта помогают людям в …. 

Для изучения космоса люди используют транспорт …….  Это …….  Благодаря космическому транспорту люди узнали, что …. 

 

ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЕ

Рефлексия  

Учитель-логопед: Ребята, что нового вы сегодня узнали из нашего занятия? 

Ответы детей. 

  • Приём «Кластер». 

Учитель-логопед: За время нашего занятия мы с вами в нашу шляпу насобирали много картинок. Вот давайте сейчас с вами на доске соберем кластер. Поделимся на 3 группы. 1 группа будет подбирать материал по воздушному транспорту. 2 группа будет подбирать материал по водному и подводному транспорту. 3 группа будет подбирать материал по наземному и подземному транспорту. 

 

После составления кластера каждая группа рассказывает какой вид транспорта включает в себя их категория. 

 

Учитель-логопед расспрашивает детей о том, что им давалось на занятии легко, а какие задания показались тяжелыми.