Автор: Гиммельман Татьяна Леонидовна

воспитатель МБДОУ Д/с №46 «Надежда»

Особенности игры детей с РАС.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая  пытливость и любознательность».

В. А. Сухомлинский.

Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками… Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Однако при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И хотя освоение окружающего предметного мира продолжается, на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей.

Процесс изучения мира ребенком с расстройствами аутистического спектра проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности:

  • для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.
  • аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства.
  • интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками и не использует их по прямому назначению.

Проведение специально организованных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. Следует использовать положительные стороны действий ребенка с предметами и материалами.

Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог предлагает ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если педагог сумел разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет доверять взрослому и, зная, что с ним интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

К дидактическим игрушкам для детей с РАС относятся всевозможные вкладыши, матрёшки, пирамидки, мозаики, кубики и так далее. Со всем этим детей тоже надо учить играть, показывать и объяснять ему действия с ними. Дети с РАС играют не вместе, а рядом. Но вот взрослый партнер им просто необходим. Поэтому инициатива в организации игр может исходить как от ребенка, так и от взрослых. Ребенок может сам занять себя непродолжительное время. Конечно, говорить о сюжетных играх возможно весьма условно, но элементарные действия с сюжетными игрушками дети выполняют с удовольствием, особенно по образцу взрослых. Сюжетные игрушки- это куклы, машинки, игрушечные животные, посудка и так далее. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же действия: возит машинку, кормит куклу. Постепенно сюжет игры усложняется, и расширяется круг действий ребенка: может раздеть или одеть куклу, пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков, сварить ей кашу и так далее.

Играя с детьми РАС, не забывайте о том, что необходимо:

— чередовать активные игры со спокойными;

— повторять одни и те же игры не менее 5-7 раз, иначе ребёнок не поймет суть игры;

— стараться побуждать ребенка к активности;

— не отказываться играть с ребенком, потому что это очень важно для него.

 Принимать ребенка таким, какой он есть.

 Исходить из интересов ребенка.

Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

 Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

 Как можно чаще разговаривать с ребенком.

 Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

 Избегать переутомления ребенка.