автор: Глазачева Галина Александровна

учитель математики МАОУ «СОШ №2» , Первоуральск, Свердловская область

Проект «Комбинаторные задачи» в рамках внеурочной деятельности по математике в 5 классе

Проект «Комбинаторные задачи» 

в рамках внеурочной деятельности по математике в 5 классе

 

Проектирование — это обучение через делание.

Джон Дьюи(1859-1952),

американский философ и педагог 

 

     Не секрет, что одной из возникающих проблем образовательного процесса  является нехватка учебного времени на освоение многообразия  тем по образовательной программе в рамках одной учебной дисциплины. Организация педагогом внеурочной проектной деятельности обучающихся может нивелировать данную проблему. 

     Под проектом понимается буквально «нечто брошенное, пущенное вперед», то есть это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый  обучающимися комплекс действий, позволяющий им быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат своей учебно-познавательной деятельности и создание своего творческого продукта.  

      В педагогическом процессе технология проектной деятельности —  это личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта.  То есть, технология проектной деятельности, прежде всего, ориентирована на личность, зависит от её характера и накопленного ранее опыта   и предполагает самостоятельную работу над теоретическим, практическим и творческим проектом, которая планируется, доводится до завершения  самим обучающимся под руководством педагога.  

     Таким образом создаются условия для формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), то есть условия для развития продуктивной мыслительной деятельности обучающихся.

     Для организации внеклассной проектной деятельности учителю необходимо: 

1) выбрать учебную тему для самостоятельного ознакомления, изучения, исследования обучающимися вне урока, 

2) предложить им самостоятельно познакомиться с ней, 

3) сформулировать цель и задачи предлагаемой работы, 

4) обсудить с учащимися в каком составе они планируют выполнять задание (индивидуально, в парах, в группах), 

5) определить график консультаций, и в каком виде может быть представлен результат своей учебно-познавательной деятельности, примерные сроки выполнения, параметры и критерии оценивания продукта деятельности.

     Обучение математике в 5 классе велось, согласно Федеральному перечню учебников, по  линии учебников  авторского коллектива — Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. : «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс.», издательство «Сферы», 2015г.

     Проект «Комбинаторные задачи» 

(индивидуальный или в парах)

    Проблемная ситуация: математические задачи названы комбинаторными.

  Цель: познакомиться с тремя типами комбинаторных задач, научиться решать самому(самим) и научить других, возможность проявить творчество. 

     Задачи: 

1) познакомиться с данной темой по учебнику, 

2) из других источников узнать, что такое комбинаторика, найти аналогичные задачи, решить их, 

3) попытаться самому составить и решить аналогичную задачу, 

4) представить результат знакомства с комбинаторными задачами в виде электронной презентации, в которой продемонстрировать определение комбинаторики, где применяется в жизни,  и четыре задачи: одну задачу из учебника с готовым решением, вторую задачу из учебника со своим решением, третью задачу без решения, предложив решить её зрителям, четвертую задачу составить самому, далее указать трудности в процессе своей работы и источники информации, 

5) выступить с презентацией на уроке перед классом (7 минут).

     Продукт учебно-познавательной деятельности: электронная презентация. 

     Рекомендуемое содержание слайдов презентации: 

1) тема работы, цитата по теме (о математике), её автор (годы жизни, происхождение, вид деятельности), символ (картинка) малого размера, автор(ы) работы, учитель (руководитель); 

2) цель и задачи работы; 

3) определение комбинаторики, примеры применения; 

4) задачи №1, №2 с решением и ответом, задача №3 (№4, если есть) без решения, но с ответом скрытым; 

5) выводы о выполнении работы; 

6) источники информации. 

     Дополнение: записи на слайдах должны быть крупным шрифтом (18-26), сопровождаться иллюстрациями (рисунками, схемами, чертежами).

         Примерный срок выполнения проекта: четыре недели.

   Применение: пособие для  изучения, закрепления, повторения на уроках математики в 5-9 классах. 

     После предварительного просмотра презентаций учитель определяет готовность той или иной презентации к показу, устанавливает параметры и критерии оценивания, советует доработать презентацию с позиции критериев оценивания. Составляется и заполняется ведомость оценивания учителем каждой презентации. Определяется рейтинг лучших работ. На последующих уроках предлагается представлять классу по одной презентации в течение четверти(полугодия).