Опыт работы по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка»



Автор: Екимова Нина Викторовна

воспитатель МКОУ “Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.”, Кетовский район

Опыт работы по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

«Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»

Опыт работы по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка»

Воспитатель 

Екимова Нина Викторовна

 

Содержание

 

  1. Актуальность и новизна.
  2. Теоретическое  обоснование опыта.

3.Система работы.

  1. Результативность работы.

5.Список литературы.


Актуальность и новизна

                                                                                                   «Здоровье – бесценный дар,

 потеряв его в молодости, не

найдешь до самой старости»

                                                                                                       Народная мудрость

Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации.   Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является   гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо совершенствование и применение новых методов и приемов, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности  дошкольного учреждения и семьи.

 Современное российское образование характеризуется поиском путей обновления организации и содержания дошкольного образования на гуманистических принципах. В связи с увеличением числа детей с ограничениями здоровья встает проблема сохранения их здоровья и получения стандартного содержания дошкольного образования в режиме здоровьесбережения.

Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку.

 Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому дошкольное учреждение  должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

      Новизна опыта заключается в том, что:

    • определено и создано детско-взрослое сообщество “ребенок-родитель-педагог”, характеризующее содействие друг другу с учетом возможностей, интересов, прав и обязанностей каждого участника;
  • разработана модель взаимодействия педагогов и родителей, на основе которой можно осуществлять отбор форм и технологий работы с родителями с учетом современных подходов (открытость дошкольного учреждения для родителей, приоритет семейного воспитания, признание партнерских прав родителей в воспитании ребенка).

   Считаю, что данная тема  является актуальной, так как охрана здоровья и гармоничное развитие  личности лежит в основе образовательной и оздоровительной работы с детьми.

 

Теоретическое  обоснование опыта

Научные исследования Николая Михайловича Щелованова, Марии Юрьевны Костяковской показали, что формирование двигательных навыков и развитие  основных физических качеств – ловкости, быстроты, силы и выносливости происходят неодновременно. Ребёнок вначале осваивает ходьбу и другие двигательные акты, нужные для самообслуживания, а затем и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни. 

Указанная закономерность, обуславливающая избирательное развитие отдельных органов и систем, даёт возможность педагогам соответственно  строить свою работу.

Так в период развития речедвигательной функции ребёнку необходимо речевое общение, в период развития моторики – двигательная активность. Эта особенность роста и развития является естественно – научной основой правильной постановки учебно – воспитательного процесса, так как отвечает на вопрос: как лучше обучать детей раннего возраста.

В специальной педагогической литературе широко представлен этот вопрос. Ольга Леонидовна Князева утверждала, что главная задача – это стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение и за свое здоровье.

Специальные психолого-педагогические и социологические исследования Андрея Ивановича Захарова,  Александры Николаевны Демидовой, Ольги Леонидовны Зверевой показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

 

Система работы

Актуальность поставленной проблемы послужила основанием для выбора темы  по самообразованию: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка».

Цель:

Сохранять и укреплять здоровье детей; формировать у дошкольников осознанную установку на здоровый образ жизни.

Для достижения цели  определила следующие задачи.

Задачи:

  • формировать разумное отношение к своему организму;
  • закреплять и расширять представления родителей о способах сохранения и укрепления здоровья;
  • в союзе с родителями реализовать комплексный подход к формированию здорового  образа жизни, сохранять и укреплять здоровье детей;
  • пропагандировать занятия физкультурой и спортом как лучшего средства от любых болезней;
  • создавать условия для позитивного настроения и активного участия в процессе   взаимодействия родителей и педагогов.

Свою работу я начала  с подбора и анализа литературы, создания условий. При тесном взаимодействии   с родителями оформила в группе центры двигательной активности и безопасности  жизнедеятельности.

Для эффективности работы по оздоровлению детей  использую и постоянно пополняю имеющийся в группе  методический материал, где собраны упражнения по постановке  речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз,  физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры.

      Систему работы по сохранению  и укреплению здоровья детей  выстраиваю с учётом возрастных   особенностей детей, в соответствии  с перспективным планом и циклограммой  деятельности.  

Работа  с детьми.

Работу с детьми провожу с учетом личностных особенностей ребенка, детских интересов и предпочтений. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка способствует его благополучному существованию, а значит здоровью.

       Считаю, что первоначальными условиями для работы по оздоровлению детей в детском саду является обеспечение режима дня и всех оздоровительных мероприятий. С данной целью в группе создана предметно-пространственная развивающая среда, которая обеспечивает не только разные  виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности.

          Работу по оздоровлению и укреплению здоровья детей  провожу в рамках занятий по физической культуре  (3 раза в неделю); занятий по основам безопасности  жизнедеятельности (1 раз в неделю в вечернее время), а также  в рамках режимных моментов:

– утреннюю гимнастику;

– прогулки (с оздоровительной ходьбой);

– гимнастику после дневного сна;

 -ходьбу по массажным коврикам;

 – физкультминутки и динамические паузы;

 – кинезиологические   игры и упражнения;

 – массаж  и самомассаж  ушных раковин;

 –  суджок-терапию;

 –  дыхательные  упражнения Стрельниковой;

 – оздоровительные досуги и развлечения.

           Каждое утро мы с детьми  начинаем с утренней гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, где движения сочетаются с произносимым текстом (что развивает речь детей), гимнастические упражнения, упражнения на дыхание, подвижную игру. Цель утренней гимнастики – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе. 

Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры. Игры с ходьбой и бегом: «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Найди флажок», «Бегите ко мне». Игры с прыжками: «Зайцы и волк», «Через ручеёк», «Лягушки». Игры с метанием: «Попади в цель» и др.. Обязательным элементом   прогулки является оздоровительная ходьба, которая включает в себя общеразвивающие упражнения на разное положение рук и ног, упражнения на дыхание по методике Стрельниковой.

После прогулки мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.

        По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на  медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. «Дорожки здоровья» использую для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает  специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении; одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.

        Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе  мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания нужного микроклимата  в нашей группе постоянно проводится проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты  до наступления тихого часа, и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей. Дети очень любят, когда мы с ними проводим воздушные ванны до  дневного сна, и после него, также используем босохождение. 

 

Работа  с родителями

Для решения поставленных мною   задач по оздоровлению и укреплению здоровья детей использую разные методы и формы педагогического просвещения родителей.

    1. Родительские собрания – это действенная форма работы педагога с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. В октябре было проведено  родительское собрание на тему «Возрастные особенности и культурно-гигиенические навыки детей 3 – 4 лет». После собрания родители стали внимательнее относится к своим детям, обучать их культурно-гигиеническим навыкам.
  1. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек,  материала на стендах, фотовыставки и др. Так, для родителей подготовила наглядный материал по формированию двигательных навыков, изготовлению спортивных атрибутов в домашних условиях, «Массажных дорожек» для укрепления стопы, комплекс упражнений   для осанки, а также варианты проведения подвижных игр с детьми. Родители активно участвуют в изготовлении атрибутов, пособий для обогащения развивающей среды в группе (это оборудование для физкультурного уголка, игры и пособия по безопасности  жизнедеятельности, предметы для самообслуживания).
  1. Консультации для родителей провожу как устные, так и письменные. Тематика консультаций разнообразная, например, «Личная гигиена детей», «Основы здорового образа   жизни», «Витамины для детей».
  2. Анкетирование. В декабре провела анкетирование  родителей по теме, которое показало, что родители заинтересованы   здоровьем своих детей. Так на вопрос: «Делаете ли вы с ребёнком дома  утреннюю гимнастику?» – 80% родителей ответили положительно. И 77% ответили положительно на вопрос «Прививаете ли вы  здоровый образ жизни своим детям?».

5.Участие  родителей в акциях. В  акции «На зарядку становись!» родители  приняли активное участие. Следующим этапом была  акция «Снежные постройки на участке», где родители  вместе с детьми строили горку, создавали постройки  для физической активности детей на свежем воздухе.

  1. Досуги, праздники. Совместные праздники и развлечения. Эта форма работы пользуется популярностью в нашем детском саду. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни.    

Вовлекая родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям – это создает хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.

В течение   года совместно с  родителями провели  следующие мероприятия:

акция «на зарядку становись!», проекты  «Подвижные игры на улице», «Зимние  забавы». Проведенные мероприятия дали возможность  родителям сблизиться с детьми, принять активное участие   в педагогическом процессе.

7.Тематические консультации организую с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящаю трудностям в физическом воспитании детей. Консультации очень близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед.  Я стремлюсь дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает мне ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побудить родителей серьезно присмотреться к детям, задуматься над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное, что родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

 

Работа  с педагогами.

Сотрудничество  с педагогами определяет  творческий и познавательный  характер процесса, обуславливает  его результативность. Для педагогов  детского сада подготовила и провела мастер – класс   по здоровьесберегающим технологиям, подготовила консультацию на  тему «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового  ребёнка»; буклеты с рекомендациями «Режим дня в детском саду и дома». На  совещании при зам.директора выступила с материалами из опыта работы по теме.

Такое  взаимодействие дает возможность  проводить работу в определенной системе: делиться опытом, выступать  с материалами на районно- методических обьединениях.

 

Результативность  работы.

Глубокий анализ работы показал, что у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого.

Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Они стали часто задавать вопросы по поводу питания и закаливающих процедур в домашних условиях, изъявлять желание услышать рекомендации специалистов по укреплению здоровья детей, интересоваться методической литературой по сохранению здоровья, брать предложенную литературу для чтения домой.

Родители стали соблюдать режим дня в ДОУ – приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему 96% детей посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня ДОУ и сбалансированное питание детей.

           Изменились результаты по снижению уровня заболеваемости детей (2018-2019г) с 5,2%  до 4,8%;

– уменьшение числа часто и длительно болеющих детей с 5% до 2,5%;

– мониторинг  по физическому развитию  указывает на положительный результат: 2019 – 18%  высокий уровень, 43% – средний уровень, 39% – низкий уровень. В 2020 г. – 40% высокий уровень, 45% – средний уровень, 15% – низкий уровень. 

-проявление интереса к вопросу физического развития и оздоровления детей;

-повышение уровня правовой и педагогической культуры здорового уровня жизни (освоение положительного опыта семейного воспитания);

-проявление активной воспитательной позиции по вопросам оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов  дошкольного учреждения).

-закрепление у детей дошкольного возраста целесообразных для их возраста гигиенических навыков и привычек, осознанного отношения к здоровью, личной и общественной безопасности;

-увеличение процента охвата родителей, участвующих в мероприятиях, направленных на укрепление здоровья детей.

 

     Педагогический  коллектив и я в том  числе, стремится превратить наш детский сад в дом для  детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры,  дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором  ребёнка ждут и любят.

Дом, где  основной стиль  взаимоотношений – это  сотрудничество и сотворчество.

Родители  в этом доме являются  равноправными членами общей  семьи.

 

Опыт работы по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка»
Пролистать наверх