Автор: Екимова Нина Викторовна
воспитатель МКОУ “Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.”, Кетовский район
Опыт работы по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»
Опыт работы по теме:
«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка»
Воспитатель
Екимова Нина Викторовна
Содержание
- Актуальность и новизна.
- Теоретическое обоснование опыта.
3.Система работы.
- Результативность работы.
5.Список литературы.
Актуальность и новизна
«Здоровье – бесценный дар,
потеряв его в молодости, не
найдешь до самой старости»
Народная мудрость
Актуальность данной темы обусловлена потребностью государства в здоровой нации. Известно, что состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Поэтому необходимо совершенствование и применение новых методов и приемов, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
Современное российское образование характеризуется поиском путей обновления организации и содержания дошкольного образования на гуманистических принципах. В связи с увеличением числа детей с ограничениями здоровья встает проблема сохранения их здоровья и получения стандартного содержания дошкольного образования в режиме здоровьесбережения.
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому дошкольное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.
Новизна опыта заключается в том, что:
-
- определено и создано детско-взрослое сообщество “ребенок-родитель-педагог”, характеризующее содействие друг другу с учетом возможностей, интересов, прав и обязанностей каждого участника;
- разработана модель взаимодействия педагогов и родителей, на основе которой можно осуществлять отбор форм и технологий работы с родителями с учетом современных подходов (открытость дошкольного учреждения для родителей, приоритет семейного воспитания, признание партнерских прав родителей в воспитании ребенка).
Считаю, что данная тема является актуальной, так как охрана здоровья и гармоничное развитие личности лежит в основе образовательной и оздоровительной работы с детьми.
Теоретическое обоснование опыта
Научные исследования Николая Михайловича Щелованова, Марии Юрьевны Костяковской показали, что формирование двигательных навыков и развитие основных физических качеств – ловкости, быстроты, силы и выносливости происходят неодновременно. Ребёнок вначале осваивает ходьбу и другие двигательные акты, нужные для самообслуживания, а затем и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни.
Указанная закономерность, обуславливающая избирательное развитие отдельных органов и систем, даёт возможность педагогам соответственно строить свою работу.
Так в период развития речедвигательной функции ребёнку необходимо речевое общение, в период развития моторики – двигательная активность. Эта особенность роста и развития является естественно – научной основой правильной постановки учебно – воспитательного процесса, так как отвечает на вопрос: как лучше обучать детей раннего возраста.
В специальной педагогической литературе широко представлен этот вопрос. Ольга Леонидовна Князева утверждала, что главная задача – это стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение и за свое здоровье.
Специальные психолого-педагогические и социологические исследования Андрея Ивановича Захарова, Александры Николаевны Демидовой, Ольги Леонидовны Зверевой показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Система работы
Актуальность поставленной проблемы послужила основанием для выбора темы по самообразованию: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка».
Цель:
Сохранять и укреплять здоровье детей; формировать у дошкольников осознанную установку на здоровый образ жизни.
Для достижения цели определила следующие задачи.
Задачи:
- формировать разумное отношение к своему организму;
- закреплять и расширять представления родителей о способах сохранения и укрепления здоровья;
- в союзе с родителями реализовать комплексный подход к формированию здорового образа жизни, сохранять и укреплять здоровье детей;
- пропагандировать занятия физкультурой и спортом как лучшего средства от любых болезней;
- создавать условия для позитивного настроения и активного участия в процессе взаимодействия родителей и педагогов.
Свою работу я начала с подбора и анализа литературы, создания условий. При тесном взаимодействии с родителями оформила в группе центры двигательной активности и безопасности жизнедеятельности.
Для эффективности работы по оздоровлению детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры.
Систему работы по сохранению и укреплению здоровья детей выстраиваю с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с перспективным планом и циклограммой деятельности.
Работа с детьми.
Работу с детьми провожу с учетом личностных особенностей ребенка, детских интересов и предпочтений. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка способствует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Считаю, что первоначальными условиями для работы по оздоровлению детей в детском саду является обеспечение режима дня и всех оздоровительных мероприятий. С данной целью в группе создана предметно-пространственная развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности.
Работу по оздоровлению и укреплению здоровья детей провожу в рамках занятий по физической культуре (3 раза в неделю); занятий по основам безопасности жизнедеятельности (1 раз в неделю в вечернее время), а также в рамках режимных моментов:
– утреннюю гимнастику;
– прогулки (с оздоровительной ходьбой);
– гимнастику после дневного сна;
-ходьбу по массажным коврикам;
– физкультминутки и динамические паузы;
– кинезиологические игры и упражнения;
– массаж и самомассаж ушных раковин;
– суджок-терапию;
– дыхательные упражнения Стрельниковой;
– оздоровительные досуги и развлечения.
Каждое утро мы с детьми начинаем с утренней гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, где движения сочетаются с произносимым текстом (что развивает речь детей), гимнастические упражнения, упражнения на дыхание, подвижную игру. Цель утренней гимнастики – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры. Игры с ходьбой и бегом: «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Найди флажок», «Бегите ко мне». Игры с прыжками: «Зайцы и волк», «Через ручеёк», «Лягушки». Игры с метанием: «Попади в цель» и др.. Обязательным элементом прогулки является оздоровительная ходьба, которая включает в себя общеразвивающие упражнения на разное положение рук и ног, упражнения на дыхание по методике Стрельниковой.
После прогулки мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.
По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. «Дорожки здоровья» использую для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении; одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания нужного микроклимата в нашей группе постоянно проводится проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления тихого часа, и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей. Дети очень любят, когда мы с ними проводим воздушные ванны до дневного сна, и после него, также используем босохождение.
Работа с родителями
Для решения поставленных мною задач по оздоровлению и укреплению здоровья детей использую разные методы и формы педагогического просвещения родителей.
-
- Родительские собрания – это действенная форма работы педагога с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. В октябре было проведено родительское собрание на тему «Возрастные особенности и культурно-гигиенические навыки детей 3 – 4 лет». После собрания родители стали внимательнее относится к своим детям, обучать их культурно-гигиеническим навыкам.
- Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Так, для родителей подготовила наглядный материал по формированию двигательных навыков, изготовлению спортивных атрибутов в домашних условиях, «Массажных дорожек» для укрепления стопы, комплекс упражнений для осанки, а также варианты проведения подвижных игр с детьми. Родители активно участвуют в изготовлении атрибутов, пособий для обогащения развивающей среды в группе (это оборудование для физкультурного уголка, игры и пособия по безопасности жизнедеятельности, предметы для самообслуживания).
- Консультации для родителей провожу как устные, так и письменные. Тематика консультаций разнообразная, например, «Личная гигиена детей», «Основы здорового образа жизни», «Витамины для детей».
- Анкетирование. В декабре провела анкетирование родителей по теме, которое показало, что родители заинтересованы здоровьем своих детей. Так на вопрос: «Делаете ли вы с ребёнком дома утреннюю гимнастику?» – 80% родителей ответили положительно. И 77% ответили положительно на вопрос «Прививаете ли вы здоровый образ жизни своим детям?».
5.Участие родителей в акциях. В акции «На зарядку становись!» родители приняли активное участие. Следующим этапом была акция «Снежные постройки на участке», где родители вместе с детьми строили горку, создавали постройки для физической активности детей на свежем воздухе.
- Досуги, праздники. Совместные праздники и развлечения. Эта форма работы пользуется популярностью в нашем детском саду. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни.
Вовлекая родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям – это создает хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.
В течение года совместно с родителями провели следующие мероприятия:
акция «на зарядку становись!», проекты «Подвижные игры на улице», «Зимние забавы». Проведенные мероприятия дали возможность родителям сблизиться с детьми, принять активное участие в педагогическом процессе.
7.Тематические консультации организую с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящаю трудностям в физическом воспитании детей. Консультации очень близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Я стремлюсь дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает мне ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побудить родителей серьезно присмотреться к детям, задуматься над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное, что родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Работа с педагогами.
Сотрудничество с педагогами определяет творческий и познавательный характер процесса, обуславливает его результативность. Для педагогов детского сада подготовила и провела мастер – класс по здоровьесберегающим технологиям, подготовила консультацию на тему «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка»; буклеты с рекомендациями «Режим дня в детском саду и дома». На совещании при зам.директора выступила с материалами из опыта работы по теме.
Такое взаимодействие дает возможность проводить работу в определенной системе: делиться опытом, выступать с материалами на районно- методических обьединениях.
Результативность работы.
Глубокий анализ работы показал, что у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого.
Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Они стали часто задавать вопросы по поводу питания и закаливающих процедур в домашних условиях, изъявлять желание услышать рекомендации специалистов по укреплению здоровья детей, интересоваться методической литературой по сохранению здоровья, брать предложенную литературу для чтения домой.
Родители стали соблюдать режим дня в ДОУ – приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему 96% детей посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня ДОУ и сбалансированное питание детей.
Изменились результаты по снижению уровня заболеваемости детей (2018-2019г) с 5,2% до 4,8%;
– уменьшение числа часто и длительно болеющих детей с 5% до 2,5%;
– мониторинг по физическому развитию указывает на положительный результат: 2019 – 18% высокий уровень, 43% – средний уровень, 39% – низкий уровень. В 2020 г. – 40% высокий уровень, 45% – средний уровень, 15% – низкий уровень.
-проявление интереса к вопросу физического развития и оздоровления детей;
-повышение уровня правовой и педагогической культуры здорового уровня жизни (освоение положительного опыта семейного воспитания);
-проявление активной воспитательной позиции по вопросам оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов дошкольного учреждения).
-закрепление у детей дошкольного возраста целесообразных для их возраста гигиенических навыков и привычек, осознанного отношения к здоровью, личной и общественной безопасности;
-увеличение процента охвата родителей, участвующих в мероприятиях, направленных на укрепление здоровья детей.
Педагогический коллектив и я в том числе, стремится превратить наш детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры, дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят.
Дом, где основной стиль взаимоотношений – это сотрудничество и сотворчество.
Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи.