автор: Елунина Анастасия Юрьевна

Социальный педагог БПОУ Омской области «Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского»

«Офники»: новый вид субкультуры подростков

«Офники»: новый вид субкультуры подростков

 

Аннотация: в данной статье говорится о новом направлении в субкультуре, о принадлежности подростков к «офникам». Рассматриваются критерии вербовки подростков, описываются конкретные случаи проявления жестокости членов новой субкультуры. 

 

Ключевые слова: подростки, «чувство взрослости», субкультура, «офники», вербовка через Интернет, отличительные знаки офников. 

 

Как и любой возраст, обозначенный в возрастной периодизации в психологической науке, подростковый имеет свои специфические особенности. Подростковый возраст характеризуется основным новообразованием «чувство взрослости». Помимо этого, появляются новые поведенческие реакции. По Д.Б. Эльконину одними из таких реакций выступают «реакция эмансипации» и «реакция группирования» [9, с. 68]. «Реакция эмансипации» выражается в стремлении подростка к самостоятельному принятию решений в своей жизни, к автономности, подростки стараются минимизировать влияние взрослых. «Реакция группирования» проявляет в потребности образовании стихийных групп. Каждая группа обладает поведенческими признаками, стилем поведения, системой отношений, особенностями взаимоотношений, которые регулируются кодексом [10, с. 67].

Кроме этого, по Л.С. Выготскому у подростков проявляются «доминанты интересов». Рассмотрим «доминанту романтики», она связана со стремлением подростка к неизведанному, потребностью в риске, приключениях [2].

Выше перечисленные компоненты возраста и специфические особенности проявления характера, зачастую выражающиеся в акцентуациях, влекут к тому, что, стремясь к самовыражению, занять референтное положение и показать свою взрослость, подростки часто вступают в состав субкультуры.  В большинстве случаев они не прогнозируют последствия, их привлекает антураж, из-за которого они стали членами той или иной субкультуры, лишь потом идеология, которая, кстати, сформулирована далеко не подростками, а взрослыми людьми, приверженниками субкультуры. 

Разберем понятие «субкультура». Субкультура рассматривается как:

а) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества [3, с. 115];

б) автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами [8, с. 59];

в) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску [5, с. 44];

Несмотря на разнообразие определений, все они транслируют то, что основой субкультуры является отличие норм и ценностей от культуры в целом. Она выступает как модель поведения, определяет жизненный стиль определенной социальной группы, представляющей самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

С каждым годом появляются новые виды субкультуры, которые стремительно набирают обороты. Как правило идеология этих видов имеет радикальное направление. К сожалению, работники воспитательной службы в образовательных организациях, работники исполнительной власти не могут предугадать, что же в этом году будет интересовать подростков. 

Сейчас стало модно среди подростково-молодежной среды быть «офником». Что это значит? Специалисты АНО «ЦЗДИУ» определяют это как «околофутбольное хулиганство» — агрессивное неформальное движение, основанное на футбольной тематике. 

Как и в других случаях происходит вербовка подрастающего поколения. Сейчас это легко сделать через социальные сети в Интернет. Критериями для вербовки являются: 

— конфликтные отношения в семье, окружении, в среде спорта;

— ставки на спорт/киберспорт;

— агрессивность в жизненной позиции, девиантное, противоправное поведение;

— подписка на сообщества в социальных сетях агрессивной направленности;

— различные материалы, опубликованные на страничке в социальной сети, связанные с агрессией;

— неизбирательность виртуальной дружбы. 

— стиль одежды [7].

Если подросток подходит по критериям, то начинается последовательность действий по вербовке. Представители субкультуры могут «добавиться в друзья» в социальной сети, начать диалог, постепенно входя в круг доверия. Могут попросить подписать на различные сообщества. Будут интересоваться мнением об оф-движении. А после, начнут настроивать против ближайшего окружения, включать в свой состав на «забивы». Оф-движение характеризуется «забивами» —  это массовые драги, где приверженцы субкультуры пытаются показать свое превосходство. 

Как и любой другой субкультуры, у офников есть свои правила, они слушают определенную музыку, есть свой знак, но главный критерий отличия – одежда определенной марки. Представители этой субкультуры носят военизированные парки и куртки от фирмы NAPAPIJRI, ветровки и футболки от бренда Stone Island. Описывая, в чем ходят офники, стоит упомянуть о востребованности одежды от российского дизайнера Гоши Рубчинского. Есть в их гардеробе камуфляжные вещи, а еще футболки с такими надписями: «Спутник 1985» и «Невиновных нет». Что касается обуви, то самый популярный вариант – кроссовки Adidas с белыми полосками, которые на сленге называют «елками» [4].

В Омске не так широко распространение культуры быть «офником», чем в других регионах. Большую часть приверженцев данного направления субкультуры составляют студенты средних профессиональных образовательных учреждений. Как и у другие, омские «офники» носят одежду определенного бренда, возможно из-за экономического неблагополучия региона, они носят так называемую «паль» — подделку. Также они устраивают «забивы». 

Так, по информации, опубликованной в интернете, в Омской области избили 12-летнего подростка, видео попало в сеть.  В популярной социальной сети, подростки создали сообщество, куда выкладывали видеозаписи с драками и стычками. Опубликовали и избиение вышеупомянутого подростка. Избиение произошло на фоне национальной принадлежности, кроме этого у жертвы вымогали деньги [1]. 

Летом этого года, на одной из улиц города произошла массовая драка. 10-15 подростков напали на 3-х, причина нападения – несоответствующая одежда. Пытаясь спастись от нападения 3-е подростков вбежали в проезжающий общественный транспорт. Часть нападающие не давали транспорту ехать, другая часть начала драку в салоне. Пострадали не только те, кто одет «не по правилам», но и пассажиры общественного транспорта. [6]

Все эти факты заставляются задуматься над тем, как организовать воспитательную работу в образовательном учреждении, какие рекомендации дать родителям, чтобы минимизировать уровень влияния субкультур агрессивной направленности. И какие мероприятия необходимо проводить для предотвращения распространения уже имеющихся радикальных субкультур и организации новых. 

 

Список используемых источников: 

 

  1. В Тевризе избили мальчика [Электронный ресурс]. – Код доступа: https://ngs55.ru/news/more/66017560/ – (дата обращения: 22.11.2019).
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982-1984. [Электронный ресурс]. – Код доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984/ – (дата обращения: 22.11.2019).
  3. Давыдов Ю. И., Ковалева М. С. Современная западная социология: Словарь / Сост. Ю. Н. Давыдов и др. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.
  4. Кто такие офники и особенности этой субкультуры [Электронный ресурс]. – Код доступа: http://kak-bog.ru/kto-takie-ofniki-i-osobennosti-etoy-subkultury – (дата обращения: 22.11.2019).
  5. Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс] – Код доступа: http://encyclica.narod.ru/nes.htm – (дата обращения: 22.11.2019).
  6. Нашумевшую драку на Северных устроила омская группировка «офников» [Электронный ресурс]. – Код доступа: https://bk55.ru/news/article/130096/ – (дата обращения: 22.11.2019). 
  7. Офники: взгляд изнутри! [Электронный ресурс]. – Код доступа: https://child-security.net/experts/222/ – (дата обращения: 22.11.2019).
  8. Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам: учеб. пособие [Электронный ресурс] – Код доступа: https://www.psyoffice.ru/slovar-s181.htm – (дата обращения: 22.11.2019).
  9. Эльконин Б. Д. Событие действия (Заметки о развитии предметных действий) // Культурноисторическая психология. – 2014. – № 1. – C. 11-19.
  10. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 224 с.