автор: Жане Светлана Рамазановна

Преподаватель ГБПОУ «Краснодарский краевой медицинский колледж» МЗ КК

ЭВОЛЮЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭВОЛЮЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Данная статья посвящена изучению основных этапов становления и развития профессиональной этики как отрасли этического знания, совокупности уникальных моральных норм и кодексов, определяющих отношение людей к профессиональному долгу.

 

Ключевые слова: профессиональная этика, нравственные установки, профессиональные честь и достоинство, профессиональные кодексы (уставы), гедонистический, гуманизм, прагматизм, дифференциация, повседневный, праздничный, оказиальный типы этикета, этикет деловых отношений, дипломатический протокол и международный этикет.

 

Zhane Svetlana Ramazanovna, teacher of the first qualification category, Chairman of the cyclic Commission of GBPOU «Krasnodar regional medical College» MZ KK,

Tel: 8 (918) 3349500.

 

STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT

OF PROFESSIONAL ETHICS

 

This article is devoted to the study of the main stages of formation and development of professional ethics as a branch of ethical knowledge, a set of unique moral norms and codes that determine people’s attitude to professional duty.

 

Key words: ethics, professional ethics, moral attitudes, professional honor and dignity, professional codes (statutes), hedonistic, humanism, pragmatism, differentiation, daily, holiday, okazialny types of etiquette, etiquette of business relations, rules of the diplomatic Protocol and international etiquette.

 

Развитие истории человечества неизбежно связано с разделением труда и появлением множества профессий. Среди многочисленных профессиональных отношений постепенно возникают наиболее часто повторяющиеся, типичные взаимосвязи, которые и определяли моральную атмосферу профессий. Как только профессиональные отношения приобретают устойчивость, начинают формироваться особые нравственные установки, соответствующие характеру труда, возникают профессиональные честь и достоинство, которые со временем становятся своеобразной духовной силой, определяющей поведение представителя той или иной профессии.

Сегодня сложилась самостоятельная наука — профессиональная этика — как отрасль этического знания, отражающая уровень морального отношения человека к обществу и к профессиональной деятельности. Профессиональную этику трактуют как: определенную совокупность правил поведения социально-профессиональной группы, обеспечивающих морально-этический характер взаимоотношений, которые обусловливаются спецификой профессиональной деятельности; совокупность уникальных моральных норм, определяющих отношение людей к профессиональному долгу; и самостоятельный раздел этики как науки, изучающий особенности морали, специфику реализации обобщенных принципов нравственности в определенной сфере труда.

В процессе развития профессиональной этики современные ученые выделяют пять основных периодов.

1 этап: Древнейший период, с 3 по 1 т.л. до нашей эры. Становление норм профессиональной этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества на Древнем Востоке, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии. Родиной возникновения первых нравственных требований в профессиональной деятельности стали Древний Египет и Месопотамия.

2 этап: Античная эпоха (VIII в. до н. э. по VI в. н. э.). В Древней Греции и Риме начали складываться первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов.

Профессиональная мораль первоначально формировалась в среде специальностей, представители которых непосредственно при выполнении своего долга контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. В этих контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей. Например, именно в этот период возникает знаменитая Клятва Гиппократа, которая регламентировала с моральной точки зрения вид профессиональной медицинской деятельности, имеющей важное значение для всего общества, не потерявший своего значения и до наших дней.

Яркими представителями данного античного периода принято считать Протагора (конец 5-4 вв. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (428-348 гг. до н.э.), Аристотеля (4 в. до н.э.), Зенона (4-3 вв. до н.э.), Сенеку (54г. до н.э. – 36 г.н.э.), Эпиктета и Марка Аврелия (1-2 вв. н.э.). В их работах поднимаются проблемы нравственности, добра и зла, справедливости, соблюдение нравственных законов и т.п.

Количество норм в первых профессиональных кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды оформления профессиональных моральных норм.

3 этап:  Эпоха Средневековья (V-XVII века). Развитие и расцвет профессиональной морали и этики наступает в эпоху средневековья, и этому послужило несколько причин. Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга. Таким образом, именно в Средние века в цеховых уставах появляются этические требования, регламентирующие отношение к профессии, труду, товарищам по работе, потребителям производимого ремесленниками продукта.

  1. Этика Нового времени (XVII- XIX век). Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций. Во-первых, значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования. Яркими свидетельствами данного процесса являются профессиональные кодексы (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств.

Во-вторых, нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делится на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.

В-третьих, стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность не могла определяться только как профессия.

Этико-философские основы Нового времени были заложены в работах таких ученых, как Мишель Монтень (1533 – 1592), Рене Декарт (1596 – 1650), Блез Паскаль (1623 – 1662), Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Жан Жак Руссо (1712 – 1778) Иммануил Кант (1724 – 1804) Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), Фридрих Ницше (1844 – 1900).

В этот период утверждается гедонистический принцип в морали. Гедонизм (от греч. hedone–наслаждение) – принцип этики, согласно которому стремление к наслаждению и избегание страданий признается моральным, поскольку является естественным для человека, следовательно, отвечает гуманизму, т.е. существу морали.  Впоследствии на его основании формируются и становятся популярными теории утилитаризма (ХIХ в.- Англия), прагматизма (ХХ в. – США), признающие нравственность полезности и практичности.

5 этап:  Теория и практика этики  в Новейшее время (XX-XXI вв.). В развитии профессиональной этики нашли отражение реалии современной цивилизации: высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, возрастающий уровень техногенной опасности  и т.д.

Отличительной особенностью данного этапа в развитии профессиональной морали являются два одновременно идущих процесса: во-первых, углубляющаяся дифференциация норм нравственности в зависимости уже не просто от профессии, а по её отдельным специализациям (например, в медицине говорится об этике хирурга, анестезиолога, домашнего врача). Во-вторых, идёт процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий или групп профессий, объединённых работой на конечный результат. Так, многочисленные частные кодексы профессий в сфере оказания лечебных услуг сливаются в кодекс медицины, а многочисленные профессиональные кодексы в сфере научной деятельности образуют единую этику науки.

Развитие современного социума приводит к еще большему разделению труда и появлению новых профессиональных сфер деятельности. Эта тенденция способствует возникновению соответствующих им моральных кодексов трудовых отношений. Кроме того, современные рыночные отношения требуют и профессиональной идеологии, которая бы коррелировала с современной ситуацией. Нравственно-ценностными основаниями ее являются активность, предприимчивость, профессиональная, деловая культура и др.

Сегодня можно выделить различные виды этикета, определяющие тот или иной стиль поведения и его регламентацию, принятые в различных социальных группах (научный, медицинский, дипломатический, деловой этикет и т.д.). Различают также повседневный, праздничный, оказиальный (относящийся к конкретным случаям) типы этикета. В сущности, для каждого вида общения и каждой конкретной ситуации общество и его отдельные социальные группы вырабатывают свою систему неписаных правил поведения, в основе которых лежат такие критерии, как пол, возраст, социальное положение, характер социальных ролей и связей участников общения, их национальная принадлежность и т.д.

Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации труда заключается в том, что достижение конечного результата затруднительно, если где-то на промежуточных этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться совершенно неважным как уровень квалификации, так и должностные функции. Труд целого коллектива медицинских работников «с равным успехом» могут загубить как непрофессиональный хирург, так и плохо подготовленные послеоперационная сестра, анестезиолог или фармацевт. Точно также, важные и востребованные обществом  государственные программы могут искажаться и не выполняться неквалифицированными государственными служащими на местах.

Одной из разновидностей повседневного этикета, приобретшей сегодня широкое распространение, является этикет деловых отношений или деловой этикет. В самом общем плане он включает в себя культуру общения в процессе профессиональной деятельности, культуру служебного общения. Сюда входят правила приветствия, представления и обращения, принятые в деловой среде, этикет деловой беседы, переговоров, телефонных разговоров и деловой переписки, проведения приемов и встреч, манеры поведения на службе, внешний облик и культура речи служащего.

Этикет деловых отношений в государственной и муниципальной службе основан на общих принципах современного этикета, соблюдаемых во всем мире. Для государственных и муниципальных служащих соблюдение этих принципов имеет огромное значение, если учесть, что различными формами общения (об этом говорят данные социологических исследований) служащие аппарата государственных и муниципальных органов власти заняты около 75% своего рабочего времени. В то же время, говоря об этикете в деятельности государственных и муниципальных служащих, не следует забывать об особенностях государственной и муниципальной службы, предполагающей определенный порядок субординации, равно как и специфические обязательства перед обществом и гражданами.

Из всех видов этикета наибольшей строгостью отличаются правила дипломатического протокола и международного этикета, что связано со сложностью и деликатностью международных отношений, требующих внимания к мельчайшим деталям и условностям, соблюдаемым в международном общении, нарушение которых может привести к осложнению отношений между государствами.

Глобализация мировой экономики привела к формированию единства требований в целом ряде отраслей человеческой деятельности, независимо от традиций государства, специфики образования, этических подходов к трудовой деятельности, так как в глобальной экономике взаимодействуют люди с разными этическими системами.

Таким образом, на современном этапе требования профессиональной этики становятся всё более сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику профессионального этического образования входит: изучение истории и философии этики как науки,  профессиональных этических стандартов, создание этических ассоциаций; широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные противоречия в этических нормах разных стран, новейшие данные гуманитарных и обществоведческих дисциплин.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Жане С.Р.  Специфика организационной культуры вуза на рынке образовательных услуг. В сборнике: Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2018. С.  235-242.
  2. Жане С.Р. Проблемы повышения  качества государственных услуг (на примере МФЦ Республики Адыгея). В сборнике: Участие работников в управлении трудом как средство обеспечения социального мира, эффективной деятельности организации. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2015. С. 98-101.
  3. Жане С.Р. Учебно-методическое пособие. Социология управления. Краснодар, 2015.
  4. Прикладная этика // Этика: энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2002. С. 389.
  5. Профессиональная этика // Словарь по этике. Изд. 6-е / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. М.: Экспресс, 2012.
  6. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник /Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. — 200 c.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *