Автор: Журавлева Анастасия Сергеевна

воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 134 «Жемчужинка» города Чебоксары Чувашской Республики

Русские народные сказки.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки».

Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками;
Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки, используя мнемотехническую таблицу;
Развивающие:
Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение.
Активизировать речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Оборудование и материалы: Выставка книг с русскими народными сказками, иллюстрации с изображением сказочных героев. Мнемотаблицы по русским народным сказкам.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обыгрывание сказок с помощью настольного театра. Разгадывание загадок. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Живые слова», «Из какой сказки», «Выкладывание сюжетных картинок в определенной последовательности» и т.д. Игры драматизации по сказкам. Описание животных, используя мнемотаблицы.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, что бы еще раз вспомнить любимые сказки. Итак, путешествие в страну сказок начинается! (Воспитатель с детьми берутся за руки, и идут по кругу, читая стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит пословица).
О чем-то скрипит пословица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Воспитатель: Сказки рассказывают о небывалом и чудесном, и они бывают разными: народными и авторскими.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил народ.
Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель: Почему сказки называются авторскими?
Дети: Потому что, их сочинил и написал один человек – автор.
Воспитатель: Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).
Игра: «Ты мне – я тебе». Дети стоят в кругу. Воспитатель с середины круга бросает мяч детям, называя героя сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке он встречается.
Например: корова – сказка «Крошечка – Хаврошечка». Коза…;
Медведь…; Волк …; Гуси …; Лиса — ….; Курица …; Заяц …
Воспитатель: Молодцы!
Игра: «Узнай сказку по загадке».
Воспитатель: Ребята, вы много сказок знаете?
Дети: Да!
Воспитатель: Сейчас проверим. Я буду загадывать вам з
агадки, и вы будете называть сказку.
*Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки? (Три медведя)
*Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро и к вам приду (Колобок).
Игра: «Узнай сказку по картинке».
Воспитатель: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк» и др.).
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите,
из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию
из сказки «Волк и семеро козлят».
Дети: Это сказка «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Кто её сочинил?
Дети: Эта русская народная сказка.
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Тому, что нельзя чужим открывать дверь,
слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба».
Дети: Это сказка «Курочка Ряба».
Воспитатель: А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?
Дети: Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.
Воспитатель: А эта иллюстрация, из какой сказки?
Дети: «Лисичка – сестричка и серый волк»
Воспитатель: Скажите, правильно поступила лиса?
Дети: Нет, она всех обманывала.
Игра: «Узнай сказку по героям».
Воспитатель: Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка (Сказка «Репка»).
2. Мышка, бабка, яичко (Сказка «Курочка Ряба»).
3. Гуси, Баба-Яга, девочка (Сказка «Гуси – лебеди»).
4. Царь, три сына, стрела, болото (Сказка «Царевна-Лягушка»).
Пересказ сказки: «Расскажи сказку».
Воспитатель: А теперь предлагаю рассказать любую сказку с помощью мнемотаблицы (Дети, по желанию, рассказывают сказку с опорой на мнемотаблицу, выразительно, передавая диалоги персонажей).