автор: Забродина Ольга Михайловна
Воспитатель МДОУ “Детский сад “Буратино” г. Надыма”
Конспект тренировочного занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по методике А.И.Савенкова «Велосипед»
Конспект тренировочного занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по методике А.И.Савенкова
Тема: «Велосипед»
Цель: обучение детей умению самостоятельно проводить исследовательскую деятельность.
Задачи:
– продолжать развивать навыки исследовательской деятельности по этапам.
– упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать»).
-учить детей фиксировать результат.
– проверять правильность выдвинутых гипотез.
– упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.
Материал и оборудование:
Картинка с темой исследования – велосипед; карточки с символическим изображением “методов исследования”
-подумать самостоятельно,
– посмотреть в книге,
– понаблюдать,
– задать вопрос взрослому,
– посмотреть в интернете,
– провести эксперимент.
ноутбук, детские энциклопедии.
Ход «тренировочного занятия»:
- Мотивация
Выбор темы
– Ребята, а хотите мы будем учиться проводить исследования — так же, как это делают взрослые ученые? Сможете? С чего мы с вами начнем? (нужно определить тему исследования)
Отгадайте загадку:
Правильно, это велосипед.
(Карточка с изображением велосипеда вывешивается на доску)
- Постановка практической задачи
Выдвижение гипотезы
– Ребята, вы наверно много что знаете о велосипеде. Что бы вы еще хотели о нем узнать?
- Что такое велосипед? Почему его так назвали?
- Когда изобрели велосипед?
- Какие бывают велосипеды?
- Из чего состоит велосипед?
- Где применяют велосипед?
(Ответы детей)
-Вы даете разные ответы на вопросы – это ваши предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами, которые необходимо проверить.
Гипотезы:
Возможно, велосипед
Предположим, что велосипед состоит из….
Допустим, что велосипед используют…..
В ходе исследования мы вместе можем выяснить много нового и интересного, чего мы еще не знали!
III. Определение средств осуществления деятельности
Выбор методов исследования
– Ребята, а как можно узнать то, что вы не знаете, но очень нужно узнать? (провести исследование)
На доске находятся карточки с методами исследования. Назовите их. («подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать» – это все методы исследования )
(В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску одним ребёнком, а остальные их называют)
- Планирование деятельности
Составление плана исследования.
– Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем проводить исследование, и у нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.
- Осуществление деятельности
Сбор материала.
– Ребята, мы сейчас с вами будем по нашему плану собирать информацию о велосипеде. А что мы делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть? (Ответы детей)
– Мы можем на листочках бумаги делать заметки – рисунки, значки, символы.
1.Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»
– Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о велосипеде.
(Дети свой ответ фиксируют на листочке, и помещают рядом с методом исследования)
2.Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»
– Теперь следующий метод – «Посмотреть в книгах» (Ответы детей)
– Да, скорее всего нам необходимы энциклопедии. Как мы будем искать информацию? (ответы детей)
– Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображен велосипед. Затем попросить взрослого прочитать.
(Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе, информацию найденную в книгах о велосипеде. Далее дети делятся информацией, фиксируют на листе бумаги).
Велосипед – колесное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали.
По латыни “velox” значит “быстрый” и “pedis” – “ноги”.
Вот и получилось “велосипед”, т.е. быстроногий.
3.Третий метод исследования «Посмотреть в Интернете»
– Какой метод следующий мы определили в плане?
(ответы детей)
– Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию?
(ответы детей)
– Когда изобрели велосипед?
Просмотр презентации.
(Педагог набирает вопрос в поиск, читает полученную информацию для детей.) Дети фиксирует ее на листе бумаги и помещают рядом с методом исследования)
4.Четвертый метод исследования «Спросить у другого человека»
– Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека». Ребята, у кого мы можем спросить? Какой вопрос мы зададим? Вспомните, какие гипотезы мы выдвигали, нам нужно их проверить!
(Ответы детей)
– Спросим, какие бывают велосипеды? (Дети вместе с педагогом идут к одному из сотрудников детского сада).
( Полученную информацию дети фиксируют)
- Результат
- Обобщение полученных данных.
– Что мы узнали про велосипед? Подтвердились ли наши гипотезы? Что мы узнали нового, чего не знали раньше?
(Ответы детей)
- Доклады
– Теперь я предлагаю вам рассказать о нашем проведенном исследовании. Опорой для составления рассказа служат пиктограммы, составленные детьми. (Дети по желанию рассказывают)
VII.Рефлексия
-Вам понравилось быть учеными?
– Хочется ли вам рассказать маме, что вы сегодня узнали?
Спасибо за работу.