автор: Забродина Ольга Михайловна

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Буратино» г. Надыма»

Конспект тренировочного занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по методике А.И.Савенкова «Велосипед»

Конспект тренировочного занятия по  исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по методике А.И.Савенкова

Тема: «Велосипед»

 

Цель: обучение детей умению самостоятельно проводить исследовательскую деятельность.  

Задачи:

— продолжать развивать навыки исследовательской деятельности по этапам.

— упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать»).

-учить детей фиксировать результат.

— проверять правильность выдвинутых гипотез.

— упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.

Материал и оборудование:

Картинка с темой исследования – велосипед; карточки с символическим изображением “методов исследования”  

-подумать самостоятельно,            

 — посмотреть в книге,

— понаблюдать,                           

 — задать вопрос взрослому,

— посмотреть в интернете,        

— провести эксперимент.

ноутбук, детские энциклопедии.

                             Ход «тренировочного занятия»:

  1. Мотивация

Выбор темы

— Ребята, а хотите  мы будем учиться проводить исследования — так же, как это делают взрослые ученые? Сможете? С чего мы с вами начнем? (нужно определить тему исследования)

Отгадайте загадку:

Правильно, это велосипед.

 

(Карточка с изображением велосипеда вывешивается на доску)

  1. Постановка практической задачи

Выдвижение гипотезы

— Ребята, вы наверно много  что знаете о велосипеде. Что бы вы еще хотели о нем узнать?

  1. Что такое велосипед? Почему его так назвали?
  2. Когда изобрели велосипед?
  3. Какие бывают велосипеды?
  4. Из чего состоит велосипед?
  5. Где применяют велосипед?

(Ответы детей)

-Вы даете разные ответы на вопросы — это ваши предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами, которые необходимо проверить.

Гипотезы:

Возможно, велосипед

Предположим, что велосипед состоит из….

Допустим, что велосипед используют…..

 

В ходе исследования мы вместе можем выяснить много нового и интересного, чего мы еще не знали!

III. Определение средств осуществления деятельности

Выбор методов исследования

— Ребята, а как можно узнать то, что вы не знаете, но очень нужно узнать? (провести исследование)

На доске  находятся карточки с методами исследования. Назовите их. («подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать» — это все методы исследования )

(В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску одним ребёнком, а остальные их называют)

  1. Планирование деятельности

Составление плана исследования.

— Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем проводить исследование, и у нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.

  1. Осуществление деятельности

Сбор материала.

— Ребята, мы сейчас с вами будем по нашему плану собирать информацию о велосипеде. А что мы  делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть? (Ответы детей)

— Мы можем на листочках бумаги делать заметки – рисунки, значки, символы.

1.Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»

— Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о велосипеде.

(Дети свой ответ  фиксируют на листочке, и помещают рядом с методом исследования)

2.Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

— Теперь следующий метод – «Посмотреть в книгах» (Ответы детей)

— Да, скорее всего нам необходимы энциклопедии. Как мы будем искать информацию? (ответы детей)

— Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображен велосипед. Затем попросить взрослого прочитать.

 

(Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе, информацию найденную в книгах о велосипеде. Далее дети делятся информацией, фиксируют на листе бумаги).

Велосипед – колесное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали.

По латыни “velox”  значит “быстрый” и “pedis” – “ноги”.
Вот и получилось  “велосипед”, т.е. быстроногий.

 

3.Третий  метод исследования «Посмотреть в Интернете»

— Какой метод следующий мы определили в плане?

(ответы детей)

— Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию?

(ответы детей)

— Когда изобрели велосипед?

Просмотр презентации.

(Педагог набирает вопрос в поиск, читает полученную информацию для детей.) Дети фиксирует ее на листе бумаги и помещают рядом с методом исследования)

4.Четвертый метод исследования «Спросить у другого человека»

— Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека». Ребята, у кого мы можем спросить? Какой вопрос мы зададим? Вспомните, какие гипотезы мы выдвигали, нам нужно их проверить!

(Ответы детей)

— Спросим, какие бывают велосипеды? (Дети вместе с педагогом идут к одному из сотрудников детского сада).

( Полученную информацию  дети фиксируют)

  1. Результат
  2. Обобщение полученных данных.

— Что мы узнали про велосипед? Подтвердились ли наши гипотезы? Что мы узнали нового, чего не знали раньше?

(Ответы детей)

  1. Доклады

— Теперь я предлагаю вам  рассказать о нашем проведенном исследовании.  Опорой для составления рассказа служат пиктограммы, составленные детьми. (Дети по желанию рассказывают)

VII.Рефлексия

-Вам понравилось быть учеными?

— Хочется ли вам рассказать маме, что вы сегодня узнали?

Спасибо за работу.