автор: Ревина Ирина Викторовна

Занятие «Экскурсия в музей дымковской игрушки»

(для детей 5-6лет)

Ревина Ирина Викторовна,

воспитатель МАДОУ Новосафоновский детский сад «Солнышко», Прокопьевский район,

Кемеровской области.

         Цели:  Создание условий для формирования знаний о народной дымковской  игрушке.

        Задачи:

Образовательная:

  • познакомить детей с историей дымковской игрушки;
  • сформировать знания об особенностях  росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Развивающие:

  • развивать  художественно-творческие способности у детей, эстетическое восприятие, чувство цвета и гармонии;
  • способствовать развитию фантазии и умения  расписывать заданную форму (трафарет барыни);

Воспитательные:

  • прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев, к народному искусству России;
  • воспитывать в детях уважение друг к другу и умение слушать товарищей, не перебивая друг друга.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная.

Оборудование и материалы:

  • мультимедиа и слайдовая презентация (процесс изготовления дымковской игрушки);
  • изделия дымковского промысла.
  • фотоиллюстрации с изображением дымковских игрушек.
  • кусочек красной глины, мел, молоко.
  • свистульки из глины (уточки).
  • плоскостные изображения дымковских игрушек.
  • костюм дымковской барыни для воспитателя
  • трафарет барынь для росписи, кисточки, краски, баночки с водой.
  • образцы росписи платья барыни.
  • Влажные салфетки из ткани.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с дымковской росписью.
  • Проведение занятия по рисованию «Роспись дымковского коня».
  • Разучивание стихов об игрушках.

Ход занятия:

  • Вводная часть

Занятие проводится в музыкальном зале. Шторы закрыты, за шторами оформлена выставка дымковских игрушек (из глины, попье-маше)

Дети с воспитателем (одета в костюм дымковской барыни), входят в зал.

— Ребята, сегодня мы  с вами посетим музей игрушек, а каких вы сейчас узнаете, послушав стихотворение, которое я прочитаю:

«Если спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.

Дым из труб идет столбом, точно в дымке всё кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

Там любили песни – пляски. В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины,

Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор».

О. Левицкий

— Догадались, как называются эти игрушки? (ответы детей)

Тогда давайте отправимся в музей. (Шторы открываются)

  • Основная часть

— Подойдите к игрушкам, посмотрите, какие они яркие, нарядные эти чудо – игрушки. Это дымковские игрушки, делают их в селе Дымково, что находится рядом с городом Вяткой.

— Как вы думаете, из чего делают эти игрушки?  Это игрушки керамические, их делают из красной глины. (На тарелке, накрытой салфеткой, лежит кусочек глины, и игрушки из глины).

— Посмотрите, вот из такой глины, лепят игрушки, а  вот и сами игрушки (предложить потрогать глину и игрушки).  Готовые игрушки подсушивают  на воздухе, а затем обжигают печи, чтобы фигурка стлала прочной и крепкой. Ведь игрушкой не просто любовались, ей  играли, пользовались ею. Многие дымковские игрушки  носили функцию свистулек. В городе Вятке отмечался праздник свистопляски. В этот день жители ходили по улицам и свистели в небольшие свистульки, которые продавались здесь же, на ярмарках (использовать слайдовую презентацию).

— Как вы думаете, что делали с игрушкой, после того, как обожгли её в печи?  (покрывали белой краской)

А делали её так: соединяли, молоко и мел (показ молока и мела). Разводили молоко с мелом в большой посуде, например в ведре или тазу, и окунали туда игрушки (показ слайда), и мы с вами тоже будем сегодня покрывать игрушки белой краской. Возьмите по уточке  и окуните их в белую краску, (дети выполняют задание).  Вот видите, игрушки покрываются ровным слоем белой краски (дети вытирают руки влажными тряпочками).

— Что делали с игрушкой дальше? (наносили рисунок, расписывали игрушку).

— Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какие элементы узора использовали мастера при росписи игрушек? (круг, полоска, точка, кольцо, волнистая и прямая линия, клетка).

— А как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые мастера или грустные?

— Почему вы так думаете? (краски яркие, веселые, назвать цвета).

— Как вы думаете трудно делать дымковскую игрушку?

     Физкультминутка. «Веселая игра»

Мы с вами тоже повеселимся, поиграем в игру. Предлагаю встать в круг и повторять за мной слова и движения.

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Друг другу улыбаясь,

Мы руки подаём

(берутся за руки, образуя круг).

Бегаем кругом (бегу).

Стоп!

(дети останавливаются, игра повторяется)

Ребята, сейчас вы будете угадывать, о какой игрушке я говорю.

«Хвост узорами,

Сапоги со шпорами,

Очень рано встаю,

Детям спать не даю» (петушок)

«Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпы трех этажные,

Статные и важные» ( барыни)

«Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой, а на спине Егорка» (баран с седоком)

«Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост:

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя (индюк)

«Он усатый, но не полосатый,

Ушки и хвостик  хвоста рыжеватый,

В красных яблоках его шубка,

В улыбке застыла хитринка и шутка (кот)

-А вы знаете какие-нибудь стихи об этих игрушках? (дети рассказывают стихи А. Барто и знакомые потешки).

-Ребята, посмотрите на мой костюм. На кого из дымковских игрушек я похожа (на барыню).

— Какой рисунок на моей юбке?

— Какого цвета кокошник?  Кофточка?

— Я очень рада, что у меня такой яркий и красивый наряд, а вот у этих барынь не очень радостное настроение как вы думаете, почему? (не раскрашены платья)

— Ребята, вы хотите помочь барышням, расписать их платья? (да)

Тогда садитесь за столы и послушайте меня.

(показать образцы росписи юбок)

— Посмотрите, как можно по-разному расписать платье барыни. Можно использовать прямые линии, они рисуются как кончиком кисти, так и всей кистью (показ  готового образца росписи).

Волнистая линия рисуется кончиком кисти (показ)

Для росписи можно использовать круги и точки, точки рисуются кончиком кисти (показ)

— А сейчас подумайте, как вы будете расписывать платье барышни и приступайте к работе.

В ходе работы помогать детям советом.

  • Заключительная часть

По окончании  работы прошу положить на общий  стол готовые рисунки.

—  Куда мы сегодня с вами ходили в гости?

— Как вы думаете, сумели ли вы сегодня  немного побыть дымковскими мастерами?

— Рассмотрите  свои работы и работы своих товарищей  и скажите, чья барыня вам понравилась и почему? (дети делают анализ детской деятельности с помощью воспитателя: выбирают самую яркую барыню, самую аккуратную, похожую на оригинал, необычную и так далее).

—  Возьмите своих барынь  и если захотите, вы можете подарить их сегодня  своим мамам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *