автор: Захарова Светлана Михайловна

учитель технологии Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) школа»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету Технология «Мир профессий и твое место в нем»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия

по предмету «Технология»

для учащихся 9-11 классов

«Мир профессий и твое место в нем»

Автор:

Захарова Светлана Михайловна,

учитель технологии МОУ «О(С)Ш»

г.Волжск

2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Сценарий профориентационного мероприятия 5

Выводы о результатах профориентационного мероприятия 9

Список использованных источников 10

Приложение 11

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Профориентационное мероприятие «Мир профессий и твое место в нем»  организуется для учащихся 9-11 классов после проведенных экскурсий на ОАО «МЦБК», ОАО «ВЭМЗ», ЗАО «Ариада»,АО «ПОЗИС» и анкетирования учащихся ,их родителей на предмет:  «Хотели бы Вы работать на предприятиях г.Волжска?» и «Хотели бы Вы, что дети работали на предприятиях г.Волжска?».

Форма мероприятия- встреча учащихся 9-11 классов с представителями администрации ГО «Город Волжск», МУОО администрации ГО «Город Волжск»,работодателей, Центра занятости населения г.Волжска и Волжского района, администрацией профессиональных учебных заведений г.Волжска.

К сожалению, профессиональная ориентация старшеклассников и содействие им в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков.[1]

Также учащиеся редко получают информацию «из первых уст», не знают о востребованных профессиях на данный период, в данном городе, регионе, в данных экономических условиях (67% учащихся и 59% родителей – по данным анкетирования). Зачастую не понимают (79%  учащихся и 64% родителей – по данным анкетирования), какую экономическую выгоду имеет получение той или иной профессии в будущем для конкретного индивида. Не владеют информацией о социальных льготах молодых специалистов, которые предусмотрены федеральными, региональными, местными нормативными актами и возможностями предприятий ( 84% учащихся, 68% родителей). Будущие выпускники не догадываются о трудностях, которые испытывает молодой специалист в чужом городе, о материальных затратах родителей на обучение детей в столичных вузах.

Таким образом, практическая актуальность профориентационного мероприятия «Мир профессий и твое место в нем»  состоит в том, что учащиеся 9-11 классов напрямую могут задать вопросы представителям работодателей промышленных предприятий города Волжска, представителям администрации профессиональных учебных заведений г.Волжска, представителям Центра занятости населения. Узнать о востребованных профессиях,  возможностях получения профессии в городе, возможности трудоустройства, получения целевых договоров, социальные льготы молодых специалистов, уровень зарплаты молодого специалиста в городе, республике и стране, материальных затратах родителей при обучении детей в больших городах.

Новизна данного мероприятия в использовании метода получения информации «из первых уст» и технологии активного сотрудничества с работодателями города, представителями власти и учреждений профессионального обучения города. Данный метод и технология наиболее эффективны для профориентационных мероприятий в общеобразовательных учреждениях, т.к. обеспечивают в дальнейшем возможность реализации социальных проектов с работодателями («Машиностроительные классы «Инженеры будущего» с АО «ПОЗИС» г.Зеленодольска РТ, «Профильные классы «Будущее Волжска» с ОАО «ВЭМЗ» г.Волжск, РМЭ), для более углубленной подготовки учащихся по некоторым предметам, знания которых необходимы при обучении по наиболее востребованным специальностям для предприятий города, региона.

ЦЕЛЬ мероприятия — формирование компетентной готовности к самоопределению учащихся.

ЗАДАЧИ мероприятия:

— ознакомить с миром профессий, востребованных в г.Волжске;

-ознакомить с требованиями работодателей к компетенциям будущего молодого специалиста;

-мотивировать размышления о месте своего будущего обучения и о своем профессиональном будущем у учащихся 9-11 классов;

— воспитать патриотизм к своей малой Родине;

-сформировать систему взаимодействий учащихся, родителей  и работодателей, представителей администрации города и Центра занятости населения;

-развить способность у учащихся выражать свое мнение о профессиональном самоопределении и понимание возможности получения качественного профессионального образования в родном городе;

-научить учащихся умению общаться со взрослой аудиторией, понимать ответственность за свои вопросы и реплики.

ЦЕЛЕВАЯ  АУДИТОРИЯ:

учащиеся 9-11 классов и их родители;

-представители администрации ГО «Город Волжск», МУОО, Центра занятости;

-организаторы профориентационной работы;

— представители работодателей;

-представители администрации учреждений профессионального обучения;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ:

  1. Организация экскурсий на ведущие предприятия города Волжска.
  2. Анкетирование учащихся и их родителей (Приложение 1, слайд 2).
  3. Показ презентации ОАО «ВЭМЗ» о материальных затратах родителей при обучении детей в г.Волжске РМЭ, г.Казани РТ, г.Н-Новгороде РФ, г.Москве РФ (презентация ОАО «ВЭМЗ» и используется только с комментариями авторов по приглашению на профориентационное мероприятие).

 

СЦЕНАРИЙ  МЕРОПРИЯТИЯ

«Мир профессий и твое место в нем» (Слайд 1)

(Слайд 2)Найдется ли кто-либо, кто, бросая целый
день дротик, не попадет однажды в цель?
Цицерон Марк Туллий [4]

Звучит музыка, участники встречи рассаживаются в зале.

 

В. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня нашу встречу «Мир профессий и твое место в нем» мы организовали с целью оказания помощи нашим ученикам не только  в выборе будущей профессии, но и возможно в выборе будущего предприятия родного города. Один из критериев оценки качества современного образования является востребованность в компетентных выпускниках не только учреждений профессионального образования, но и общего образования.

Я представляю гостей нашей встречи:

 

Представление приглашенных гостей встречи ( 2 минуты)

 

В. Итак, мы начинаем наш диалог .Выбор профессии — такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.[2]

Какие профессии сегодня самые востребованные на рынке труда России и в частности города Волжска мы просим рассказать представителя Центра занятости населения г.Волжска (ФИО, должность, регалии).

 

Комментарий  (2 мин.)

В. Спасибо, (ИО).

В. Иными словами, ребята, (ИО), начала  разговор о социальном заказе на образование, то есть о запросах и требованиях, которые предъявляются к выпускникам и работодателями и обществом в целом.

В. Наш вопрос мы адресуем (ФИО -представитель администрации ГО «Город Волжск»).

Вопрос.«Кто сегодня формирует социальный заказ в нашем городе и ожидаются ли изменения в составе заказчиков в ближайшее время?»

 

Комментарий (ФИО — представитель администрации ГО «Город Волжск»)            (2 мин.).

В. Спасибо, ИО. Конечно, чтобы полностью соотнести полученный внешний заказ с внутренними устремлениями молодого поколения волжан, важно еще знать и реальные возможности образовательных учреждений.

 

В. Социум вправе не понимать, какие трудности ожидают  образовательное учреждение при выполнении социального заказа. Мои коллеги хорошо понимают, что одни заказы лежат в плоскости обязательных и стандартных требований к обучению, с ними не приходится спорить, а другие выходят за рамки возможностей учреждения, их выполнение может стоить очень дорого, вести к нарушению установленных правил.

Наш следующий вопрос ФИО (представитель МУОО администрации ГО «Город Волжск»).

Вопрос: Возможно ли сегодня найти компромисс между  выполнением социального заказа и репутацией образовательного учреждения?

Комментарий (ФИО – представитель МУОО администрации ГО «Город Волжск»)            (3 мин.). В. Спасибо, ИО.

В.У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивают, что они делают.

Один говорит: «Я таскаю камни».

Другой: «Зарабатываю на пропитание».

Третий: «Строю храм».

В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь для того, чтобы ….» «Я хочу получить профессию… чтобы…» [6]

В.Что думают по поводу этих вопросов лицеисты: «Ради чего я учусь?»  «Ради чего я собираюсь работать?». Ответы лицеистов   (5-7 мин.)

Внимание на слайд (Рис.1). (Слайд 3)

    Рис.1 Диаграмма ответов учащихся после экскурсии на предприятия г.Волжска

В.А вот, что показывает статистика, внимание на экран (презентация с фото экскурсий и анализом анкет с фоновой музыкой – Слайды 4-9).

(анализ анкет учащихся и родителей «Профессиональное самоопределение)

Презентация ( 2 мин)

 

В.Основные  причины малой информированности учащихся о профессиях, путях получения профессии:

  • Низкая активность классных руководителей в проведении работы по професииональному самоопределению учеников ( мало  классных часов, бесед, встреч с представителями профессий);
  • Отсутствие  дополнительной информационной и психолого – педагогической работы с учащимися предпрофильной подготовки (8,9 классы) и профильного обучения (10,11 классы) : проведение курсов по профориентации, наличие психолога.[5]

В.Наш вопрос уважаемым работодателям.

Вопрос: Мы педагоги, солидарны с администрацией нашего города в плане того, что наши ученики должны возвращаться в родной город, помогать нам его развивать и делать самым красивым и удивительным городом в России. Сегодня уже проводятся мероприятия, направленные на воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине, но одних наших усилий – недостаточно. Конечно, уже есть первые попытки диалога образовательных учреждений и предприятий, а что еще могут предложить работодатели не только для укрепления взаимоотношений, в большей степени для того, чтобы «где родился — там и пригодился» наш ученик?

Комментарий (ФИО – представители работодателей)     ( 4-6 мин.).

Презентация ОАО «ВЭМЗ» «Материальные затраты родителей на обучение детей в разных городах России»  с комментариями работодателя (авторский материал) В. Спасибо, (ИО).

 

В. Практически каждый современный работодатель сегодня утверждает, что профессиональное самоопределение-это первично, впрочем, история утверждает то же самое.

(Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, — говорит одна девица,

Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».

«Если б я была царица, — говорит ее сестрица,

Я б на целый мир одна наткала бы полотна».

«Если б я была царица, — третья молвила девица,

Я б для батюшки-царя родила богатыря».)

 

В.Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.

В. Наш вопрос представителям учреждений профессионального обучения (УПО) (ФИО, должность, регалии).

Вопрос: Насколько перечень профессий, которые Вы предлагаете для обучения, соответствует социальному заказу нашего города и какой процент выпускников Вы трудоустраиваете именно в Волжске?

 

Комментарий (ФИО – представители УПО)   (по 2 мин.- 6 мин.).

В. Спасибо, ИО.

 

В. Многие люди, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами – и образование хочется получить не меньше столичного, и где же потом работать с этим дипломом, где жить? А если в Волжск вернуться с этим образованием — пока жить с родителями, вдруг городу такие специалисты не нужны, а смогу ли я вырасти из молодого специалиста в начальники? Вопросов много. Но их зададут сами учащиеся, Вам, уважаемые гости нашей встречи. Итак….

 

Вопросы-ответы ( 12-15 мин.)

Возможные вопросы учащихся (Приложение 1).

Припев «Песня о Волжске»

В. Мы надеемся, что все получили исчерпывающие ответы на свои вопросы, а также надеемся, что есть в зале те, кто задумался о правильности своего уже имеющегося мнения о той или иной профессии, о том или ином профессиональном учебном заведении и, наверняка, каждый, после нашей встречи по-иному посмотрит на свое БУДУЩЕЕ (акцентируем — БУДУЩЕЕ)…Наш город ждет вас – будущих специалистов, наш город ждет вас – будущих родителей юных волжан, наш город ждет вас, потому что БУДУЩЕЕ и РАЗВИТИЕ ГОРОДА ВОЛЖСКА в ваших руках: «Где родился, там и пригодился»!

В.Существует несколько классификаций профессий. В нашей стране чаще всего используется классификация профессора Е.А.Климова по предмету труда (человек, техника, знаковая информация, природа, искусство).[3]

Слайд 10 (текст слайда ниже)

Первую классификацию видов профессиональной деятельности: XVIII веке предложил известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев:

-нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право),

-полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика),

-щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство),

-тщетные науки (алхимия, астрология)

-вредительские науки (колдовство, магия).[7]

В.В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. В любом случае, какую бы профессию вы не выбрали – это будет только ваш выбор, и мы надеемся, что он будет действительно правильным. (Слайд 11)

 

В. Мы благодарим уважаемых гостей за участие во встрече с нашими выпускниками, за ответы на их вопросы. Надеемся, что встречи школьников, администрации и работодателей  станут в нашем лицее традиционными. Желаем всем доброго здоровья , а ученикам удачного профессионального определения!

(неформальное общение учащихся с приглашенными гостями встречи).

 

ВЫВОДЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

Данная форма профориентационного мероприятия апробирована в МОУ «ВГЛ» и МОУ «О(С)Ш» как школах-партнерах, которые сотрудничают на основе Соглашения о сетевом взаимодействии. Основное достоинство предлагаемого мероприятия – привлечение разностороннего круга специалистов, представителей ведущих предприятий города, учреждений профессионального образования, с которыми учащиеся уже встречались при организации экскурсий. На встречу также приглашаются представители администрации города, т.е. те, кто может учащимся рассказать о перспективном развитии города Волжска и акцентировать внимание на необходимость квалифицированных специалистов, усиливая значение поговорки: «Где родился, там и пригодился».

После мероприятия проводится повторное анкетирование, которое показывает позитивное изменение мнения учащихся о желании работать на предприятиях г.Волжска в среднем за 2 проведенных мероприятия на 8 % (3 учащихся).

Работодатели высоко оценили данную форму проведения профориентации молодежи, т.к. появляется возможность также «из первых уст» понять интересы учащихся, их родителей, оценить перспективы привлечения молодых специалистов в свою сферу производства. Результатом встреч  в ходе профориентационных мероприятий стали предложения от АО «ПОЗИС» и ОАО «ВЭМЗ» об открытии на базе лицея профильных классов «Инженеры будущего» (АО «ПОЗИС») и «Будущее Волжска» (ОАО «ВЭМЗ») для дополнительного образования учащихся 10-11 классов по предметам естественнонаучного направления, на безвозмездной основе. Важным условием обучения в данных классах является обязательное поступление в учреждения профессионального обучения по техническим и технологическим направлениям.

Существенным результатом встречи является заключение 2 целевых договоров на подготовку специалистов для ОАО «ВЭМЗ» в 2015-2016 учебном году.

Методическая разработка рекомендуется педагогам при проведении мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, формирования профессионального самоопределения, изучения истории и настоящего города Волжска.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1.    Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984- 98с.
  2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1988- 272 с.
  3.    Профессиональная ориентация молодежи/ А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 2009 – 272 с.
  4.  Профессиональная ориентация учащейся молодежи: Межвузовский сборник научных трудов;- Новосибирск, 2011-87 с.
  5.   Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов; под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 2008-223 с.
  6.   Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1987-156 с.
  7.   Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986-112 с.
  8.    Школа и выбор профессии/ под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987-176 стр. (Библиотека учителя и воспитателя).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Вопросы учащихся:

-Можно ли в условиях нашего города получить образование, которое поможет мне получить хорошую работу и приличную зарплату? Какие качества работника Вы считаете наиболее важными?

-Выпускники  каких специальностей наиболее востребованы на Вашем

предприятии?

-На какие специальности самый большой спрос у работодателей? Люди каких профессий долго не могут найти работу?

-Могу ли  я считаться молодым специалистом после окончания Вуза заочно? Если да, то сохраняются ли все гарантии  и льготы?

-Считается ли молодым специалистом выпускник, получивший образование  платно?

-На Ваш взгляд, оказывает ли влияние на подготовку специалиста форма получения образования (очная, заочная, экстернат, дистантная и пр.)?

-Влияет или не влияет на шансы трудоустройства то обстоятельство, что у выпускника диплом бакалавра или специалиста? А если диплом магистра?

-Какие сроки отработки молодого специалиста по распределению на Вашем предприятии?

-Что нужно в первую очередь знать молодому специалисту  при устройстве на работу?

-Как Вы относитесь к тому, что работник Вашего предприятия оказался более компетентным в каком-либо вопросе, чем его руководитель?

-Условия приема на Ваше предприятие  молодого специалиста, не имеющего стаж работы по данной специальности.

-Устраивает ли Вас сегодня качество практической подготовки выпускников?

-Должен ли работник стремиться к освоению смежных профессий?

-Поощряется ли на предприятии желание работника продолжать

обучение?

-Существует ли на вашем предприятии возможность карьерного роста  для

работника?