автор: Захарова Светлана Михайловна
учитель технологии Муниципальное общеобразовательное учреждение “Открытая (сменная) школа”
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету Технология “Мир профессий и твое место в нем”
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
по предмету «Технология»
для учащихся 9-11 классов
«Мир профессий и твое место в нем»
Автор:
Захарова Светлана Михайловна,
учитель технологии МОУ «О(С)Ш»
г.Волжск
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Сценарий профориентационного мероприятия 5
Выводы о результатах профориентационного мероприятия 9
Список использованных источников 10
Приложение 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профориентационное мероприятие «Мир профессий и твое место в нем» организуется для учащихся 9-11 классов после проведенных экскурсий на ОАО «МЦБК», ОАО «ВЭМЗ», ЗАО «Ариада»,АО «ПОЗИС» и анкетирования учащихся ,их родителей на предмет: «Хотели бы Вы работать на предприятиях г.Волжска?» и «Хотели бы Вы, что дети работали на предприятиях г.Волжска?».
Форма мероприятия- встреча учащихся 9-11 классов с представителями администрации ГО «Город Волжск», МУОО администрации ГО «Город Волжск»,работодателей, Центра занятости населения г.Волжска и Волжского района, администрацией профессиональных учебных заведений г.Волжска.
К сожалению, профессиональная ориентация старшеклассников и содействие им в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков.[1]
Также учащиеся редко получают информацию «из первых уст», не знают о востребованных профессиях на данный период, в данном городе, регионе, в данных экономических условиях (67% учащихся и 59% родителей – по данным анкетирования). Зачастую не понимают (79% учащихся и 64% родителей – по данным анкетирования), какую экономическую выгоду имеет получение той или иной профессии в будущем для конкретного индивида. Не владеют информацией о социальных льготах молодых специалистов, которые предусмотрены федеральными, региональными, местными нормативными актами и возможностями предприятий ( 84% учащихся, 68% родителей). Будущие выпускники не догадываются о трудностях, которые испытывает молодой специалист в чужом городе, о материальных затратах родителей на обучение детей в столичных вузах.
Таким образом, практическая актуальность профориентационного мероприятия «Мир профессий и твое место в нем» состоит в том, что учащиеся 9-11 классов напрямую могут задать вопросы представителям работодателей промышленных предприятий города Волжска, представителям администрации профессиональных учебных заведений г.Волжска, представителям Центра занятости населения. Узнать о востребованных профессиях, возможностях получения профессии в городе, возможности трудоустройства, получения целевых договоров, социальные льготы молодых специалистов, уровень зарплаты молодого специалиста в городе, республике и стране, материальных затратах родителей при обучении детей в больших городах.
Новизна данного мероприятия в использовании метода получения информации «из первых уст» и технологии активного сотрудничества с работодателями города, представителями власти и учреждений профессионального обучения города. Данный метод и технология наиболее эффективны для профориентационных мероприятий в общеобразовательных учреждениях, т.к. обеспечивают в дальнейшем возможность реализации социальных проектов с работодателями («Машиностроительные классы «Инженеры будущего» с АО «ПОЗИС» г.Зеленодольска РТ, «Профильные классы «Будущее Волжска» с ОАО «ВЭМЗ» г.Волжск, РМЭ), для более углубленной подготовки учащихся по некоторым предметам, знания которых необходимы при обучении по наиболее востребованным специальностям для предприятий города, региона.
ЦЕЛЬ мероприятия – формирование компетентной готовности к самоопределению учащихся.
ЗАДАЧИ мероприятия:
– ознакомить с миром профессий, востребованных в г.Волжске;
-ознакомить с требованиями работодателей к компетенциям будущего молодого специалиста;
-мотивировать размышления о месте своего будущего обучения и о своем профессиональном будущем у учащихся 9-11 классов;
– воспитать патриотизм к своей малой Родине;
-сформировать систему взаимодействий учащихся, родителей и работодателей, представителей администрации города и Центра занятости населения;
-развить способность у учащихся выражать свое мнение о профессиональном самоопределении и понимание возможности получения качественного профессионального образования в родном городе;
-научить учащихся умению общаться со взрослой аудиторией, понимать ответственность за свои вопросы и реплики.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:
– учащиеся 9-11 классов и их родители;
-представители администрации ГО «Город Волжск», МУОО, Центра занятости;
-организаторы профориентационной работы;
– представители работодателей;
-представители администрации учреждений профессионального обучения;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ:
- Организация экскурсий на ведущие предприятия города Волжска.
- Анкетирование учащихся и их родителей (Приложение 1, слайд 2).
- Показ презентации ОАО «ВЭМЗ» о материальных затратах родителей при обучении детей в г.Волжске РМЭ, г.Казани РТ, г.Н-Новгороде РФ, г.Москве РФ (презентация ОАО «ВЭМЗ» и используется только с комментариями авторов по приглашению на профориентационное мероприятие).
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
«Мир профессий и твое место в нем» (Слайд 1)
(Слайд 2)Найдется ли кто-либо, кто, бросая целый
день дротик, не попадет однажды в цель?
Цицерон Марк Туллий [4]
Звучит музыка, участники встречи рассаживаются в зале.
В. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня нашу встречу «Мир профессий и твое место в нем» мы организовали с целью оказания помощи нашим ученикам не только в выборе будущей профессии, но и возможно в выборе будущего предприятия родного города. Один из критериев оценки качества современного образования является востребованность в компетентных выпускниках не только учреждений профессионального образования, но и общего образования.
Я представляю гостей нашей встречи:
Представление приглашенных гостей встречи ( 2 минуты)
В. Итак, мы начинаем наш диалог .Выбор профессии — такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.[2]
Какие профессии сегодня самые востребованные на рынке труда России и в частности города Волжска мы просим рассказать представителя Центра занятости населения г.Волжска (ФИО, должность, регалии).
Комментарий (2 мин.)
В. Спасибо, (ИО).
В. Иными словами, ребята, (ИО), начала разговор о социальном заказе на образование, то есть о запросах и требованиях, которые предъявляются к выпускникам и работодателями и обществом в целом.
В. Наш вопрос мы адресуем (ФИО -представитель администрации ГО «Город Волжск»).
Вопрос.«Кто сегодня формирует социальный заказ в нашем городе и ожидаются ли изменения в составе заказчиков в ближайшее время?»
Комментарий (ФИО – представитель администрации ГО «Город Волжск») (2 мин.).
В. Спасибо, ИО. Конечно, чтобы полностью соотнести полученный внешний заказ с внутренними устремлениями молодого поколения волжан, важно еще знать и реальные возможности образовательных учреждений.
В. Социум вправе не понимать, какие трудности ожидают образовательное учреждение при выполнении социального заказа. Мои коллеги хорошо понимают, что одни заказы лежат в плоскости обязательных и стандартных требований к обучению, с ними не приходится спорить, а другие выходят за рамки возможностей учреждения, их выполнение может стоить очень дорого, вести к нарушению установленных правил.
Наш следующий вопрос ФИО (представитель МУОО администрации ГО «Город Волжск»).
Вопрос: Возможно ли сегодня найти компромисс между выполнением социального заказа и репутацией образовательного учреждения?
Комментарий (ФИО – представитель МУОО администрации ГО «Город Волжск») (3 мин.). В. Спасибо, ИО.
В.У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивают, что они делают.
Один говорит: «Я таскаю камни».
Другой: «Зарабатываю на пропитание».
Третий: «Строю храм».
В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности. Мотив — это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь для того, чтобы ….» «Я хочу получить профессию… чтобы…» [6]
В.Что думают по поводу этих вопросов лицеисты: «Ради чего я учусь?» «Ради чего я собираюсь работать?». Ответы лицеистов (5-7 мин.)
Внимание на слайд (Рис.1). (Слайд 3)
Рис.1 Диаграмма ответов учащихся после экскурсии на предприятия г.Волжска
В.А вот, что показывает статистика, внимание на экран (презентация с фото экскурсий и анализом анкет с фоновой музыкой – Слайды 4-9).
(анализ анкет учащихся и родителей «Профессиональное самоопределение)
Презентация ( 2 мин)
В.Основные причины малой информированности учащихся о профессиях, путях получения профессии:
- Низкая активность классных руководителей в проведении работы по професииональному самоопределению учеников ( мало классных часов, бесед, встреч с представителями профессий);
- Отсутствие дополнительной информационной и психолого – педагогической работы с учащимися предпрофильной подготовки (8,9 классы) и профильного обучения (10,11 классы) : проведение курсов по профориентации, наличие психолога.[5]
В.Наш вопрос уважаемым работодателям.
Вопрос: Мы педагоги, солидарны с администрацией нашего города в плане того, что наши ученики должны возвращаться в родной город, помогать нам его развивать и делать самым красивым и удивительным городом в России. Сегодня уже проводятся мероприятия, направленные на воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине, но одних наших усилий – недостаточно. Конечно, уже есть первые попытки диалога образовательных учреждений и предприятий, а что еще могут предложить работодатели не только для укрепления взаимоотношений, в большей степени для того, чтобы «где родился – там и пригодился» наш ученик?
Комментарий (ФИО – представители работодателей) ( 4-6 мин.).
Презентация ОАО «ВЭМЗ» «Материальные затраты родителей на обучение детей в разных городах России» с комментариями работодателя (авторский материал) В. Спасибо, (ИО).
В. Практически каждый современный работодатель сегодня утверждает, что профессиональное самоопределение-это первично, впрочем, история утверждает то же самое.
(Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица,
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, — говорит ее сестрица,
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, — третья молвила девица,
Я б для батюшки-царя родила богатыря».)
В.Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.
В. Наш вопрос представителям учреждений профессионального обучения (УПО) (ФИО, должность, регалии).
Вопрос: Насколько перечень профессий, которые Вы предлагаете для обучения, соответствует социальному заказу нашего города и какой процент выпускников Вы трудоустраиваете именно в Волжске?
Комментарий (ФИО – представители УПО) (по 2 мин.- 6 мин.).
В. Спасибо, ИО.
В. Многие люди, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами – и образование хочется получить не меньше столичного, и где же потом работать с этим дипломом, где жить? А если в Волжск вернуться с этим образованием – пока жить с родителями, вдруг городу такие специалисты не нужны, а смогу ли я вырасти из молодого специалиста в начальники? Вопросов много. Но их зададут сами учащиеся, Вам, уважаемые гости нашей встречи. Итак….
Вопросы-ответы ( 12-15 мин.)
Возможные вопросы учащихся (Приложение 1).
Припев «Песня о Волжске»
В. Мы надеемся, что все получили исчерпывающие ответы на свои вопросы, а также надеемся, что есть в зале те, кто задумался о правильности своего уже имеющегося мнения о той или иной профессии, о том или ином профессиональном учебном заведении и, наверняка, каждый, после нашей встречи по-иному посмотрит на свое БУДУЩЕЕ (акцентируем – БУДУЩЕЕ)…Наш город ждет вас – будущих специалистов, наш город ждет вас – будущих родителей юных волжан, наш город ждет вас, потому что БУДУЩЕЕ и РАЗВИТИЕ ГОРОДА ВОЛЖСКА в ваших руках: «Где родился, там и пригодился»!
В.Существует несколько классификаций профессий. В нашей стране чаще всего используется классификация профессора Е.А.Климова по предмету труда (человек, техника, знаковая информация, природа, искусство).[3]
Слайд 10 (текст слайда ниже)
Первую классификацию видов профессиональной деятельности: XVIII веке предложил известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев:
-нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право),
-полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика),
-щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство),
-тщетные науки (алхимия, астрология)
-вредительские науки (колдовство, магия).[7]
В.В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. В любом случае, какую бы профессию вы не выбрали – это будет только ваш выбор, и мы надеемся, что он будет действительно правильным. (Слайд 11)
В. Мы благодарим уважаемых гостей за участие во встрече с нашими выпускниками, за ответы на их вопросы. Надеемся, что встречи школьников, администрации и работодателей станут в нашем лицее традиционными. Желаем всем доброго здоровья , а ученикам удачного профессионального определения!
(неформальное общение учащихся с приглашенными гостями встречи).
ВЫВОДЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Данная форма профориентационного мероприятия апробирована в МОУ «ВГЛ» и МОУ «О(С)Ш» как школах-партнерах, которые сотрудничают на основе Соглашения о сетевом взаимодействии. Основное достоинство предлагаемого мероприятия – привлечение разностороннего круга специалистов, представителей ведущих предприятий города, учреждений профессионального образования, с которыми учащиеся уже встречались при организации экскурсий. На встречу также приглашаются представители администрации города, т.е. те, кто может учащимся рассказать о перспективном развитии города Волжска и акцентировать внимание на необходимость квалифицированных специалистов, усиливая значение поговорки: «Где родился, там и пригодился».
После мероприятия проводится повторное анкетирование, которое показывает позитивное изменение мнения учащихся о желании работать на предприятиях г.Волжска в среднем за 2 проведенных мероприятия на 8 % (3 учащихся).
Работодатели высоко оценили данную форму проведения профориентации молодежи, т.к. появляется возможность также «из первых уст» понять интересы учащихся, их родителей, оценить перспективы привлечения молодых специалистов в свою сферу производства. Результатом встреч в ходе профориентационных мероприятий стали предложения от АО «ПОЗИС» и ОАО «ВЭМЗ» об открытии на базе лицея профильных классов «Инженеры будущего» (АО «ПОЗИС») и «Будущее Волжска» (ОАО «ВЭМЗ») для дополнительного образования учащихся 10-11 классов по предметам естественнонаучного направления, на безвозмездной основе. Важным условием обучения в данных классах является обязательное поступление в учреждения профессионального обучения по техническим и технологическим направлениям.
Существенным результатом встречи является заключение 2 целевых договоров на подготовку специалистов для ОАО «ВЭМЗ» в 2015-2016 учебном году.
Методическая разработка рекомендуется педагогам при проведении мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, формирования профессионального самоопределения, изучения истории и настоящего города Волжска.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984- 98с.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1988- 272 с.
- Профессиональная ориентация молодежи/ А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 2009 – 272 с.
- Профессиональная ориентация учащейся молодежи: Межвузовский сборник научных трудов;- Новосибирск, 2011-87 с.
- Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов; под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 2008-223 с.
- Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1987-156 с.
- Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986-112 с.
- Школа и выбор профессии/ под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987-176 стр. (Библиотека учителя и воспитателя).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Вопросы учащихся:
-Можно ли в условиях нашего города получить образование, которое поможет мне получить хорошую работу и приличную зарплату? Какие качества работника Вы считаете наиболее важными?
-Выпускники каких специальностей наиболее востребованы на Вашем
предприятии?
-На какие специальности самый большой спрос у работодателей? Люди каких профессий долго не могут найти работу?
-Могу ли я считаться молодым специалистом после окончания Вуза заочно? Если да, то сохраняются ли все гарантии и льготы?
-Считается ли молодым специалистом выпускник, получивший образование платно?
-На Ваш взгляд, оказывает ли влияние на подготовку специалиста форма получения образования (очная, заочная, экстернат, дистантная и пр.)?
-Влияет или не влияет на шансы трудоустройства то обстоятельство, что у выпускника диплом бакалавра или специалиста? А если диплом магистра?
-Какие сроки отработки молодого специалиста по распределению на Вашем предприятии?
-Что нужно в первую очередь знать молодому специалисту при устройстве на работу?
-Как Вы относитесь к тому, что работник Вашего предприятия оказался более компетентным в каком-либо вопросе, чем его руководитель?
-Условия приема на Ваше предприятие молодого специалиста, не имеющего стаж работы по данной специальности.
-Устраивает ли Вас сегодня качество практической подготовки выпускников?
-Должен ли работник стремиться к освоению смежных профессий?
-Поощряется ли на предприятии желание работника продолжать
обучение?
-Существует ли на вашем предприятии возможность карьерного роста для
работника?