автор: Золотухина Надежда Валерьевна
Воспитатель МДОУ “Детский сад “Искорка” п. Пангоды Надымский район”
Инновационный проект по шахматному образованию для детей 5-7 лет «Белая Ладья»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)
ул.Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66 заведующий, 8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: iskorkapangod@mail.ru, ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40701810471863000002 РКЦ НАДЫМ г. НАДЫМ
Инновационный проект
по шахматному образованию
для детей 5-7 лет
«Белая Ладья»
Срок реализации 2 года
п. Пангоды, 2018 год
Содержание
№ | Название раздела | Страница |
Паспорт проекта | 3-4 | |
1. | Пояснительная записка. | 5 |
2. | Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект | 5 |
2.1. | Цель и задачи проекта | 6 |
2.2. | Дидактические принципы обучения детей игре в шахматы | 6 |
3. | Объем и реализация проекта | 7 |
3.1. | Этапы реализации проекта | 7 |
3.2. | Взаимодействие с родителями | 9 |
3.3. | Ожидаемые результаты | 10 |
4. | Ресурсное обеспечение проектной деятельности (техническая платформа) | 11 |
4.1. | Материально-техническое оснащение | 11 |
4.2. | Список используемой и рекомендуемой литературы | 13 |
5. | Формы оценивания качества образовательной деятельности по проекту | 14 |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Белая Ладья» |
Основания для разработки проекта |
|
Руководитель проекта | Золотухина Н.В. воспитатель МДОУ «Детский сад «Искорка». |
Участники проекта | Устинова Юлия Александровна– воспитатель МДОУ «Детский сад «Искорка» Слупицкая А.А. воспитатель МДОУ «Детский сад «Искорка»,
дети 5-7 лет, родители. |
Цель проекта | Развитие познавательных способностей старших дошкольников посредством шахматного образования. |
Задачи проекта |
|
Сроки реализации проекта | 01.09.2018 – 01.09.2020 г.
|
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационный
2 этап – основной 3 этап – аналитический |
Ожидаемые результаты |
С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как: развитие логического мышления на 29%, развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%, развитие коммуникативных навыков на 30%, повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%. Родители: 1. Создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников. 2.Увеличится количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников. Педагоги: 1.Педагоги приобретут новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произойдет рост профессионального мастерства; 2. Повысится квалификация педагогов по шахматному образованию. 3.Пополнится обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения. 4.Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей. |
Предполагаемые продукты проекта |
|
Территория реализации проекта | МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды, Надымского района» |
- Пояснительная записка
Актуальность
Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий.
Шахматы – очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматы – гениальные находки человечества для возможности интеллектуального совершенствования людей. Они шагают рядом с нами тысячелетия. Эти игры учат думать. Доказано, что играющие в шахматы дети приобретают более высокий уровень интеллекта.
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере.
Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой.
Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.
Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Ребенок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересуется шахматами и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.
На основании выше изложенного мы решили в нашем детском саду реализовать проект по шахматному образованию.
Новизна проекта:
Возможность раннего обучения игре в шахматы в непринуждённой игровой форме с использованием интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного учреждения.
Практическая значимость проекта:
Возможность применения технологии проекта в практике дошкольных учреждений с целью развития познавательного интереса у старших дошкольников посредством обучения игре в шахматы; наличие практического материала для использования в работе с детьми.
- Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект
Все увеличивающиеся информационные потоки – знамение нашего времени. Новая информация, которая крайне тяжело усваивается взрослыми людьми, легко и непринужденно входит в непосредственную жизнь ребенка. Современный ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, логического мышления, развития познавательных функций.
Проект по раннему обучению дошкольников 5-7 лет азам шахматной игры «Белая Ладья» – решает проблему умственных способностей малышей и дает возможностьмаксимально качественного образования на дошкольной ступени.
2.1. Цель и задачи проекта
Цель:
Создание условий для успешной самореализации дошкольников через обучение игре в шахматы.
Задачи:
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий. Обеспечить успешное овладение элементарных навыков игры в шахматы.
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач, активизировать мыслительную деятельность дошкольников.
- Сформировать у ребенка такие качества, как настойчивость, выдержка, воля, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
2.2. Дидактические принципы обучения детей игре в шахматы
В процессе обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы очень важно воспитывать привычку в преодолении трудностей:
– от простого материала к сложному;
– от известного к неизвестному;
– вносить в занятия элементы новизны и занимательности.
Принципы реализации проекта:
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
Принцип индивидуального подхода к детям. Обучение детей игре в шахматы осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний ребёнка и особенностей его развития.
Принцип мобильности. Можно играть в шахматы где угодно – на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д.
Принцип интегративности и сотрудничества. Реализуется в тесном сотрудничестве с семьей на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта. Прослеживается взаимосвязь с различными видами деятельности.
Принцип систематичности и последовательности. Такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
Принцип доступности. Обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
Принцип проблемного обучения. Дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий получают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
Принцип компетентности педагога. Воспитатель должен владеть умениями и знаниями игры в шахматы, чтобы передать их детям и родителям.
Принцип игровой подачи материала. В своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности — игру.
Форма и методы организации:
При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения. Это:
- беседы,
- дидактические игры,
- компьютерные и интерактивные игры,
- художественно – творческая деятельность,
- чтение сказок и книг о шахматах,
- просмотр энциклопедий о шахматах,
- разучивание стихотворений о шахматных фигурах,
- создание альбома «Великие шахматисты»,
- консультации для родителей,
- папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы,
- домашние задания для совместных занятий с детьми дома.
- Объем и реализация проекта
Сроки реализации проекта 2 год.
Участники проекта:
Дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги ДОУ.
3.1. Этапы реализации проекта
Сроки | Мероприятия | Содержание | Результат | Ответственные |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | ||||
01.09.2018
01.10.2018 |
Мониторинг развития познавательного развития |
|
Выявление уровня познавательного развития
Сформированы группы детей для занятий шахматами |
Педагог-психолог, воспитатели |
28.09.2018 | Круглый стол |
|
Постановка целей и задач | Воспитатели старших групп |
01.10.2018
01.12.2018 |
Создание предметно-пространственной среды по шахматному образованию в ДОУ |
|
Оснащение центра необходимым оборудованием
Создание дидактических игр |
Администрация, педагоги ДОУ |
14.10.2018 – 01.11.2018 | Рекламная
кампания |
|
Формирование общественного мнения
о проекте |
Администрация, педагоги ДОУ |
ОСНОВНОЙ ЭТАП | ||||
01.10.2018-31.10.2018 | Дидактическое оснащение |
|
Шахматные уголки в группах
Центр «Белая ладья» |
Администрация, педагоги ДОУ |
в течение учебного года | Реализация дополнительной образовательной программы по обучению дошкольников игре в шахматы «Белая ладья» |
|
Начальные познания
в шахматной игре |
Воспитатели старших и подготовительных к школе групп |
в течение учебного года | Развлекательно-игровые развивающие программы |
|
Познавательная активность детей | Воспитатели старших и подготовительных к школе групп |
В течение года | Совместные мероприятия
с родителями |
|
Повышение компетенций родителей в области игровой деятельности
с детьми |
Педагоги ДОУ |
1 раз в квартал | Работа со СМИ |
|
Освещение работы педагогов ДОУ в рамках реализации проекта «Белая ладья» | Администрация, педагоги |
1 месяц | Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса |
|
Материалы для бесед
Картотека дидактических игр Консультативный материал |
Администрация, педагоги |
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП | ||||
1 раз
в квартал |
Творческие отчеты педагогов |
|
Формирование методического кейса материалов | Администрация, педагоги ДОУ |
1 раз
в квартал |
Корректировка плана проектной деятельности |
|
Методические рекомендации для педагогов на основе реестра затруднений | Администрация, творческая группа |
Май 2020 | Мониторинг и анализ реализации проекта |
|
Увеличение доли детей с высокими показателем психофизиологической и интеллектуальной зрелости, повышение интереса ребёнка к процессу обучения | Администрация |
Май 2020 | Итоговое отчетное родительское собрание |
|
Создано единое образовательное пространство ДОУ и семьи по шахматному образованию дошкольников | Администрация, педагоги ДОУ |
Май 2020 | Отчет о реализации проекта |
|
Распространение опыта работы публикации методических материалов в журналах | Администрация |
3.2. Взаимодействие с родителями
Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.
С целью популяризации шахматного образования при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются традиционные формы взаимодействия:
- родительские собрания;
- консультации;
- информационные стенды.
Интерактивные, которые на данный момент практика определила наиболее оптимальными:
«Творческая мастерская», целью которой является привлечь родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников. И в ходе практической деятельности передать опыт изготовления дидактических игр и пособий для интеллектуального развития ребенка. В мастерской развивается креативность родителей. Умение видеть в обыденных, практически не нужных вещах, интересные, занимательные объекты для обыгрывания с детьми. В процессе вовлеченности в общее дело родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру.
Выпуск газеты «Шахматное обозрение», «Мастер-класс» позволяют родителям быть всегда в курсе событий, посвящённых обучению шахматной игре. Помочь своему ребенку запомнить стихотворение, считалочку, проиграть дома ту или иную ситуацию.
В силу своей профессии педагог обязан позитивно влиять на развитие детей. Но необходимо, что бы его мастерство, советы были искренне разделены и приняты родителями на основе сформированного доверия и продуктивного взаимодействия. Все эти задачи позволяет решить организация и проведение «Интерактивной площадки», где родители сами могут открыться воспитателю.
Рассказать что для них важно, в чем они могут поучаствовать, что они готовы сделать. Ведь одним из важных аспектов интеллектуального развития ребенка является творчество – детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для дошкольного возраста. Так как интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые рассказывают ему на ночь, с отношениями между малышом и взрослым…
Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Если внимательно наблюдать за ребенком, в какие сюжетно-ролевые игры он предпочитает играть, можно определить тип отношений семьи, в которой он воспитывается. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать малышу достойный пример для подражания.
Так, в семье, где царит спокойная доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребенка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, умный ребенок.
Для решения поставленных задач составлен перспективный план взаимодействия с родителями, в котором прописана работа в рамках реализации проекта «Белая Ладья».
Партнеры проекта
Партнерами в реализации проекта являются родители, педагоги МДОУ «Детский сад «Золотой петушок», родители воспитанников, МДОУ «Детский сад «Золотой петушок».
3.3. Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений. Планируемые результаты освоения проекта детьми соотнесены основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ребенка. Исходя из этого, для различных целевых групп (детей, педагогов, родителей) планируются следующие результаты освоения Программы.
Воспитанники:
С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как: развитие логического мышления на 29%,
развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%,
развитие коммуникативных навыков на 30%,
повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.
Родители:
- Создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников.
- Увеличится количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников.
Педагоги:
1.Педагоги приобретут новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произойдет рост профессионального мастерства;
- Повысится квалификация педагогов по шахматному образованию.
3.Пополнится обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения.
4.Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей. Предполагаемые продукты проекта:
- Центр шахматного образования на территории ДОУ «Белая ладья».
- Шахматный уголок в групповых помещениях.
- Кейс методических пособий для педагогов.
- Gamebox мультимедийных продуктов.
- Ресурсное обеспечение проектной деятельности (техническая платформа)
Успешность работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников через обучение игре в шахматы определяется не только разработанной технологией, выделением ее цели и задач, подбором соответствующих методов воздействия, но и организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
4.1. Материально-техническое оборудование.
Обеспечение | Наименование | Количество на группу (4 группы) |
Кадровое | Педагог, умеющий играть в шахматы, прошедший курсовую подготовку по обучению детей игре в шахматы, занимающийся самообразованием | 1 |
Информационное | Методические пособия:
– методические разработки занятий – специальная литература для работы педагога с детьми – периодическая печать Материалы для детей: 1. Раскраски, лабиринты, кроссворды 2. Карточки с заданиями и упражнениями 3. Фрагменты шахматной доски 4. Наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии) |
З2 занятия
8 пособий 5 статей по количеству детей 15 шт. около 30 |
Материально-техническое | – Центр шахматного образования «Белая ладья» на территории зимнего сада в детском саду;
– шахматные доски с набором шахматных фигур; – демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур; – шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий (изготовленные из цветной бумаги или картона); – мнемосхемы для заучивания правил игры в шахматы; – мешочек, сшитый из ткани, для игры «Чудесный мешочек»; – деревянные кубики черно-белые; -цветные карандаши; – фломастеры; – альбомы для рисования; -акварельные краски; – картотека дидактических игр и упражнений; – настольные шахматы разных видов; – напольные пластмассовые шахматы; – виниловые доски; – напольная шахматная доска из мягкого материала; -шахматные часы; – обучающие видеоролики по шахматам; – обучающие компьютерные игры; – дидактические игры по обучению игре в шахматы. |
1
по одному комплекту на 2-х детей две 10 2 набора 10 наборов 10 наборов На каждого 10 наборов 1 5 шт. 1 набор 10 1 1 2 10 шт. 1 уголок в группе |
I Методическая литература |
1.1 Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников, Ярославль, 2001 |
1.2 Гаврина С.Е. Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Логика, Москва, 2002. |
1.3 Светлова И.Е. Повышаем интеллект и эрудицию, Москва, 2002. |
1.4 Светлова И.Е. Развиваем логику, Москва, 2002. |
1.5 Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка, Москва, 2000. |
1.6 Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка, |
Москва, 2000 |
II Учебные пособия |
2.1 Костров В., Рожков П. Мат в два хода. Санкт-Петербург, 2000. |
2.2 Костров В. Шахматное тестирование. «Открытые дебюты». Санкт-Петербург, 2000. |
2.3 Костров В. Шахматное тестирование. «Гамбиты». Санкт-Петербург, 2000. |
2.4 Славин И. Учебник-задачник шахмат. Т.1-7. Архангельск, 1998-2000. |
2.5 Сухин И.Г. Шахматы. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть 1. |
2.6 Сухин И.Г. Шахматы. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть 2. |
III Художественная литература и стихи о шахматах |
3.1 Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Любое издание. |
3.2 Ильин Е. Приключения пешки. М.: ФиС, 1975. |
3.3 Кэрролл Л. Алиса в зазеркалье. Любое издание. |
4.2.Список используемой и рекомендуемой литературы
- Формы оценивания качества образовательной деятельности по проекту
Педагогический мониторинг проводится два раза в год (в сентябре и мае). Результаты педагогического мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Дляизучения уровней развития познавательного интересау детей старшего дошкольного возраста были подобраны следующие методики (Приложение 1).
- «Мотивы умственной деятельности», автор Е.Э. Кригер.
- «Определение мотивационного компонента», авторМ.Р. Гинзбург.
- Наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности, авторВ.С. Юркевич
- Задача с шахматными фигурами, автор:Л. Береславский.
Приложение 1
Показатели достижений ребенка 5-6 лет (первый год обучения)
№ | Ф.И.ребенка | Знает | Умеет | Итог | |||||||
Шахматные термины:
белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья |
Название шахматных
фигур:ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король |
Правила хода каждой фигуры | Ориентироваться нашахматной доске | Играть каждой
фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил |
Правильно
располагать шахматную доску между партнёрами |
Правильно
располагать фигуры перед игрой |
Умение перемещать
фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали |
Решать простые шахматные задачи | |||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 |
Условные обозначения: 2 балла, 1 балл, 0 баллов
Проводил:
воспитатель ________________________________/___________________/
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показатели достижений ребенка 6-7 лет (второй год обучения)
№ | Ф.И.ребенка | Показатели | Итог | ||||||||||
Понимание важности первых
ходов
|
Понятия о приёмах взятия фигур | Умение детей быстро и
правильно находить поля, вертикали и диагонали,показывая и называя их в слух |
Знать и различать шахматные фигуры | Знать ходы шахматных фигур и их отличия | Умение самостоятельно
выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе |
Развитие познавательной
активности, логического мышления, воображения у детей; выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников |
Навыки счёта предметов, умение
соотносить количество и число; зрительное восприятие,внимание, мелкую моторику рук |
Умение
планировать своидействия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ |
Развитие ловкости и смекалки,
ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать |
Понятие «рокировка», «шах» и
«мат». Умение записывать шахматные партии
|
|||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 |
Условные обозначения: 2 балла, 1 балл, 0 баллов
Проводил:
воспитатель ________________________________/___________________/
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________