“Методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников в разных видах изобразительной деятельности”



Автор: Ивлева Татьяна Викторовна

воспитатель МАДОУ “Буратино”

“Методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников в разных видах изобразительной деятельности”

Секция «Актуальные вопросы дополнительного образования детей»

Поддержка интереса современных дошкольников к техническому интерактивному творчеству.

Аннотация. Рассматриваются педагогические условия ранней профессиональной ориентации дошкольников посредством организации медиа-мастерской  «Маленькие мультипликаторы». Представлена организация работы по поддержке интереса современных дошкольников к технической творческой деятельности. Обобщается опыт работу дошкольного учреждения по данному направлению.

Ключевые слова. Ключевые вызовы 21 века. Современный ребенок. Инвестиции в будущее. Технологии детской мультипликации. Ранняя профориентация.

Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2025 года ориентирует на активное использование информационно-коммуникационных технологий. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, с развитыми продуктивным мышлением и техническими способностями уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении. Для создания и развития кадрового потенциала ХМАО-Югры, необходимо с дошкольного  возраста создавать условия для развития детей, включающие основы технического творчества, навыки цифрового мышления, медиаобразования и IT-технологий. В связи с этим перед педагогическим коллективом встал вопрос о том, какие технологии использовать для решения этих задач, которые будут увлекательны и доступны современному ребёнку и над чем дети будут с удовольствием трудиться, направляя свою тягу к компьютерам и гаджетам в саморазвитие? Как сформировать навыки командного взаимодействия, лидерские качества и вовлечь детей в групповую творческую работу, используя мультимедийные технологии? Актуальность проекта обусловлена социальным  заказом родительской общественностью, необходимостью развития технического мышления дошкольника и формирования предпосылок профориентации.

В реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по поддержке интереса современных дошкольников к технической творческой деятельности. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Потребность в создании медиа-мастерской возникла по ряду причин. В 2017 году дошкольное учреждение приобрело 5 комплектов анимационных студий для работы с детьми в условиях дошкольного учреждения. В рамках реализации проекта «Академия профессий» по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста воспитанники двух подготовительных к школе групп совместно с педагогами и родителями с помощью  технологии мультипликации создали обучающие мультфильмы в различных техниках, знакомящие с профессиями нашего округа. Маленькие волонтеры представили свои мультфильмы сверстникам и малышам. Результат превзошел все ожидания. Новый вид творчества стал пользоваться популярностью. Воспитанники и педагоги решили осваивать технологию мультипликации. Так возникла идея открытия медиа – мастерской. Проект позволит внедрить новый подход с содержанием регионального компонента, который поможет ощутить и осознать свою принадлежность к своей малой Родине,  через сопровождение детского анимационного творчества, создание авторской смысловой мультипликации. Основная деятельность в рамках проекта: продуктивная деятельность дошкольников в процессе совместной с педагогом работы по созданию мультипликационных фильмов в различных техниках.

Технологии детской мультипликации – это особый вид современной креативной IT-индустрии, открывающей большие возможности использования анимационной деятельности в работе с детьми. Мультипликация – такое уникальное явление,  в котором дети осваивают техническую и творческую часть одновременно: рисование, лепка, моделирование, LEGO-конструирование и робототехника, составление сценариев, раскадровка, музыкальное и литературно- художественное сопровождение, анимационная съёмка, оформительская деятельность, озвучивание. Новаторство анимационной педагогики проявляется еще и в решении проблемы формирования навыков командного взаимодействия, умения работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми. Мультипликация – это групповой творческий процесс, включающий формирование творческих групп, включая родителей, где каждый вносит свой вклад по мере своих способностей; погружение в культуру региона; привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья. 

В связи с этим, необходимо для всех дошкольников старшего возраста создать условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации творческой деятельности, демонстрации своих успехов, но и заложить истоки работы, направленной на пропаганду профессий технической направленности, востребованных в развитии нефтегазодобывающего региона. 

       Охват детей, занимающихся мультипликацией, увеличится, достигнув показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленности», установленного для города Когалыма в проекте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступное дополнительное образование для детей в Югре».   

Цель проекта: поддержка интереса современных дошкольников к техническому интерактивному творчеству через внедрение технологии детской мультипликации.

Задачи проекта:  

  1. Развивать основы технического мышления и творческий потенциал дошкольников, навыки работы в команде.
  2. Формировать представления детей о мире профессий на основе максимально разнообразных впечатлений в процессе создания мультфильма, способствуя ранней профориентации  детей старшего дошкольного возраста.
  3. Повысить уровень медиаграмотности педагогов в вопросах создания мультипликационных фильмов, принять участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
  4. Разработать рабочую программу технической направленности по технологии создания мультфильмов «Маленькие мультипликаторы», необходимые методические пособия и материалы для детской деятельности.
  5. Пополнить образовательную среду ДОУ необходимым оборудованием и атрибутами для создания мультфильмов, отвечающую современным требованиям.
  6. Объединить педагогов, детей и родителей общими целями и интересами:  сотрудничество с семьями воспитанников в рамках клуба «Секреты мультипликации»,  вовлечение родителей и других членов семьи в деятельность медиа-мастерской. 
  7. Создать собственный канал на YouTub.
  8. Взаимосвязь с другими социальными и образовательными учреждениями города с целью раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения ради социально-экономического, культурного и духовного процветания страны.

Основная идея проекта медиа-мастерской «Мультипликаторы» – внедрение новых методик и технологий работы с детьми для поддержки творческого потенциала современных дошкольников. Проект призван поддержать инициативу, связанную с ориентирами образования на современном этапе и направлен на внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство ДОО. Для этого должно быть обеспечено изучение технологий, которые пригодятся в будущем; обучение, ориентированное как на знаниевый, так и на деятельностный аспекты содержания образования. Таким требованиям полностью отвечает технология детской мультипликации, как особый вид современной креативной IT-индустрии. Детская мультипликация – такое уникальное явление,  в котором задействованы сразу несколько видов творческой деятельности- художественное, техническое, литературное творчество. Такая мультифункциональность сейчас очень востребована, когда человек умеет и придумать и реализовать задуманное. 

Реализация проекта предполагает создание детьми короткометражных мультфильмов методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, LEGO-мультипликация). Дети знакомятся с техническими аспектами создания мультипликации, с законами монтажа и средствами выразительности,  учатся работать с цифровым фотоаппаратом и микрофоном, совместно с педагогом монтировать мультфильм на компьютере средствами анимационной студии SCHAS и программы Windows Movie Maker.  Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети пробуют разные роли: режиссёра, актера, оператора, сценариста, художника. Реализуя этапы мультипликации:  разработка сюжета, коллективное изготовление героев, фона и декораций с использованием различных техник (лепка, рисование, компьютерная графика),  покадровая съемка мультфильма детьми, соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы руководителем студии, наложение звука, детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности, а созданный мультфильм – произведение всего коллектива. Создавая мультфильм, дети чувствуют себя волшебниками, так как созданные ими герои начинают оживать.

Для эффективной реализации проекта необходимо создание соответствующих условий: 

  1. Материально-техническое обеспечение: выбор помещения для мастерской, приобретение и установка специального оборудования, проведение сети Wi-Fi.
  2. Кадровое обеспечение: педагоги, владеющие различными компьютерными технологиями.
  1. Программно-методическое обеспечение работы: разработка программы деятельности медиа-мастерской, установка компьютерных программ для создания мультфильмов, подготовка необходимых методических пособий и материалов для детской деятельности. 
  2. Сотрудничество с семьями воспитанников: обогащение представлений родителей об особенностях создания мультипликационных фильмов с участием детей, вовлечение в деятельность медиа-мастерской. 
  3. Взаимосвязь с другими социальными и образовательными учреждениями города: взаимообогащение опытом создания мультипликационных фильмов, презентация результатов совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Для запуска в действие данного проекта необходимо создание особых условий для работы (приобретение профессионального оборудования), а именно: мультстанок для перекладной анимации, мультстанок для кукольной анимации «Круглый манеж», мультстанок формата А0 с горизонтальным перемещением камеры. Персонажи и декорации дети создают сами.

Участники проекта: педагоги и воспитанники пяти подготовительных к школе групп, родители (законные представители). 

          В результате реализации проекта создана система работы в медиа-мастерской, направленная на развитие технического творческого мышления и  воображения, творческих способностей дошкольников, навыков работы в команде, выявление и поддержку талантливых и одаренных детей. Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию творческого потенциала детей в процессе исследовательской деятельности, формированию предпосылок профориентации воспитанников.

        Данный проект направлен на активную совместную созидательную деятельность сообщества детей, родителей и педагогов и станет важной молодежной инициативой, способной привлечь внимание широкой общественности. Первостепенное значение имеет развитие творческого потенциала подрастающего поколения ради социально-экономического, культурного и духовного процветания страны.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Оборудовано помещение для организации медиа-мастерской,  доступ в Интернет.
  2. Расширение ресурсных возможностей (правовых, кадровых, материально-технических, информационных, методических).
  3. Разработка и использование авторских интернет ресурсов для широкого использования: создан собственный канал на YouTub.
  4. Оснащена развивающая предметно-пространственная среда:  анимационная мини-студия для дошкольников (5 шт.), LEGO конструкторы (1шт.) и др.
  5. 14 педагогов ДОУ прошли курсы повышения квалификации по теме «Анимационная педагогика как ИКТ в реализации ФГОС ДО».
  6. Повышение активности педагогов дошкольной образовательной организации и участие их в инновационной деятельности:

–   Мастер-класс для педагогов города «Технологии поддержки детской инициативы «Создание мультфильмов в детском саду».

– Городские методические объединения «Технологии поддержки детской инициативы «Создание мультфильмов в детском саду». НОД «Цирк, цирк, цирк…»

  1. Подготовлен перечень необходимого оборудования, составлена смета расходов.
  2. Включенность воспитанников и их родителей в мультипликационную деятельность.
  3. Расширены возможности участия воспитанников в проектах, конкурсах, позволяющих проявить творческие способности.
  4. Дети  старшего дошкольного возраста вовлечены в техническую творческую деятельность  посредством применения технологии детской мультипликации, а также родители (законные представители) 
  5. Формирование технического мышления, анимационного творчества, информационной культуры, медиаграмотности дошкольников.
  6. Появилась возможность предоставления родителям дополнительных образовательных услуг для развития детей.
  7. Создание образовательных мультфильмов и демонстрация воспитанникам старших и младших групп, в рамках волонтерского движения.
  8. Разработка и реализация педагогических, детско-родительских проектов.
  9. Проведение мастер-классов и семинаров для педагогов образовательных организаций города по направлению «Мультфильмы своими руками. Анимационные технологии в работе с детьми»
  10. Проведение творческих отчетов медиа-мастерской в форме праздников с премьерным показом мультфильмов.
  11. Проведение выставки персонажей авторских детских мультфильмов и кадров.
  12. Публикации опыта работы в социальном блоге работников системы образования ХМАО «Школлеги», городских и региональных мероприятиях.
  13. Деятельность детско-родительского клуба «Секреты мультипликации» 
  14. Проведение в рамках профориентационной работы Фестиваля мультипликации «Город мастеров» (10педагогов, 108 детей).

 

Список литературы:

 

Литература

  1. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. «Смотрим и рисуем мультфильмы» Методическое пособие. М.,2013 
  2. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1990.
  3. Собственный канал на YouTub. 

https://www.youtube.com/channel/UC3wQqu0XxzkT0m3H18f0Zaw 

 

“Методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников в разных видах изобразительной деятельности”
Пролистать наверх