автор: Илле Леонид Львович

учитель физики МКОУ «Дедиловский центр образования»

Урок по теме «Механическая работа. Единицы работы»

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дедиловский центр образования»

муниципального образования Киреевский район

Методическая разработка

по теме  «Механическая работа. Единицы работы»

Учитель физики:

Илле Л.Л.

с. Дедилово

2018-2019 учебный год

 

Технологическая карта урока.

 

Ф.И.О. учителя: Илле Л.Л.

Место работы: МКОУ «Дедиловский центр образования»

Предмет: физика

Класс: 7

Тема урока: «Механическая работа. Единицы измерения»

Базовый учебник: Перышкин А.В. Физика 7 кл., М.: Дрофа, 2017.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: в парах, фронтальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, рабочие листы у учащихся.

Оборудование для фронтального и демонстрационного эксперимента: линейка, динамометр, брусок, дощечка,  груз.

Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятии «механическая работа»; формировать умение выполнять задания на нахождение значения работы.

Понятия: механическая работа, ее физический смысл; единицы работы; формула для вычисления работы; единицы измерения работы.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Предметные: научатся вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы; устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем; изучить единицы измерения работы

Метапредметные:

познавательные — самостоятельно приобретать новые знания; анализировать информацию, обобщать и делать вывод;

регулятивные — выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; самостоятельно формулировать познавательную задачу;

коммуникативные — организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявление ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Структура урока усвоения новых знаний:

  1. Организационный момент
  2. Подготовительный этап. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи
  4. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока.
  5. Создание ситуации затруднения. Первичное изучение нового материала.
  6. Первичное закрепление учебного материала.
  7. Первичная проверка понимания.
  8. Физкульминутка.
  9. Первичное закрепление учебного материала.
  10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 


 

                                                                                         Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
1 2 3
  • Организационный момент

(2 мин.)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

 

 

Настраиваются на учебную деятельность. Определяют объекты-источники информации на данном уроке, степень его насыщенности.

 

  • Подготовительный этап. Проверка домашнего задания.

(5 мин)

Ребята, прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, нам необходимо повторить ряд понятий и начнем мы с кроссворда. У вас на столах лежат кроссворды. Работая в парах разгадайте их.

Слайд 2.

      1. Процесс изменения положения тела в пространстве.
      2. Что характеризует быстроту движения?      
      3. Физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел?
      4. Мера инертности тела.
      5. Взаимодействие, препятствующее движению одного тела по поверхности другого.
      6. Сила, с которой Земля действует на тела.
      7. Сила, возникающая при деформации тела.

Запишите формулы для расчета модулей силы тяжести, упругости, веса тела, расчета пути при равномерном движении.

Учащиеся отвечают на вопросы. Проверяют правильность ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из учеников записывает формулы на интерактивной доске

  • Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи

(3 мин)

Организовывает анализ некоторых высказываний, поощряет учащихся смело строить гипотезы.

Ребята, посмотрите на эти фотографии. Что на них делают люди? (Слайд 4)

Давайте попробуем отгадать слово. Продолжите предложения. На доске записано зашифрованное слово:  А-Р-О-А-Т-Б

Поезд движется под действием силы тяги электровоза,
при этом совершается … (Слайд 5)

При выстреле из ружья сила давления пороховых газов
совершает… (Слайд 6)

Предлагает отгадать зашифрованное слово, которое

и есть тема урока.

А-Р-О-А-Т-Б

Вопрос запуска постановки учебной задачи:

Знаете ли вы, что означает понятие «работа» в физике?

Формулирует учебную задачу:

-Изучить понятие «работа» (Слайд 7)

Понятие «работы» из словаря В. Даля.

 

 

Анализируют высказывания.

 

Предлагают идеи. Продолжают предложения.

 

 

 

 

 

Отгадывают слово. РАБОТА

 

 

 

Предлагают свои идеи.

4. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока (2 мин) Понятие работы в физике несколько иное. В физике изучают механическую работу. Сформулируйте тему урока?

Сообщает тему урока.      

Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.   (Слайд 9)

 

 

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока.

 

 

5. Создание ситуации затруднения. Первичное изучение нового материала (9 мин) Организовывает обсуждение проблемного вопроса:

(Слайд 10)

Как вы думаете, когда совершается работа, с точки зрения физики?

Что будет происходить под действием этой силы?

ВЫВОД:  Первое условие совершения работы – наличие силы, действующей на тело. Второе условие —  тело должно двигаться (перемещаться), только тогда совершается работа в обычном понимании.

Запишите условия совершения работы: (слайд 11)

  1. наличие силы, действующей на тело.
  2. тело должно двигаться (перемещаться).

Как вы думаете, а при каких условиях работа не будет совершаться?

А теперь вы самостоятельно должны изучить и записать:

1)Что такое механическая работа.

2)Как  обозначается.

3)По какой формуле определяется.

4)В каких единицах измеряется.

Как вы думаете, достаточно ли знать при решении задачи значение силы и пройденного пути?

Для определения работы нам необходимо знать не только величину силы и пройденного пути, но и направление движения.

Слайд  17. Формула A=F ·s применима в том случае, когда сила F постоянна и совпадает с направлением движения тела. Если направление силы совпадет с направлением движения тела, то данная сила совершает положительную работу.

Отвечают на вопрос.

Предполагаемый ответ учащихся: Прежде всего, к телу должна быть приложена сила.

Предполагаемый ответ учащихся:  Тело будет перемещаться.

 

Записывают в рабочих тетрадях условия совершения работы

Отвечают на вопрос. Слайды 12 и 13.

 

Изучают материал по рабочему листу (задание 1).  Далее проверка по слайдам 14, 15 и 16.

Класс разбивается на три группы и выполнют  задание 2. Каждая группа описывает свою ситуацию. Далее проходит общая дискуссия. Слайд 17

 

Если же движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы, например силы трения скольжения, то данная сила совершает отрицательную работу A=-FTp·s.

Если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения, то эта сила работы не совершает, работа равна нулю: А = 0

Создает условия для изучения нового материала. Контролирует усвоение учащимися теоретической информации.

При необходимости объясняет основные положения нового материала.

Записывают в рабочих тетрадях краткие выводы
6. Первичное закрепление учебного материала (4 мин) Задание 1. Слайд 18

Вычислите механическую работу, которую вы совершаете, равномерно поднимаясь с первого на второй этаж здания школы. Необходимые данные получите сами.

 

Выполняют задание, записывая свои данные.
7. Первичная проверка понимания.

(6 мин)

Задание 2. Слайд 19, 20.

Экспериментальное задание:

определить работу при подъеме тела  и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние. Сравнить  полученные результаты и сделать вывод о том какая из работ больше.

Контролирует выполнение фронтальной работы, дает пояснения.

Самостоятельно выполняют задание 3, записывая результат на рабочих листах
8. Физкульминутка (1 мин) Показывает на доске упражнение на релаксацию Выполняют упражнения для глаз
9. Первичное закрепление учебного материала (8 мин) Организует самостоятельную работу

Зад ание 3. Слайд 21.

При помощи подъемного крана подняли

груз массой 2500 кг на высоту 12 м. Какая работа при

этом совершается?

Какая работа совершается при подъеме

гидравлического молота массой 500 кг на высоту 120 см?

 

 

Выполняют взаимопроверку. Ответы на доске (Слайд 22)

Выполнение тестовых заданий.

На рабочих листах у вас даны тесты по вариантам. Пожалуйста, приступайте к работе.

Выполняют тесты (задание 4) Далее меняются листами и проверяют работы. (Слайд 23). Выставляют баллы.
10. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин) Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами:

Слайд 24.

1.  Сегодня я узнал …

2.  Было трудно …

3.  Было интересно …

4.  Я понял, что …

5.  Теперь я могу …

 

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) Слайд 25.

§ 55, ответить на вопросы; упражнение 30 (3,4)

Записывают домашнее задание