автор: Капиева Сурият Давудгаджиевна
Учитель начальных классов МКОУ “Новокаякентская СОШ”
Урок математики в 4 классе по теме: «Сравнение многозначных чисел»
Предмет: математика
Класс: 4
УМК «Школа России»
1.Тема урока: «Сравнение многозначных чисел»
2.Цель урока: Способствовать развитию умений сравнивать многозначные числа и решать задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях, формированию вычислительных умений и навыков.
3.Задачи урока: формировать умение сравнивать многозначные числа, закреплять умение решать задачи изученных видов;
развивать умение работать самостоятельно, в парах;
прививать познавательный интерес к предмету.
- Предметные результаты: предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся сравнивать многозначные числа и решать задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
метапредметные результаты:
- коммуникативные УУД: умеет договаривать с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напарнику;
- регулятивные УУД: умеет распределять обязанности работы в паре, умеет ставить цели, планировать, контролировать свою деятельность, работу в паре, оценивает свою работу и работу своего напарника, а также и других пар;
познавательные УУД: умеет сравнивать, анализировать, опираясь на свои полученные знания и жизненный опыт, правильно ставит цели и задачи, делает выводы, умеет рефлексировать, привлекая к себе внимание окружающих;
личностные результаты:
- проявляют интерес к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем
- 5.Оборудование урока:
ТСО: экран, проектор; презентация к уроку;
6.Литература : учебник «Математика» М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой, рабочая тетрадь.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем повторять. Устно будем мы считать. Все, но кроме облаков, Кроме звезд и мотыльков… Можно сбиться ведь со счета, Но считать нам их охота? |
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку |
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л – понимают значение знаний для человека |
||||||
|
Тестовые задания(на слайдах) (* – правильный ответ) Назовите вариант ответа, в котором цифра 5 стоит в разряде десятков: а) 250 * б) 501 в) 205№ г) 951 * Определите правильную запись числа шесть тысяч девять: а) 6909 б) 609 в) 6009 * г) 6090 Назовите правильную запись числа 975 в виде суммы разрядных слагаемых: а) 9+7+5 б) 900+70+5 * в) 970+5 г) 90+700+5 Назовите те выражения, значения которых содержат тридцать десятков (предлагается работа в черновиках): а) 312 – 4 (308*) б) 305 + 6 (311) в) 297 + 5 (302*) г) 270 +43 (313) 3.Арифметический диктант. с самопроверкой по слайду. Учащиеся записывают в тетрадях числа под диктовку, потом проверяют: восемь тысяч; сто двадцать четыре тысячи пятьсот шестьдесят четыре; четыреста двадцать пять тысяч; сто двадцать три тысячи; двадцать шесть тысяч; триста шестьдесят пять тысяч сто. |
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.
Отвечают на вопросы, комментируют ответы товарищей. Записывают числа, выполняют самопроверку. |
П – владеют логическими действиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; строят модели, отражающие различные отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют различные способы поиска информации. Р – планируют свои действия в соответствии К –используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства. Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют интерес к изучению предметного курса . |
||||||
|
Постановка проблемы.
Учитель: – Внимание на экран. “Найти закономерность, заполнить “окошки” в таблице и ответить на вопросы” Работа в группах
109, 706, 581, 863 В чем выражена закономерность? Какое самое маленькое число? Самое большое число? Какие действия вы знаете и умеете выполнять с натуральными числами? Какую операцию можно провести с данными многозначными числами? Как вы думаете, как будет звучать тема урока? |
Выявляют закономерности
Определяют тему, цель урока |
|||||||
|
Посмотрите на доску и определите, какое задание вам предлагается выполнить
Фронтальная работа 2-ой раунд (запись на доске) 42 347 75326 420 5489 6421 – Каким способом можно сравнивать числа? – На какие знания вы опирались при сравнении чисел? (ответы учащихся) Учитель: – я предлагаю вам вывести алгоритм сравнения чисел. – Чтобы сравнить два числа мы должны сделать первый шаг: (запись на мультимедиа) 1 алгоритм
– В закодированных числах знатоки поставили следующие знаки. Правы ли они? *** > **** 8***<3*** Восстановите запись и объясните, на какие знания вы опирались при сравнении чисел? Вывод: – Многозначные числа можно сравнивать и поразрядно. Для этого сначала нужно определить одинаково ли число цифр в записи натуральных чисел. -Сравните количество цифр в записи 1-ой пары чисел. Одинаково ли оно? (ответы учащихся – нет) -Значит, больше то число, в записи которого больше цифр. -Сравните количество цифр во второй паре. Одинаковое? (ответы учащихся – да) -Какое число будет больше? (ответы учащихся – то, у которого цифра в первом несовпадающем разряде будет больше) 2 алгоритм – Вы получили еще один алгоритм сравнения натуральных чисел. Оба алгоритма однозначны. Прочтите правило в учебнике на стр.27. |
Внимательно слушают.
Высказывают предположения, вспоминают способы сравнения чисел Читают объяснение Отвечают на вопросы, аргументируют ответы. Читают объяснение в учебнике |
Р – принимают и сохраняют учебные задачи
П –делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; извлекают необходимую информацию Р – контролируют К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы |
||||||
Физкульт- минутка |
Работа по учебнику.
№ 117–119 (с комментированием). Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке |
Выполняют устно.
Выполняют физкультминутку |
П – владеют базовыми предметными понятиями.
Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку |
||||||
VI. Самостоятельная работа с проверкой | № 120с. 27 (Сравнение чисел)
Выполните взаимопроверку в паре -Какой алгоритм сравнения вы использовали для сравнения чисел? |
Выполняют задание, применяя полученные знания | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
К – обмениваются мнениями; могут работать в паре. |
||||||
|
1. Решение задач
№ 122 (под руководством учителя). – Посмотрите на краткую запись условия задачи. Составьте план ее решения. 1) 70 : 7 = 10 (дет.) – вытачивает рабочий 2) 42: 6 = 7 (дет.) – вытачивает ученик за 1 час. 3) 10 – 7 = 3 (дет.). Ответ: на 3 детали больше вытачивает рабочий. – Измените вопрос задачи, чтобы она решалась так: 70 : 7 + 42 : 6. 2.Решение примеров № 123. – Сравните в каждом столбике пары примеров, найдите у них сходства, отличия. 3.Задачи на смекалку «Книжный червь». Книжному червю нужны сутки, чтобы прогрызть слой бумаги толщиной 1 мм. На книжной полке поставлены рядом 2 тома, составляющие 1 произведение. Каждый том толщиной 4 см, да еще надо учесть переплет, толщина каждой корки которого 2 мм. Сколько пройдет времени, пока книжный червь доберется от последней страницы первого тома? до первой страницы второго тома? В полдень из Москвы в Симферополь отправляется пассажирский поезд, средняя скорость которого 80 км/ч. В то же самое время из Симферополя в Москву выходит товарный состав, который движется со средней скоростью 40 км/ч. Какой их этих поездов находится дальше от Москвы в момент их встречи? (Эта задача – пример того, как можно направить внимание слушателя в заведомо ложное русло так, что он упускает из виду очевидное.) 4. Задания |
Решают задачу самостоятельно.
Формулируют вопрос: – Сколько всего деталей в 1 час вытачивают рабочий и ученик вместе? Решают самостоятельно. Отвечают на вопросы. Объясняют решение задачи. Выполняют задания |
П – проводят анализ, сравнение, обобщение; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; допускают существование различных точек зрения на проблему. Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
||||||
|
– Назовите все способы сравнения чисел.
– Был ли понятен материал урока? – Остались ли вы довольны своей работой? Почему? – Какие задания показались легкими? сложными? |
Отвечают на вопросы. | П – ориентируются в своей системе знаний.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
||||||
|
|
Записывают задание | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |