автор: Карпова Марина Юрьевна
социальный педагог
Разговор о вреде наркотиков и ПАВ
Разговор о вреде наркотиков и ПАВ
Провела: Социальный педагог Карпова М.Ю.
Цель: воспитание противостояния употреблению наркотических и психоактивных веществ.
Задачи:
- Раскрыть значение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества», объяснить их сходство и различия.
- Разобрать неблагоприятные последствия употребления наркотиков и психоактивных веществ.
- Обсудить причины, побуждающие подростков принимать наркотики и психоактивные вещества.
- Обучить учащихся приемам отказа от предлагаемых наркотиков и психоактивных веществ.
Ход занятия:
1) Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества»:
Наркотик – это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень наркотиков.
А вот алкоголь и табак не внесены. Чем же тогда они являются?
Их называют «психоактивные вещества». Это такие вещества, после приема которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя. Кроме алкоголя и табака существуют еще и специальные медицинские лекарства:
успокаивающие, обезболивающие, повышающие настроение (антидепрессанты) и др. Наконец, некоторые подростки вдыхают пары клея «Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и производятся вовсе не для этих целей). Клей «Момент», бензин и растворители также относятся к психоактивным веществам.
Наркотики и психоактивные вещества вызывают изменение психического состояния, привыкание и зависимость. Слайд 2. Структура зависимости.
2) Вред наркотиков: а) для здоровья, б) расходы на приобретение наркотиков и на лечение от них, в) ухудшение экономики, г) рост преступности, д) ухудшение человеческих взаимоотношений.
3) Последствия употребления наркотиков: а) медицинские, б) экономические, в) социальные.
4) Виды группового давления: лесть, шантаж, уговоры, угрозы и запугивание, насмешки, похвала, подкуп, подчеркнутое внимание, призыв «делай как мы», обман и др.
Причины, заставляющие подростка пробовать наркотики:
- некоторым интересно, какие при этом возникают ощущения;
- другие хотят быть похожи на старших;
- кто-то не хочет курить, но отказаться в компании неудобно;
- может быть, кто-нибудь хочет понравиться тем друзьям, кто уже курит или выпивает;
- некоторые это делают назло своим близким – из-за обиды или просто чтобы показать свою независимость;
- очень-очень редко, практически в единичных случаях, ребята принимают психоактивные вещества, надеясь, что они дадут облегчение в горе, в обиде.
5) Выбор решения:
- Какими свойствами обладают предлагаемое вещество или продукт?
- Какие преимущества я получу, если соглашусь закурить, выпить и т.д.?
- Какие неприятности могут меня ожидать в этом случае?
- Как долго могут сохраняться преимущества и как долго — неприятности?
- Не перевешивают ли возможные неприятности возможные преимущества? А не станут ли неприятности более серьезными с течением времени?
- Так ли я уверен, что в результате буду чувствовать себя хорошо?
- Чего ради мне предлагают сигареты, алкоголь или наркотик (хотят завоевать мою дружбу или хорошее отношение; рассчитывают, что я заплачу за них деньги; надеются, что я и дальше буду употреблять вместе с ними и т.д.)?
- Что мне необходимо сделать сейчас?
Обсуждение ситуации:
Алина и Марина пошли на танцы (на дискотеку, в клуб и т.п. – в зависимости от местных условий). Там их друзья и подруги предлагают им закурить (в туалете или на улице, за углом). Алина раньше уже курила, но ничего приятного не почувствовала. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей смешной или трусливой, но, с другой стороны, не хочется и курить. Марина раньше не курила, и ей очень интересно, какие от этого ощущения.
6) Как отказаться от предложенных наркотиков:
- Выбрать союзника:поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, — это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
- «Перевести стрелки»:сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
- Сменить тему:придумать что-нибудь еще; придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на танцы или еще что-нибудь придумать).
- «Продинамить»:сказать, что как-нибудь в другой раз…
- «Задавить интеллектом»:если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
- Упереться:отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
- Испугать их:описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, поймают, случится белая горячка, заболеем гепатитом и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь «страшные последствия» самому (например, «зубы посинеют», «оглохнем» и т.д.).
- Обходить стороной:если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
Обсуждение ситуации:
Антон, Стас, Максим и Паша идут на дискотеку. Максим уже много раз выпивал, когда был на дискотеке, и предлагает друзьям и сегодня купить по паре бутылок пива. Он считает, что «так будет веселее». Стас и Паша сразу же согласились. Антон один раз пробовал пиво, и ему не понравилось. Он уверен, что пиво и любой другой алкоголь вредны для здоровья. Кроме того, дома его будет встречать мать, и она может понять, что он выпил. Однако Стас, Максим и Паша продолжают уговаривать его.
Обсуждение:
- Почему окружающие хотели заставить главных героев употреблять опасные вещества?
- Какие чувства испытывали главные герои?
- Какие чувства испытывали их противники?
- Что могло бы случиться потом, если бы главные герои согласились употреблять психоактивные вещества?
- Как еще могли поступить главные герои, чтобы избежать приема психоактивных веществ?
После обсуждения проводится подведение итогов занятия с использованием рефлексии:
«Сегодня я узнал…»
«Было интересно…»
«Теперь я могу…»
«Я научился…»
«Я попробую…»
«Меня удивило…»