автор: Ковальчук Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования, педагог-психолог МОУ ДО “Центр развития творчества “Созвездие”
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Психологическая подготовка юных хоккеистов”
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества «Созвездие»
ПРИНЯТА
протокол заседания Педагогического совета от «07» ___09___2019г. № 1
|
УТВЕРЖДЕНА
Директор МОУ ДО «ЦРТ «Созвездие» __________________ Исакова Т.В. Приказ от«09»___09__2019г. №83 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психологическая подготовка юных хоккеистов»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Ковальчук Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2018
Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Психологическая подготовка юных хоккеистов» социально-педагогической направленности
Программа «Психологическая подготовка юных хоккеистов» социально-педагогической направленности разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242). Программа соответствует Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
Целью программы является развитие личности ребёнка через организацию психологической подготовки юных хоккеистов.
Программа направлена на обучение преодолению отрицательных эмоций, вызванных предстоящим соревнованием, навыкам уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы, формирование коммуникативных навыков и командообразование.
Уровень освоения программы: 1 год обучения – стартовый, 2 год обучения – базовый. Возраст учащихся – 7-9 лет, срок реализации программы – 2 года. Количество часов по программе – 144 часа, которые отведены на практическую часть.
В результате обучения по программе «Психологическая подготовка юных хоккеистов» предполагается, что учащиеся будут:
– знать основы саморегуляции и способы преодоления отрицательных эмоций, вызванных предстоящим соревнованием;
– уметь адекватно воспринимать действительность и самого себя, конструктивно выстраивать линию поведения в команде;
– владеть навыками здорового образа жизни, самоконтроля, конструктивного выражения эмоций, уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы.
В учебно-тематическом плане программы предусмотрены основные разделы:
– вводный (начальная диагностика и промежуточная диагностика);
– основной, состоящий из 3-х блоков тематических занятий (обучение преодолению отрицательных эмоций, вызванных предстоящими соревнованиями (сенсорная комната), обучение навыкам уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы (Бос-технологии) и командообразование);
– заключительный (итоговая диагностика).
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы является: контроль общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год. ОУУиН учащихся оцениваются по 5 балльной системе, от 0-5 баллов. Проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального и итогового контроля, данные заносятся в соответствующий протокол. Контроль ОУУиН осуществляется по следующим критериям: освоение теории, освоение практических навыков и умений, эмоционально-ценностные отношения, социально-значимая деятельность.
Формы текущего контроля приобретения навыков и умений: наблюдение за коммуникабельностью, поведением, отношением воспитанников к труду, инструкциям и заданиям; проверка практических навыков (саморегуляция, снятие напряжения, диафрагмально-релаксационное дыхание и нервно-мышечная релаксация).
Основной формой итогового контроля является итоговая диагностика уровня развития личности ребенка с помощью следующих методик: корректурная проба Ландольта (компьютерный вариант), тест Векслера (субтест 5 «Запоминание цифр») и Шкала явной тревожности CMAS (адаптация Прихожан А. М.).
Пояснительная записка
1.1. Введение
Дополнительная общеобразовательная программа «Психологическая подготовка юных хоккеистов» имеет социально-педагогическую направленность. Содержание и материал данной программы в первый год обучения соответствует стартовому уровню сложности, а во второй – базовому.
Психологическая подготовка спортсменов является главной проблемой спортивной психологии. Чтобы играть в хоккей, необходима специальная и весьма разнообразная подготовка. Особо важное значение имеет при этом психологическая устойчивость, сила воли. Особенности хоккея требуют специальной психологической подготовки, причем такая работа должна быть проведена и с отдельными игроками, и с командой в целом.
Психологическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая психологическая подготовка направлена на формирование личности спортсмена и межличностных отношений в коллективе, а также психических функций и качеств. Общая психологическая подготовка проводится на протяжении всей многолетней подготовки юных хоккеистов.
1.2. Новизна
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе в организации психологической подготовки юных хоккеистов включая: оценку текущего уровня психологической подготовленности, диагностику свойств, состояний, устойчивость к нагрузкам; развитие спортивного интеллекта, волевых и личностных качеств, психических процессов и моторики; формирование мотивации достижения; построение тактики предсоревновательной подготовки; психическую саморегуляцию; разработку индивидуальных программ воздействий на спортсмена; контроль и коррекцию подготовки.
Помимо этого программа включает в себя такие компоненты как: воспитательная работа,профилактическаяработаипропагандаздоровогообразажизни, работа с родителями и тренером.
1.3. Актуальность
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
- созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в нравственном развитии, в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
Проблема психологической подготовки в современной теории и практике физической культуры и спорта весьма актуальна. Мотивация спортсмена к рекордным соревновательным результатам, критериальные значения которых находятся на грани возможности человеческого организма и психики, во многом обусловливает высокую нагрузку на нервную систему как материальный субстрат сознания. Психологические компоненты личности, такие как эмоционально-чувственная сфера, интеллектуальный компонент, внимание, и др., нередко испытывают перегрузки и воздействие комплекса стрессовых факторов. Итогом этих перегрузок может стать состояние дезадаптации спортсмена, следствием чего, в лучшем случае, являются низкие показатели выступлений на соревнованиях. Психофизический срыв возможен не только от чрезмерных нагрузок, но и от недостаточного внимания к психологическим методам подготовки спортсменов, способам релаксации и восстановления.
В процессе психологического обеспечения подготовки юных хоккеистов осуществляется перевод их на более высокий уровень их деятельности.
1.4. Педагогическая целесообразность
Данная дополнительная общеобразовательная программа педагогически целесообразна, так как выбранные методы обеспечения психологической подготовки этапа начальной подготовки (методы развития мотивации занятий избранным видом спорта; развития навыков самоконтроля и формирования самооценки; развития устойчивости внимания; развития психомоторных способностей юных спортсменов) способствуют общему развитию юных хоккеистов, что является сензитивным в данный период времени.
1.5. Цель и задачи программы:
Цель – развитие личности ребёнка через организацию психологической подготовки юных хоккеистов.
Задачи:
обучающие:
– обучить основам саморегуляции;
– обучить навыкам уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы;
– обучить навыкам преодоления отрицательных эмоций, вызванных предстоящим соревнованием.
развивающие:
– развивать конструктивные межличностные взаимоотношения в команде;
– способствовать развитию командного взаимопонимания хоккеистов.
воспитательные:
– способствовать воспитанию волевых качеств личности и дисциплинированности;
– способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
– формировать личностную готовность к спортивной деятельности у юных спортсменов (осознание задач и требований спортивной деятельности; мотивация к занятиям; самооценка; личностные качества; коммуникативные качества);
– воспитывать у детей нравственные чувства (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
– формировать в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физическойкультурой и спортом, развить культуру здорового питания.
1.6. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Данная программа является авторской и помимо образовательной деятельности включает в себя следующие направления работы с юными хоккеистами:
- проведение углубленного психологического тестирования;
- выявление одарённых и способных к хоккею детей, прогнозирование личного спортивного результата;
- разработка индивидуальных программ психологической подготовки к соревнованиям и коррекции неблагоприятных состояний;
- заочный мониторинг и коррекция психофизического состояния юного спортсмена в период ответственных соревнований или спортивных сборов;
- предсоревновательная психологическая подготовка;
- совместный анализ полученного опыта побед и поражений;
Работа с родителями юных хоккеистов:
- консультации по вопросам мотивации к занятиям спортом, психологической поддержки, улучшения взаимопонимания и др.
Работа с тренером:
- консультации по вопросам: психологической подготовки юных хоккеистов, формирования и коррекции внутрикомандных взаимоотношений, повышения эффективности тренировочного процесса, на основе учёта индивидуально-психологических особенностей юных хоккеистов; психологического тестирования, оценки уровня функциональной подготовленности и развития физических качеств спортсменов;
- оказание помощи тренеру в проведении воспитательной работы;
- знакомство тренера с психологическими трудностями, которые возникают у юных спортсменов на начальном этапе подготовки, подготовка рекомендаций для снижения негативных последствий от этих проблем.
1.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 9 лет, занимающихся в спортивной секции хоккея. Набор учащихся в объединение свободный, независимо от национальной принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей). Детская учебная группа формируется из учащихся предпочтительно одной возрастной группы. Максимальная наполняемость группы 12 человек.
1.8. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Общий объем программы составляет 144 учебных часа.
1.9. Основные формы обучения и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 занятию. Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Основными формами обучения являются:
- индивидуальный психологический тренинг, аутогенная тренировка: обучение приёмам самоконтроля, саморегуляции, концентрации, мобилизации и др. в сенсорной комнате, в т.ч. индивидуальный психофизиологический тренинг с использованием специальных компьютерных программ биоуправления (БОС-технологии);
- психологический тренинг «Сплочённость команды».
1.10. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения по программе «Психологическая подготовка юных хоккеистов» предполагается, что учащиеся будут:
– знать основы саморегуляции и способы преодоления отрицательных эмоций, вызванных предстоящим соревнованием;
– уметь адекватно воспринимать действительность и самого себя, конструктивно выстраивать линию поведения в команде;
– владеть навыками здорового образа жизни, самоконтроля, конструктивного выражения эмоций, уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы.
На первоначальном этапе уровень развития личности и эмоционального состояния ребенка определяется путем проведения диагностики с помощью следующих методик: Диагностика внимания (корректурная проба Ландольта) (компьютерный вариант), теппинг-тест, тест Векслера (субтест 5 «Запоминание цифр»), Шкала явной тревожности CMAS (адаптация Прихожан А. М.), тест «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Эдеймиллера. По завершению освоения программы проводится итоговая диагностика уровня развития внимания и личностной тревожности с использованием методик: корректурная проба Ландольта (компьютерный вариант), тест Векслера (субтест 5 «Запоминание цифр») и Шкала явной тревожности CMAS (адаптация Прихожан А. М.).
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Разделы программы, темы | Количество часов | Формы аттестации/
Контроля |
||
Всего часов | Теория | Практика | |||
I. | Вводный | 6 | – | 6 | |
1.1 | Начальная диагностика | 6 | – | 6 | Количественный и качественный анализ |
II. | Основной | 66 | – | 66 | |
2.1. | Блок – обучение преодолению отрицательных эмоций, вызванных предстоящими соревнованиями (сенсорная комната) | 12 | – | 12 | |
2.1.1. | Космос и моя планета | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.1.2. | Путешествие | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.1.3. | Метеоритный дождь | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.1.4. | Мои мечты и желания | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.1.5. | Мой завтрашний день | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.1.6. | Основы аутогенной тренировки | 3 | – | 3 | Наблюдение, рефлексия |
2.1.7. | Я спокоен | 2 | – | 2 | Наблюдение, рефлексия |
2.1.8. | Я уверен | 2 | – | 2 | Наблюдение, рефлексия |
2.2. | Блок – обучение навыкам уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы (Бос-технологии) | 46 | – | 46 | |
2.2.1. | Диафрагмально-релаксационное дыхание. Первое занятие | 5 | – | 5 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.2. | Шарик | 2 | – | 2 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.3. | Свеча | 2 | – | 2 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.4. | Заборчик | 2 | – | 2 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.5. | Диафрагмально-релаксационное дыхание. Контрольное занятие | 4 | – | 4 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.6. | Нервно-мышечная релаксация. Первое занятие | 5 | – | 5 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.7. | Напряжение и расслабление | 2 | – | 2 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.8. | Водитель | 2 | – | 2 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.9. | Гонки | 2 | – | 2 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.10 | Нервно-мышечная релаксация. Контрольное занятие | 4 | – | 4 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.11 | Управляем дыханием и эмоциями | 5 | – | 5 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.12 | Управляем телом | 5 | – | 5 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.13 | Диафрагмально-релаксационное дыхание | 6 | – | 6 | Наблюдение, рефлексия |
2.3. | Блок – командообразование | 8 | – | 8 | |
2.3.1. | Давай познакомимся | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.3.2. | Я – хороший, я – плохой | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.3.3. | Наши эмоции и страхи | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.3.4. | Мы такие разные и такие похожие | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.3.5. | Понимаем друг друга | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.3.6. | Вместе веселее | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.3.7. | Давайте дружить | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.3.8. | Мы – команда | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
Итого | 72 | – | 72 |
2 год обучения
№ | Разделы программы, темы | Количество часов | Формы аттестации/
Контроля |
||
Всего часов | Теория | Практика | |||
I. | Вводный | 6 | – | 6 | |
1.1 | Промежуточная диагностика | 6 | – | 6 | Количественный, качественный и сравнительный анализ |
II. | Основной | 60 | – | 60 | |
2.1. | Блок – обучение преодолению отрицательных эмоций, вызванных предстоящими соревнованиями (сенсорная комната) | 10 | – | 10 | |
2.1.1. | Аутогенная тренировка. Вводное занятие | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.1.2. | Аутотренинг | 8 | – | 8 | Наблюдение, рефлексия |
2.1.3. | Аутогенная тренировка. Итоговое занятие | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.2. | Блок – обучение навыкам уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы (Бос-технологии) | 44 | – | 41 | |
2.2.1. | Диафрагмально-релаксационный тренинг. Вводное занятие | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.2. | Диафрагмально-релаксационный тренинг | 20 | – | 20 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.3. | Диафрагмально-релаксационное дыхание. Итоговое занятие | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.4. | Нервно-мышечная релаксация. Вводное занятие | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.5. | Тренинг нервно-мышечной релаксации | 20 | – | 20 | Наблюдение, рефлексия |
2.2.6. | Нервно-мышечная релаксация. Итоговое занятие | 1 | – | 1 | Наблюдение, рефлексия |
2.3. | Блок – командообразование | 6 | – | 6 | |
2.3.1. | Я+ты+он=мы | 3 | – | 3 | Наблюдение, рефлексия |
2.3.2. | Связаны одной целью | 3 | – | 3 | Наблюдение, рефлексия |
III. | Заключительный | 6 | – | 6 | |
3.1. | Итоговая диагностика | 6 | – | 6 | Количественный, качественный и сравнительный анализ |
Итого | 72 | – | 72 |
Содержание программы
1 год обучения
I.Вводный – 6 часов
1.1. Начальная диагностика (6 часов) – выявление особенностей внимания и типа нервной системы на начальном этапе.
Практика: диагностика внимания (корректурная проба Ландольта) (компьютерный вариант), теппинг-тест, тест Векслера (субтест 5 «Запоминание цифр»).
II.Основной – 66 часов
2.1. Блок – обучение преодолению отрицательных эмоций, вызванных предстоящими соревнованиями (сенсорная комната) – 12 часов
2.1.1. Космос и моя планета(1 час) – снятие психоэмоционального напряжения, развитие навыков саморегуляции.
Практика: упражнение «Космос и моя планета».
2.1.2. Путешествие (1 час) – снятие психоэмоционального напряжения, развитие навыков расслабления.
Практика: упражнение «Путешествие».
2.1.3. Метеоритный дождь (1 час) – снятие психоэмоционального напряжения, развитие силы воли и навыков самовнушения.
Практика: упражнение «Метеоритный дождь».
2.1.4. Мои мечты и желания (1 час) – снятие психоэмоционального напряжения, развитие навыков расслабления.
Практика: упражнение«Мои мечты и желания».
2.1.5. Мой завтрашний день (1 час) – снятие психоэмоционального напряжения, развитие навыков расслабления и самовнушения.
2.1.6. Основы аутогенной тренировки (3 часа) – обучение основам аутогенной тренировки и развитие навыков саморегуляции.
Практика: упражнения аутогенной тренировки «Мое дыхание», «Мое тело».
2.1.7. Я спокоен (2 часа) – развитие навыков саморегуляции, самовнушения и расслабления.
Практика:упражнение аутогенной тренировки «Я спокоен».
2.1.8. Я уверен (2 часа) – мобилизация сил и внутренний настрой, развитие навыков саморегуляции, самовнушения и расслабления.
Практика: упражнение аутогенной тренировки «Я уверен».
2.2. Блок – обучение навыкам уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы (Бос-технологии) – 46 часов
2.2.1. Основы диафрагмально-релаксационного дыхания (5 часов) – обучение навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания.
Практика: упражнение «Дышим правильно».
2.2.2. Шарик (2 часа) – отработка навыков диафрагмально-релаксационного дыхания.
Практика: упражнение «Шарик».
2.2.3. Свеча (2 часа) – отработка навыков диафрагмально-релаксационного дыхания.
Практика: упражнение «Свеча».
2.2.4. Заборчик (2 часа) – отработка навыков диафрагмально-релаксационного дыхания.
Практика: упражнение «Заборчик».
2.2.5. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Закрепление навыка (4 часа) – закрепление навыков диафрагмально-релаксационного дыхания.
Практика: упражнение «Дышим правильно».
2.2.6. Основы нервно-мышечной релаксации (5 часов) – обучение навыкам нервно-мышечной релаксации.
Практика: упражнение «Управляем собой».
2.2.7. Напряжение и расслабление (2 часа) – отработка навыков контролируемого напряжения и расслабления мышц тела.
Практика: упражнение «Напряжение – расслабление»
2.2.8. Водитель (2 часа) – отработка навыковнервно-мышечной релаксации.
Практика: упражнение «Водитель».
2.2.9. Гонки (2 часа) – отработка навыковнервно-мышечной релаксации.
Практика: упражнение «Гонки».
2.2.10. Нервно-мышечная релаксация. Закрепление навыка (4 часа) – закрепление навыков нервно-мышечной релаксации.
Практика: упражнение «Управляем собой».
2.2.11. Управляем дыханием и эмоциями (5 часов) – развитие навыков саморегуляции и преодоления отрицательных эмоций с помощью диафрагмально-релаксационного дыхания.
Практика: упражнение «Управляем дыханием и эмоциями».
2.2.12. Управляем телом (5 часов) – развитие навыков владения собственным телом, саморегуляции и преодоления отрицательных эмоций с помощью нервно-мышечной релаксации.
Практика: упражнение «Управляем телом».
2.2.13. Диафрагмально-релаксационное дыхание (6 часов) – развитие навыков саморегуляции и релаксации с помощью диафрагмально-релаксационного дыхания.
Практика: упражнения «Столбик», «Заборчик», «Дышим правильно».
2.3. Блок – командообразование – 8 часов
2.3.1. Давай познакомимся (1 час) – создание условий для конструктивного взаимодействия, снятие психоэмоционального напряжения в группе.
Практика: упражнения «Мое имя», «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу», рисование на тему «Автопортрет».
2.3.2. Я – хороший, я – плохой (1 час) – формирование правильного представления о себе, обогащение опыта отреагирования эмоций.
Практика: упражнения «Угадай, кто я?», «Я – хороший, я – плохой», рисование на тему «Я в трех зеркалах».
2.3.3. Наши эмоции и страхи (1 час) – развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций, отработка и освобождение от внутренних страхов.
Практика: упражнения«Передай улыбку другому», «Настроение и походка»,«Слепой и поводырь», рисование на тему «Нарисуй свой страх».
2.3.4. Мы такие разные и такие похожие (1час) – развитие понимания себя и других,формирование адекватной самооценки и правильного представления о себе, развитие коммуникативных навыков и эмпатии.
Практика: упражнения «Иголка и нитка», «Карандаши», сочиняем «Общую историю».
2.3.5. Понимаем друг друга (1 час) – развитие умения понимать и принимать настроение других людей.
Практика: упражнения «Встреча с другом», «Возьми и передай», «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому», рисование на тему «Мое настроение».
2.3.6. Вместе веселее (1 час) – расширение опыта позитивного взаимодействия, развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
Практика: упражнения «Связующая нить», «Прогулка», «Подари движение», рисование на тему «День с друзьями».
2.3.7. Давайте дружить (1 час) – развитие доверия к окружающим и потребности во взаимодействии, преодоление барьеров в общении, развитие коммуникативных навыков.
Практика: упражнения «Найди друга», «Секрет», «Цветик-семицветик», «Улыбка», «Правила дружбы».
2.3.8. Мы – команда (1 час) – создание благоприятных условий для сплочения команды, развитие коммуникативных навыком и чувства «плеча».
Практика: упражнения «Слепой и поводырь», «Карандаши», «Лучики-пожелания», коллаж на тему «Наша команда».
2 год обучения
- Вводный – 6 часов
1.1. Промежуточная диагностика (6 часов) – выявление динамики развития внимания и памяти на промежуточном этапе реализации программы.
Практика: диагностика внимания (корректурная проба Ландольта) (компьютерный вариант), тест Векслера (субтест 5 «Запоминание цифр»).
- Основной – 60 часов
2.1. Блок – обучение преодолению отрицательных эмоций, вызванных предстоящими соревнованиями (сенсорная комната) – 10 часов
2.1.1. Аутогенная тренировка. Вводное занятие (1 час) – развитие навыков релаксации и саморегуляции.
Практика: упражнение «Спокойствие».
2.1.2. Аутотренинг (8 часов) – снятие психоэмоционального напряжения, развитие навыков релаксации и саморегуляции.
Практика: упражнения «Кучер на дрожках», «Маска релаксации», «Спокойствие», «Тяжесть», «Тепло», «Сердце», «Дыхание», «Солнечное сплетение», «Прохлада лба», «Я спокоен», «Я расслаблен», «Вдох-выдох», «Дышу спокойно», «Напряжение», «Расслабление», «Отдых».
2.1.3. Аутогенная тренировка. Итоговое занятие (1 час) – закрепление навыков релаксации и саморегуляции.
Практика: упражнение «Я совершенно спокоен и расслаблен».
2.2. Блок – обучение навыкам уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы (Бос-технологии) – 44 часа
2.2.1. Диафрагмально-релаксационный тренинг. Вводное занятие (1 час) – восстановление навыков диафрагмально-релаксационного дыхания.
Практика: упражнения «Дышим правильно», «Управляем дыханием», «Шарик».
2.2.2. Диафрагмально-релаксационный тренинг (20 часов) – отработка навыков диафрагмально-релаксационного дыхания.
Практика: упражнения «Столбик», «Машина», «Полет», «Свеча», «Шарик», ДАС-БОС тренинг (10 уроков).
2.2.3. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Контрольное занятие (1 час) – закрепление навыков диафрагмально-релаксационного дыхания.
Практика: упражнения «Машина», «Слайды».
2.2.4. Нервно-мышечная релаксация. Вводное занятие (1 час) – восстановление навыков нервно-мышечной релаксации.
Практика: упражнения «Управляем своим телом», «Расслабление и напряжение».
2.2.5. Тренинг нервно-мышечной релаксации (20 часов) – отработка навыков нервно-мышечной релаксации по Джекобсону.
Практика: упражнения для мышц ног, рук, живота и спины, головы и лица, напряжение-расслабление всего тела, полное расслабление.
2.2.6. Нервно-мышечная релаксация. Контрольное занятие (1 час) – закрепление навыков нервно-мышечной релаксации.
Практика: упражнения «Напряжение-расслабление», «Полное расслабление».
2.3. Блок – командообразование – 6 часов
2.3.1. Я+ты+он=мы (3 часа) – развитие коммуникативных навыков, расширение опыта позитивного взаимодействия.
Практика: упражнения «Скульптура», «Путаница», «Маленькие зеленые человечки», «Имена из спичек», «Приказы не обсуждаются», «Сесть на стол», «Говорящие руки», «Сходства», рефлексия.
2.3.2. Связаны одной целью (3 часа) – создание благоприятных условий для сплочения команды, развитие коммуникативных навыком и чувства «плеча».
Практика: упражнения «Кто быстрей», «Квадрат», «Чужие коленки», «Слепая геометрия», «Спина к спине», «Построение круга», «Остров», рефлексия.
III.Заключительный (6 часов)
3.1.Итоговая диагностика (6 часов) – проведение контрольных диагностических мероприятий с целью определения динамики изменений выявленных проблем по итогам проведения программы.
Практика:проведение контрольных диагностических мероприятий с помощью следующих методик: (корректурная проба Ландольта) (компьютерный вариант), тест Векслера (субтест 5 «Запоминание цифр»).
Методическое обеспечение программы
- Диагностический инструментарий: корректурная проба Ландольта (компьютерный вариант), теппинг-тест, тест Векслера (субтест 5 «Запоминание цифр»), Шкала явной тревожности CMAS (адаптация Прихожан А. М.), тест «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Эдеймиллера.
Техническое оснащение программы
-
- Оборудование сенсорной комнаты (Сухой бассейн с мячами, пуф-кресло с гранулами, маты напольные, светильник «Фонтан света», мягкая платформа с угловыми зеркалами и пузырьковыми колоннами, ковер «Млечный путь», безопасный оптоволоконный пучок, мягкие модули и мячи).
- Бос-оборудование.
- Музыкальный центр.
Список использованной литературы
- Психопедагогика спорта: учебное пособие/Г.Д. Горбунов. М.Советский спорт, 2012
- Манифест великого тренера: как стать из хорошего спортсмена великим чемпионом / Тим Гровер, Шари Уэнк ; [пер. с англ. П. И. Михеева]. – Москва : Издательство «Э», 2017. – 240 с. – (Спорт изнутри).
- Код таланта. Гениями не рождаются. Ими становятся/Д. Койл – «Азбука-Аттикус», 2009.
- Физиология спорта. Медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов/ Л. В. Михно – «Спорт», 2016.
- Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена/А. Н. Веракса – «Спорт», 2016 – (Библиотечка спортивного врача и психолога).
- Особенности подготовки юных хоккеистов/И. В. Мельников – «Мельников И.В.», 2013 – (Хоккей).
- Психология спортсмена: слагаемые успеха/В.К. Сафонов. – М.: Спорт, 2017. – 288с.
- Спортсмен, музыкант, поэт, математик… Как выявить и развить способности вашего ребенка/Е. Первушина – «Альпина Диджитал», 2016.