автор: Кожевникова Надежда Сергеевна
учитель начальных классов
МАОУ «СШ №3″»городского округа город Урюпинск Волгоградской области
«Современные подходы гражданско-патриотического воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Современные подходы гражданско-патриотического воспитания
младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Кожевникова Надежда Сергеевна
учитель начальных классов
МАОУ «СШ №3» города Урюпинска Волгоградской области
Гражданско — патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Это одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьника, которое является альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования социально- ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе, которое проявляется в желании узнать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно трудиться на благо Родины.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Учитель на данном этапе не только помогает детям осознать своё место в истории своего народа, но и включает младших школьников в социально — активную деятельность, в которой они будут расти, как граждане и патриоты. Так, уже младшие школьники участвуют во многих мероприятиях «Движения Первых», «Орлята России», становятся участниками военно-спортивной игры «Зарница».
На уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе предоставляются большие возможности для воспитания гражданских качеств личности младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также организовать совместную работу школы и семьи.
Младший школьник мыслит образами, конкретными категориями, воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится им ближе и понятнее.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким, к дому, в котором ребенок живёт; дереву, которое растёт у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями. Это и есть для младших школьников Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.
Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам , то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и её захочется повторить. Так, участвуя в акциях «Письмо солдату», «Крылья Ангела», младшие школьники сами делали конверты, рисовали рисунки, писали добрые слова и пожелания, а на встрече с папами, участниками СВО приготовили подарки, поделки своими руками и отправили их на фронт.
Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно — значимая и общественно — оцениваемая, очень нравится детям. Так, работая над проектом «Наши семейные книги памяти», ученики начальной школы посетили краеведческий музей, аллею героев в городском парке, изучили Интернет — ресурсы, нашли фотографии своих прадедов, награды, разыскали сведения о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, приготовили выступления, а затем оформили книгу Памяти к 80-летию Победы над фашисткой Германией.
Дети младшего школьного возраста любят играть, поэтому в патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, девизы — всё то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьёзные понятия близкими и доступными. С удовольствием младшие школьники участвовали в познавательной игре: «Россия, устремленная в Будущее», в квесте «Планета заболела!», конкурсно — игровой программе: «России служат казаки!», в интеллектуальной игре-путешествии: «Я здесь живу и край мне этот дорог!», военно-патриотической игре: «Русский парень в воде не тонет! Русский парень в огне не горит!»
Одной из главных форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников являются классные часы, уроки мужества, граждановедения, воинской славы , которые способствуют формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Уроки мужества: «Стал фронтом поперёк России и всю её прикрыл собой!», «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам!», урок граждановедения : «Здесь рождала русская душа Славу и Бессмертье Сталинграда!» познакомили не только с конкретными историческими событиями, но и раскрыли смысл многих нравственных понятий: Родина, гражданский долг, Бессмертие, подвиг во имя жизни на земле.
В процессе коллективных творческих дел дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности. В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Открой свой город всей стране!», «Встреча поколений», «России верные сыны!», «Машина времени», «Честь имею!». По итогам коллективных творческих дел ведётся обсуждение: Что получилось? Что не получилось? Над чем надо поработать?
Всё вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.
Подводя итоги, отметим, что инновационные ресурсы воспитательной работы не исчерпаны, они нуждаются в дальнейшем освоении с опорой на новейшие достижения науки и практики.
Список литературы:
1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
2.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.
3.Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4.
4.Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6.
