автор: Костина Наталья Михайловна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №46 «Надежда» город Норильск

Образовательный проект «Познаём мир сенсорики»

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 46 «НАДЕЖДА»

(МБДОУ «ДС № 46 «НАДЕЖДА»)

Образовательный проект «Познаём мир сенсорики»

группа компенсирующей направленности для детей с РАС  (Радуга) 

на 2021 – 2022 учебный год 

 

 Составил воспитатель: Костина Н. М. 

 

 

 

Тип проекта: познавательно — игровой. 

 

Вид проекта: долгосрочный

 

Сроки реализации: сентябрь – май (9 месяцев)

 

Участники проекта: дети, педагоги, родители. 

Актуальность проекта. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в  дошкольном возрасте. Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.                                                                                                                                                              Проблема сенсорной интеграции у детей с РАС стоит особенно остро, дети либо ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия, либо перегружены зрительно – слуховыми стимулами и при этом испытывают сенсорный голод всего остального. Для ребенка с РАС окружающая его действительность, предметы и игрушки, представлена набором их сенсорных стимулов, а функции предметов зачастую не осваиваются ребенком без помощи взрослого. При этом зачастую дети выделяют специфические свойства предметов, значимые только для них. Дети часто не способны дифференцировать предметы по возможностям их использования, они манипулируют ими, не учитывая их свойства, поэтому манипулируя предметами, они не учитывают и результаты своих манипуляций с подобным предметом. Поэтому задача сенсорного развития детей с РАС, является одной из наиболее актуальных. В результате этого  возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на сенсорное развитие детей с РАС

Цель: Создание  условий  для обогащения представлений детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира, стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.

Задачи: 

Образовательные.  

Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, величине.                                                                                                                                                                                                                                      Привлекать детей к   простейшим обследованиям предметов (погладить, надавить, пощупать, понюхать и т.д.)                                                                                                            Коррекционно — развивающие.                                                                                                                                                                                                                  -Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей.                                                    — Развивать   внимание, усидчивость, обследовательские умения и навыки.                                                                                                       Воспитательные.                                                                                                                                                                                                                                         — Воспитывать положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности с педагогом и детьми.                                                                           — Повышать уровень родительской компетентности в вопросах сенсорного воспитания детей. 

 

 

Прогнозируемый результат:                                                                                                                                                                                                           дети  выделяют и учитывают цвет, форму, величину предметов  при выполнении ряда практических действий;                                                                                                                                                                                                                                           дети группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;                                                                                                                                                                                                                                                  у детей улучшилась  чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым,  слуховым стимулам;                                                                                                                                          у детей сформирована  двигательная  координация, моторные  навыки;                                                                                                                                                                  дети проявляют интерес  к совместной деятельности с педагогом и детьми.                                                                                                                                                                                                                                       

Итоговое мероприятие проекта:   

Развлечение «Шарики воздушные – очень не послушные»                                                                                                                                            Фотовыставка «Учимся играя».       

Продукты проект:  

1.Подготовительный этап:

                                                                                                                                                                                                                                                                 Подбор методических, наглядно – дидактических пособий

2.Основной этап:

Реализация плана проекта

3.Заключительный этап: 

Итоговое мероприятие 

Диагностика в рамках АООП

 

Перспективный план работы с детьми и родителями 

Месяц задачи Содержание деятельности Работа с родителями
сентябрь Развитие моторных навыков; слухового восприятия; обонятельных ощущений; эмоциональное восприятие; ориентировки в частях собственного тела. — В мире звуков (звучанием различных предметов — пластиковые бутылки,  наполненные различными наполнителями).

— В мире запахов (исследование различных запахов).

 — Игры с прищепками (развиваем моторику работы кисти — прикрепляем прищепки, прикрепляем с их помощью недостающие детали к фигурам).

— Мое настроение (развитие понимания эмоций «Я злюсь…», «Я радуюсь…»).

—  игра «Водичка-водичка».

Привлечь родителей к изготовлению мешочков для обонятельных ощущений; бутылок с различными наполнителями.                                      

Консультация  «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»                            

октябрь Развитие моторных навыков; зрительного восприятия;  обонятельных ощущений; эмоциональное восприятие;  ориентировки в частях собственного тела. — Цветик-семицветик (смешивание красок, игры с разноцветной водой).

 — Покажи настроение (развитие навыка дифференциации и передачи своих эмоций, настроения с помощью жестов, индивидуального зеркала). 

— Игры с песком, фасолью.

— В мире запахов (исследование различных запахов). 

— Игра «Ладушки».

ноябрь Формирование и развитие  ориентировки в частях собственного тела; целенаправленных действий, моторных навыков, освоение отдельных операций. — Найди волшебные предметы (в коробке с фасолью найти разные по форме и размеру фигуры).                                                                                              — Волшебный мешок («волшебный мешок» с предметами разными по звучанию).                                   — Игры с кубиками (собирать кубики в ряд, колонну, построить пирамиду).                                                     — Моторная ловкость (освоение отдельных операций «Мозаика» «Сенсорные дорожки» с различной структурой материалов «Застёжки» «Собери бусы».                                                            Игра «Где же, где же наши ручки?»,
декабрь Развитие моторной сферы, представлений о величине предметов;  ориентировки в частях собственного тела. — Пуговка (застёгивание и расстёгивание пуговиц на тряпичных фигурах)                                                      — Строим дом (деревянные кубики, строительство из них дома, башни).                                                         — Повторяй за мной движения! (развиваем умение повторять позу, держать тело в определённой позе).   

— Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Топ-хлоп».                                                                                      — Самый маленький! Самый большой! (развиваем представление о размере — выбираем из нескольких один наименьший предмет, затем наибольший)

 

Привлечь родителей к изготовлению  пособий для  застёгивания и расстёгивания пуговиц. 
январь Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия;  ориентировки в частях собственного тела. — Подарки (разворачивание интересной игрушки, завернутой в бумагу или ткань, разворачивание  завёрнутых предметов).                                                                       — В мире звуков (определение на слух одинаковых по звуку предметов).                                                          — Цветик-семицветик (соотнесение одинаковых по цвету предметы): «Разложи по местам»; «Разные кружки»; «Разноцветные карандаши».                                                                            — Повторяй за мной! (развиваем умение держать позу, повторять движения).                                                                                                                                               Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей «Игры с пробками», «Собери бусы» «Разноцветные шумелки»
феврвль Развитие моторных навыков;  представлений о форме предметов; развитие слуха и цветовосприятия; ориентировки в частях собственного тела. — Морское приключение (отыскивание руками предметов разной формы, спрятанных в бассейне с подкрашенной водой, предметов, спрятанных в песке).                                                        — Повторяй за мной! (развиваем умение держать позу, повторять движения).                                                                    — В мире звуков (определение на слух одинаковых по звуку предметов).                                                                        — Закрепление развития моторных навыков, слуха и цветовосприятия в играх. (Цветная мозаика; разноцветные шнуровки; разноцветные прищепки; цветные кубики; тарелочки) Консультация  «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»,
март Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений;  цветовосприятия;  представлений  о форме, величине предметов — Сенсорные  мячи. Игры с прищепками.                                 — Волшебная коробочка (поиск в коробке разных по форме, затем разных по размеру предметов)                                                                    — Шнуровка, сортировка (выполнение шнуровки, работа с рамками-вкладышами с геометрическими фигурами, разными по величине, 4-х цветов, с сортером для объемных фигур).                                                                — Ладошки (исследование разных по тактильным ощущениям предметов — мягкий, гладкий, жесткий, пушистый, твёрдый, жидкий и др.).                                                                          — Прятки  (прячемся и сидим тихо, находимся – громко). Консультации: «Упражнения для развития тактильной чувствительности и движений пальцев и кистей рук»
апрель Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия;  тактильных ощущений;  представлений о форме, величине предметов. — Игры с мозаикой, кубиками.

— Отыскивание руками предметов разной формы, размера, цвета, спрятанных в сенсорных коробках.                                                  — Ладошки (исследование разных по тактильным ощущениям предметов — мягкий, гладкий, жесткий, пушистый, твёрдый, жидкий и др.).                                                              — Закрепление развития моторных навыков, слуха и цветовосприятия в играх; «Забавные зверята»; «Подбери по цвету»; «Подбери по форме»; «Звериный огород»; «Волшебные инструменты».                                                                   

Картотека игр по сенсорному развитию.
май Развитие моторной сферы,  слуха и цветовосприятия;  представлений о величине предметов. — Закрепление развития моторных навыков, слуха и цветовосприятия в играх; «Разноцветные ленточки, колёса, мячики», «Большой и маленький», «Матрёшка, «Пирамидка», «Найди свой домик».                                                           — Выкладывать фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения; сравнивать различные по величине предметы. – Итоговое развлечение: «Шарики воздушные  очень не послушные»                                         Фотовыставка «Учимся играя».       

 

                                                                                           

                                                                                                         Литература.

  1. Тара Делани «Развитие основных навыков у детей с аутизмом» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014 г.                                                                                                                       2. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005 г.                                                                                                         3. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4 г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006 г.                                                                                                                  4. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014 г.                                                                                                                        5. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  2. Пилюгина В.А., Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
  3. Васильева М.А., «Программа воспитания и обучения в детском саду».