автор: Кочнова Наталья Александровна

Учитель ГБОУ школа 480 Кировского района г. Санкт-Петербурга

Современный учитель, кто ты? (размышления молодого специалиста)

Современный учитель, кто ты? 

(размышления молодого специалиста)

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Адольф Фридрих Дистервег

 

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.

Лев Николаевич Толстой

 

Здравствуйте! Разрешите представится, Я Учитель. И учителем стала совсем недавно, всего два года назад, до этого я работала совсем в другой сфере, но именно об этой профессии я мечтала с детства, когда сажала перед собой кукол, брала в руки мел или указку и объясняла школьный материал, тот, который нам задавали на дом. Но жизнь так повернулась, что свою мечту я осуществила только сейчас. Получив второе образование, я пошла работать в школу. И сразу влюбилась в эту профессию. И уже в первый месяц я поняла, что я ничего не знала о жизни. Я не только учила детей, я стала у них учиться и учусь каждый день, получая опыт и знания. Максим Горький однажды сказал: « Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей«.

Позже я стала размышлять, какой же должен быть современный учитель? Найти ответ на этот вопрос стало моей задачей. Начала читать литературу, всматриваться в других учителей нашей школы, спрашивая советы о проведении уроков, посещать разные семинары, записываться и просматривать вебинары и многое другое. Ведь от профессионализма учителя, от того, как и чему он сможет научить ребенка, зависит его будущее, успешность в жизни, а не только успешное обучение в школе. Настоящий учитель в современном мире должен не только передать свои знания на определенную тему, он должен вовлечь ученика в процесс получения этих знаний, дать понять значимость их, заинтересовать. 

Когда в России появился ФГОС, некоторые учителя не вздохнули с облегчением, а наоборот. У них появилась необходимость перестраиваться, переучиваться, поменять свое отношение к преподаванию. Молодым специалистам в этом плане легче, они сразу входят в колею образовательного стандарта, строя свои уроки таким способом, чтобы учащийся сам стал «архитектором и строителем» своего образовательного процесса. И даже можно не уходить слишком далеко, а просто привести в пример небольшую цитату из книги советского педагога Евгения Ильина «Герой нашего урока» про то, как учителю необходимо подходить к своей работе:

Войти, вбежать, ворваться в класс, лихорадочно поглядывая на часы (уложиться бы!), умеет всякий. «Где мел, где тряпка, кто дежурный? Дневник!» – так нередко начинаем урок. Невольно вспоминаются слова шолоховского Давыдова, сказанные Нагульнову: «Сам псих и других психами делаешь». Явиться – это не ворваться, а интригующе войти! Так, чтобы урок стал желанной встречей, не похожей на вчерашнюю и ту, что будет завтра. Явиться – это всегда чем-то удивить. Не галстуком, конечно, новой причёской или чем-то ещё, а каким-нибудь творческим приёмом, который сразу и всех включает в работу – совместную, как в театре. И ученик, подводя итоги дня, вдруг скажет невзначай или подумает: «Я помню чудное мгновенье…».

Конечно же многим покажется такой педагог нереальным, слишком идеалистичным, но именно такой образ, умного и сильного наставника, проскальзывает в умах человечества. И если герой книги Ильина обусловлен эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества, то образ героя фильма «Общество мёртвых поэтов», педагога Джона Китинга, вызывает симпатию и веру в то, что настоящий мастер своего дела должен быть именно таким: умным, сильным, творческим человеком широких взглядов, который готов срывать шаблоны, удивлять детей и идти наперекор существующим в школе правилам, если это необходимо для блага его учеников. Это даже не образ, это совокупность образа и идеала, которые не имеют реального отдельного прототипа в виде знакомого нам человека.

Можно представлять и другие образы учителей, какими хотят видеть их ученики, это и Нестор Петрович, смешной и нелепый учитель истории из фильма «Большая перемена», и профессор Люпин со своими странностями, но который учит детей действительно нужным вещам, и учитель географии Служкин, хотя… по нему и не скажешь, что он правильно живет по педагогическим меркам, но для подростков он оказался первым взрослым человеком, который не смотрел на них свысока. 

Изучая учителей, я пришла к выводу, учитель должен не только учить, он должен быть другом, наставником для ребенка, заслужить доверие ученика, его внимание, а в современном мире это сделать нелегко, так как разнообразные гаджеты (телефоны, планшеты, …) заменяют человеческое общение подростка, он уделяет им больше времени, чем познанию  окружающего мира. И как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень. Необходимым условием повышения педагогического уровня учителя является развитие общекультурной компетенции, формирование которой предполагает развитие всех сфер сознания личности.

И.А.Зимняя выделила три основные группы компетенций:

 

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы Компетенции, относящиеся к деятельности человека
— компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

— компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка); науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

— компетенции интеграции: структурирования знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения, приращения накопленных знаний;

— компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

— компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

— компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение; сотрудничество; толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол); социальная мобильность;

— компетенции в общении (устном, письменном): диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

— компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

— компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

— компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации (чтение, конспектирование), мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией

 

 

И хотя я еще молодой специалист, но уже понимаю, что главная задача современного учителя — учить учиться, то есть сделать так, чтобы ученики сами захотели получать знания. Поэтому при построении урока, да и вообще при общении с детьми надо ориентироваться не на новомодные течения, а главным образом на личность ребенка, создавая ему комфортные условия для учебы, мотивируя его к получению знаний, используя разнообразные виды деятельности. У ребенка появляется исследовательское мышление и он начинает сочетать современные технологии и деятельность в процессе познания мира. Урок становится ярким и насыщенным. В.П.Беспалько отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни. 

Сейчас надо обязательно учитывать, что меняется мир и меняются ценности у человека, но одно остается неизменным — жизнь человека и на этом надо делать акцент, помогая ребенку осознавать окружающие потребности и создать здоровьесберегающую среду. Учитель должен показать ребенку его полезность в обществе, убедить его в том, что он является маленьким винтиком в большом механизме и тогда ему будет легче применять такие методы воспитания, как метод уважения детской личности, убеждение, самопознание, самоанализа.

Анализируя работу учителя, я пришла к выводу, что на уроках и на внеурочной деятельности важен метод убеждения, который сегодня широко применяется в целях формирования нравственных ценностей, правовых и эстетических представлений, определяющих выбор поведения и поступков, особенно это важно в подростковом возрасте, когда у ребенка складывается осознанное мышление о жизни. Ведь если учитель станет бережно и с вниманием относиться к ученику, сможет помочь ему увидеть полезность своих действий, осмыслить труд, то в нем обнаружится мощный потенциал творческой активности, который он будет развивать дальше, а что самое важное, этот потенциал пригодится в дальнейшей жизни. Подросток научится находить новую информацию из различных источников, ставить перед собой цель и стараться достичь ее, быть заинтересованным, что немаловажно в современном образовании. Ведь самое важное и, наверное, самое трудное в профессии учителя, это научить учиться. Современный учитель для этого должен использовать весь свой творческий потенциал и тогда, совмещая его и свои профессиональные качества, будет развиваться и личность самого педагога. 

Для школьников учитель не только приносит знания по определенному предмету, но и личность, способная организовать учебный процесс. В связи с этим при общении с учащимися учитель использует не только свой собственный опыт, но и опыт других учителей, коллективов, жизненную и профессиональную интуицию, общую культуру. И нельзя не согласиться, что учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе общения с детьми, где каждая новая ситуация требует определенного подхода, оригинального и творческого решения. В связи с этим необходимо увеличение форм и методов работы, объем получаемой информации, применение новых образовательных технологий, а также постоянно повышать свой творческий уровень, прибегая к самоанализу и саморазвитию.

Хотелось бы закончить статью одним из высказываний Конфуция: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством…»

Используемая литература

  1. Андреева И.Ю. Стань учителем! Записки учительницы и мамы. Два важных опыта. Изд.: «Прометей», 2017.
  2. Карл Юнг: Проблемы души нашего времени. Изд.: Питер, 2017