автор: Курбатова Любовь Алексеевна

Воспитатель специализированной группы МБДОУ детский сад №43

Тема: «Повышение педагогической компетентности родителей в образовательном процессе в соответствии с ФГОС»

Автор: Курбатова Любовь Алексеевна

Тема: «Повышение педагогической компетентности родителей в образовательном процессе в соответствии с ФГОС

               В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка) меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

                Речевое развитие,  в соответствии с ФГОС ДО, включает владение речью как  средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной  диалогической  и монологической  речи; развитие речевого творчества;  развитие   звуковой и   интонационной культуры речи, фонематического  слуха;  знакомство  с книжной   культурой, детской литературой,  понимание на слух  текстов различных жанров     детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Требования Стандарта к результатам освоения Программы  в образовательной области «Речевое развитие» ориентированы на то, что к концу дошкольного возраста  ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в  ситуации общения, может выделять  звуки в словах,  у ребёнка складываются   предпосылки грамотности.

У детей отмечается наличие дефектов произношения, недостаточно сформировано фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй и связная речь. Особую тревогу вызывают дети с несформированным фонематическим восприятием и нарушенным звукопроизношением. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего  дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей с учётом новых требований ФГОС. Цель у всех участников процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей,  узких специалистов и родителей помогает поднять качество и эффективность работы в образовательной области «Речевое развитие».

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. И поэтому, с целью обеспечения организации логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений,  был создан координационный центр коррекционного направления.                                                                 

           Образовательный  процесс невозможен без участия  семьи. Анкетирование показало, что у 82% родителей нет специальных педагогических знаний  по вопросу воспитания и обучения своего ребенка, 70% из них заинтересованы в получении этих знаний. Но 30% родителей не имеют выраженной образовательной заинтересованности и полагают, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Именно эта группа родителей предъявляет строгие требования к детскому саду, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.  Поэтому, мы считаем необходимым повысить педагогическую культуру родителей, вовлечь их в образовательный процесс в качестве активных его участников.

 Повысить уровень педагогической компетентности у воспитателей и родителей по освоению образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС.

В Законе РФ «Об образовании» прописаны основы новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. «Участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность». [Федеральный закон «Об образовании» от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, 1.2.31]

Главным моментом в контексте «семья – дошкольное учреждение»  Маркова Т.А. выделяет личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.  

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. 

Педагог  ответственен за все, что знает и умеет. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

По мнению Портнягина И.С., воспитатель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. А.И.Турчинов понимает под компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках конкретной должности.

В.Г.Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками».

Значит, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Важным, на наш взгляд, в содержании профессиональной компетентности является также организация методического обеспечения образовательной деятельности самим педагогом. 

Цели:

1.Содействие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов по освоению образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС; стимулирование их творческой активности, инициативы.

2.Повышение педагогической культуры родителей; вовлечение их в образовательный процесс в качестве активных его участников.

Задачи:

1.Организовать информационно-методическую помощь педагогам МБДОУ по ознакомлению с требованиями ФГОС в образовательной области «Речевое развитие».

2.Оказать квалифицированную помощь семье по вопросам коррекции недостатков развития речи детей;  привлечь родителей к участию в образовательном процессе в условиях МБДОУ. 

Ожидаемый результат: 

  1. Повысилась компетентность педагогов: 68% — высокий уровень, 32 % средний уровень, 0% низкий уровень в осуществлении образовательного процесса в области «Речевое развитие»
  2. 60% родителей принимают активное участие в образовательном процессе.