автор: Лашкова Елена Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6»

Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности учащихся в современном уроке при реализации ФГОС.

 

Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности учащихся в современном уроке при реализации ФГОС.

 

Лашкова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов  

МБОУ «СОШ №6», г. Мариинск

 

Технология сотрудничества представляет собой современную образовательную технологию и позволяет реализовать требования ФГОС второго поколения.

Технология сотрудничества рассматривается  как наиболее успешная альтернатива традиционным методам, направлена на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающая образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов.

Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве: развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребенка. Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя. Ученик здесь является субъектом своей учебной деятельности.

     

Использование  технологии сотрудничества  на уроках

 

Изучив и проанализировав историю данного вопроса, современную литературу, я  убедилась в том, что технология сотрудничества объединяет разные подходы к обучению и воспитанию; развивает  коммуникативные навыки, умения, социализацию, личность ребенка и является эффективным методом активизации творческой деятельности учащихся.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Считаю, что ценность технологии в том, что она помогает решать очень важные задачи на современном уроке:

– заставляет учащегося ставить цели и находить способы её достижения;

– намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;

– приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

– помогает каждому ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других.

То есть у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;

– реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственности, инициативности, толерантности к другим.

 

Данная технология обучения отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции.

Как же на уроке создать условия для естественного общения?

Все начинается с диалога. А диалог организуется при наличии собеседника. Начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устно-самостоятельной работы на любом этапе урока. Работать в паре начинаю обучать с первого класса. Сначала детям рассказываю правила работы и показываю на примере в паре с учеником.  В паре мы отрабатываем: таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, правила проверки орфограмм, проверку домашнего задания, навык чтения, пересказ прочитанного, чтение стихотворения наизусть, составление плана произведения, проводим взаимодиктанты, рисуем иллюстрации.  

           Важное место в технологии сотрудничества отводится работе в группах, командах. И здесь так же существуют свои правила.

Каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. При использовании технологии сотрудничества у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.

В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

Выполнить задание по «цепочке» – прочитать текст по обзацам, решить задачи и т.д.;

Выполнить микроисследование

Дать развернутый комментарий решенной на доске учителем задачи;

Изготовить опорные схемы для решения задач определенного типа;

Изготовить бумажные слайды по небольшому произведению

Инсценировать произведение;

Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;

Провести серии опытов;

Творческие задания: придумать сказки, фантастические рассказы по учебным темам «Что было, если бы:»;

Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;

Составить загадки по какой-либо теме;

Составить кроссворды по темам.

Составить журнал, мини-книжку.

Написание сочинения и изложения, мини — диктанты и многие другие

 

Главной идеей обучения в сотрудничестве является — учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Известно, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

Внедрение в учебный процесс технологии сотрудничества позволило мне добиться положительных результатов: помогло  развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.