автор: Литвинова Надежда Александровна

учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «БСШ № 23»

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

УДК 332.146.2

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Литвинова Н.А.,

учитель русского языка и литературы

 

г. Луганск

Аннотация: в статье рассматривается перспективность использования технологии опережающего обучения на уроках русского языка. Обосновываются преимущества данной технологии для подготовки школьников к Государственной итоговой аттестации. Особое внимание уделено описанию схем подачи материала блоками ко всем основным темам с 5 по 9 классы, что соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта ЛНР.

Ключевые слова: опережающее обучение, блоковая подача материала, опорные конспекты, интеллект-карты, метод творческого проекта, метод «мозговой атаки».

Abstract: the article examines the prospect of using the technology of advanced learning in Russian language lessons. The advantages of this technology to prepare schoolchildren for final certification are substantiated. Particular attention is paid to the description of schemes of submission of material blocks to all the main topics from 5 to 9 grades, which corresponds to the requirements of the STATE.

Keywords: outstripping learning, block presentation of learning material, basic synopsis, mind maps, creative project method, brainstorm method. The article is considering prospects of using the outstripping learning technology at Russian language lessons. The advantages of this technology for pupils’ preparation to the final examination are being substantiated. Particular attention is given to the patterns of block presentation of learning material to all of the basic topics for 5-9 years of learning.

Согласно Государственному образовательному стандарту ЛНР в процессе обучения современный школьник должен не только получить предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. В условиях реализации требований Стандарта наиболее актуальным становится  вопрос формирования обобщенных знаний, который очень тесно связан с последовательностью изучения материала. В сложившейся практике школьного преподавания, даже очень сходные темы, изучаются, как правило, раздельно. На это ориентированы школьные программы по всем учебным предметам. Между тем исследования показали, что способ одновременного и опережающего изучения некоторых взаимосвязанных тем дает значительные преимущества. Автором данной технологии является Софья Николаевна Лысенкова, российский педагог — новатор, учитель начальных классов московской средней школы № 587. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будет изучаться через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности. Опережение по Лысенковой – это не гонка вперед любыми средствами. Это перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом.

Трудную тему Софья Николаевна предлагает начинать не в заданные программой часы, а немного раньше. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети учат друг друга.

Основная цель работы — доказать практическую значимость технологии, используемой в процессе обучения русскому языку в школе, показать  ее связь с  актуальными  вопросами методики  преподавания предмета в условиях реализации образовательных стандартов ЛНР. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: 

1) раскрыть сущность технологии;

2) рассмотреть ее преимущества;

3) обосновать собственную точку зрения по применению технологии на уроках русского языка.

Опережающее обучение может быть эффективным только при соблюдении ряда методических условий. Например, изучение отдельных блоков взаимосвязанных орфографических тем и правил должно опираться на необходимый минимум опорных лингвистических знаний, которые получены учащимися в предыдущих классах.

 В своей практике в системе опережающего обучения использую довольно широко блоковую подачу материала, которая при хорошей методической организации работы имеет ряд существенных преимуществ:

1) облегчает создание у учащихся системного представления об изучаемом материале, который воспринимается как единое целое;

2)  позволяет экономить время для закрепления знаний и формирования умений и навыков, рациональных способов деятельности; 

3) позволяет увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся;

4) способствует расширению тематического диапазона каждого занятия, т.к. учебный материал дается обобщенно (вместо дробления на мелкие части и последовательного изучения отдельных тем). 

Существуют разные варианты подачи материала на уроке в виде блока. В одних случаях ознакомление с блоком происходит сразу же на одном уроке. Затем материал вновь рассматривается в целом, но более углубленно, и так до полного усвоения. 

Или может осуществляться не одновременно, а последовательно, по этапам, от одного частного блока к другому в течение нескольких часов. Все зависит от объёма темы, задачи учителя, подготовленности класса, методики обучения. Данная методика способствует расширению изучаемых тем, так как учитель может при знакомстве с одной темой дать дополнительную информацию. При составлении блоковой записи учащиеся используют разные цвета пасты, кроме красного. Определяем свои сокращения. Информацию оформляем в виде схемы или таблицы. При работе по данной методике необходимо усвоить самое главное – это не механическое заполнение блока, а дедуктивное, то есть от частного к общему, что способствует развитию логического и творческого мышления.

 В своей работе я использую опорные конспекты Ю.С. Меженко и интеллект-карты учителя Т.П. Горовой. 

Метод творческого проекта является неотъемлемой частью заполнения блока. Учащиеся индивидуально, в парах либо в группах создают свою схему лучшего усвоения материала. Схема должна быть ёмкой, наглядной, понятной для запоминания.

Для более наглядного запоминания используем стихотворные строчки, создаем рисунки, схемы, обводим, чертим. Например, при изучении чередующихся гласных в корне слова на слова — исключения по правописанию О//А в корнях -раст- // -ращ- // -рос-  ученик сочинил стихотворение: Рос росток в городе Ростове.

                 Ростовщик Ростислав его купил.

                 Свою отрасль открыл.

 Ребята дополнительный материал по теме оформляют в отдельной «Тетрадке – подсказке». К ней ребята постоянно обращаются в течение обучения, так как это незаменимый базовый источник.

  Изучение некоторых тем по русскому языку во многих классах предполагает знакомство с дополнительным материалом. Причем не просто знакомит, а вводит как обязательную информацию для заучивания и применения на практике.

 Так, например, в 5 – 6 классах изучаем тему «Чередование гласных в корнях слов». В учебниках под редакцией Ладыженской прописаны не все виды корней с чередующимися гласными, такие как – мак -, -мок -; -твар-, -твор-; -зар-, -зор- ;-скач,- скоч- и другие не прописаны, но я знакомлю учеников и с этими видами корней и включаю в практические задания подобные  слова. 

Тема «Гласные О , Ё после шипящих в корне слова» в 5 классе. Тема дополняется словами, которые не встречаются пока в 5 классе, но в некоторых практических работах слова (шоры, трущоба, жор, шовинизм, шотландец и др.) прописаны. Этот материал, конечно, усложняется в последующих классах, а в 10 классе дается в полном объеме, но уже в 5 классе дети знакомы с более сложными вариантами написания о — ё в корне слова, ученики запоминают слова наизусть и справляются с орфограммой на практике.

 Тема «Мягкий знак после шипящих» разбита на 8 правил, которые можно объединить в одно, где единым ориентиром для всех составляющих является определение части речи, а для имени существительного – рода и числа. Данную тему даю полностью в пятом классе. С детьми чертим табличку, в которой объединяем правило по всем частям речи с примерами. Ь пишется, Ь не пишется.

При изучении правописания НЕ с различными частями речи логично объединить части речи группами, исходя из общих опознавательных признаков: первая группа – имя существительное, имя прилагательное, наречие; вторая группа – глагол и деепричастие; третья группа – причастие, отглагольные прилагательные. 

 При изучении сложных предложений в пятом классе, когда материал дается скорее просто ознакомительный – с делением сложных предложений на три типа: на бессоюзные сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные, мы отрабатываем с учащимися на уроке и виды придаточных предложений, и схемы их составления. А выделяя бессоюзные сложные предложения, дети учатся определять отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных. 

В теме «Правописание ы – и после приставок на согласную» в 6 классе, помимо небольшого теоретического  материала, толком не прописанной в учебнике, я предлагаю детям весь объём правила по этой теме: все варианты написания «и» после приставки на согласную с указанием всех иноязычных приставок, указываются варианты слов, выучиваются все иноязычные приставки. Весь материал закрепляется на практике. 

 Еще один нюанс опережающего обучения: работа учеников на уроке должна быть сосредоточена на тексте. Государственный образовательный стандарт ЛНР прямо указывает: «В результате изучения всех без исключения предметов выпускники приобретут навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом» [3,стр.6].

 В этом отношении практическую помощь оказывает пособие под редакцией А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь». Сначала идет коллективная работа, потом индивидуальная или групповая, связанная с полным анализом текста или частичным. Анализ текста включает разнообразные виды заданий как текстовые, так и творческие, связанные с написанием сочинения, расширенным устным высказыванием или письменным ответом по теме. Чем чаще ученики будут высказываться по лингвистической или нравственной теме, тем легче им будет выстраивать письменное изложение своих мыслей.

 В 8 классе при изучении темы «Односоставные предложения» применяю метод «мозговой атаки»,  предлагаю алгоритм, а все последующие занятия идет отработка его применения при определении вида односоставного предложения. В качестве тренировочных заданий предлагаю тематические тесты, работу с текстами с лингвистическим анализом, мини-диктанты и мини-сочинения, игру на опережение и сочинения на заданные темы. Итогом такой  работы является полноценный, достаточно расширенный ответ ученика с собственными примерами, доказывающий целесообразность и выразительность употребления односоставных предложений в речи, в тексте. 

Опережающее введение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Данная методика позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.

 Методика опережающего обучения позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход. Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе алгоритма, схемы. А учащиеся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила. В 7 – 8 классе работа учащихся поднимается на новый уровень: конструирование алгоритма или схемы, использование слайдовых презентаций.

Технология  полностью соответствует установкам Стандарта ЛНР, так как развивает у учащихся самостоятельность, целеустремленность и, самое главное, мотивацию к обучению.

Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков, для проведения дальнейших исследований. 

 

                                           Литература 

  1. Горовая Т.П. Метод интеллект-карт – эффективная подготовка к ЕГЭ. Методическое пособие [Электронный ресурс] // Профессиональное сообщество педагогов «Методисты». – Режим доступа: http://metodisty.ru/m/files/view/metodicheskoe_posobie_2011_06_20, свободный.
  2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Луганской Народной Республики / Министерство образования и науки  ЛНР. – М.: Просвещение, 2018. – 6с.
  3. Меженко Ю.С., Ситникова Т.Н. Школьный курс русского языка в опорных конспектах: учебное пособие. – Житомир, 2010. – 128 с.