Автор: Лобусова Людмила Викторовна

Воспитатель МБДОУ №57

Конспект занятия (НОД) «Правовая викторина» в старшей группе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №57  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛУКОМОРЬЕ»

 

Конспект занятия (НОД) «Правовая викторина» в старшей группе

 

   

Автор: Лобусова  Людмила 

                                                                                       Викторовна,  воспитатель.

Северодвинск  2020

 

Правовая викторина

 

Цель:

  •  упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях; 
  • воспитывать чувство уважения к другим людям; 

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.

Развивающие:

  • Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет викторина о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Давайте разделимся на две команды, первая «Знайки», вторая «Умняшки». Команды по очереди отвечают на вопросы викторины.

1 задание для команды «Знайки»

Воспитатель: Ребята, у меня в руках первый документ каждого человека, он выдается сразу после рождения, как он называется?

    Свидетельство о рождении.

 О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

— Зачем нам нужно имя?                 (Чтоб нас различали)

 — Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

                          (Называть друг друга по имени)

2 задание для  команды «Умняшки» 

Воспитатель: А сейчас и проверим как вы знаете свое имя отчество и фамилию

Игра « Шляпа знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя

 

Воспитатель : 

Я люблю свою семью: 

Маму, папу я люблю, 

Люблю деда и бабусю, 

И щенка, и кошку Мусю! 

Все, кого я так люблю 

Имеют право на семью!     

        (У каждого человека должны быть папа, мама)

 

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь,  3 задание , я предлагаю первой команде   поиграть в игу «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-

Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. 

Воспитатель: 4 задание. Ребята , из команды «Умняшки», расскажите, какие обязанности есть у вас в семье? 

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры 

Ребенок: Я заправляю постель 

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома 

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Физкультминутка

Лишь появится ребенок,

И дышать начнет едва, (дети поднимают руки вверх, вдох)

У него уже с пеленок 

Появляются права! (опускают руки, выдох)

Он имеет право жить, 

Развиваться и дружить; (приседают, руки в стороны)

Иметь просторный, добрый дом (наклоны туловища поочередно в стороны)

Видеть тихий мирный сон. 

Врачей помощь получать, 

 Обучаться, отдыхать, (дети маршируют на месте)

Быть веселым и здоровым, 

Восхищаться чем-то новым (дети выполняю вращение голововой)

И любить, и быть любим 

Он на свете не один! 

 

Воспитатель: а сейчас 5 задание :команда «Знайки» расскажут нам о праве на отдых

— Как можно отдохнуть детям?

Ответы детей (Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

Воспитатель: 6 задание нашей викторины для команды «Умняшки» посвящено праву на образование

— Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

 — Где можно получить образование?

Ответы детей  (В школе, в детском саду, в училище, в институте)

Для чего надо учиться? 

      Ответы детей  (Чтоб получить профессию, диплом)

Воспитатель: Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

7 задание для команды «Знайки» игра «Продолжи пословицу».

Воспитатель: Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Дракою прав …..не будешь.
  2. Повинную голову меч … не сечет.
  3. Правда суда ……. боится.
  4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

8 задание  для команды «Умняшки»( О праве на жилище.)

Воспитатель: Как люди обязаны относиться к своему дому? Почему?

Ответы детей: (Бережно.)

 (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно. 

9 задание для обоих команд : отгадать по 2 загадки

Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)

 

 Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны 
Право на …
(образование)

 

 Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина, 
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)

 

 Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё) 

10  задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».

Воспитатель: Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено. Каждой команде   по два слайда.

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). 

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). 

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

    Воспитатель: Ребята, наша викторина подошла к концу!Обе команды молодцы и получают грамоты за активное участие в викторине!

 

Список используемой литературы 

 

1.Ашикова С.В. Золотой ключик, или от чего надо защищать детей? / Дошкольное воспитание. -2001.-№6.-с.3;

  1. Ваулина Т. Родителям и детям о правах ребенка. / Ребенок в детском саду. -2007.-№3-с.34.
  2. Голицына Н.С. Огнева Л.Г.  Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка М.: Скрипторий. 2006.-94с.
  3. Жукова Р.А. Правовое воспитание старшая и подготовительная группы. Волгоград, Корифей, 2007, 111с.