автор: Масимова Светлана Новрузовна

учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Золотой петушок» п. Пангоды Надымского района»

Образовательный проект «Журналистика для дошкольников как форма социализации и медиаобразования»

Тема проекта: «Журналистика для дошкольников как форма социализации и медиаобразования»

Автор: Масимова Светлана Новрузовна

Номинация: «Молодые учителя-логопеды, педагоги-психологи»

Основание необходимости проекта.

Проблема развития речи и коммуникативного общения остается одной из самых актуальных проблем в дошкольном возрасте, особенно у детей с речевыми нарушениями: общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи обусловленное дизартрией (далее — с речевыми нарушениями).

Социальная активность дошкольников с речевыми нарушениями достаточно низкая. Они не проявляют инициативы в речевом общении, не умеют строить отношения с другими людьми, так как значительно отстают от сверстников в овладении навыками связной диалогической и монологической речи.

При планировании коррекционной помощи в условиях логопункта учитывается индивидуальное развитие ребенка и целевые ориентиры ФГОС ДО, которые призывают обучить дошкольников всеми компонентами речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации речевого общения. Для овладения связной, грамматически правильной диалоговой и монологовой речью как средством общения считаю необходимым использование новых, более эффективных инструментов коррекционного воздействия.

Изучив и проанализировав методическую литературу и другие информационные источники, освещающие вопросы речевого развития дошкольников предположила, что организация журналистской деятельности как средство медиаобразования для детей с речевыми нарушениями усилит мотивацию детей на обучение правильной грамотной диалоговой и монологовой речи. Предполагается организация журналистской деятельности в волонтерском движении детского сада, что даст возможность удовлетворить потребность детей с речевыми нарушениями в новых знаниях, впечатлениях, будет способствовать речевому развитию, воспитывать любознательного, самостоятельного ребенка. Данное обстоятельство важно для адаптации в обществе сверстников и успешного обучения в школе дошкольника с речевым нарушением.

Участие детей с речевыми нарушениями в институциональном проекте детского сада «Внедрение модели волонтерского движения в образовательный процесс ДОУ, обеспечивающей развитие духовно-нравственной личности дошкольника» позволит рационализировать речевую и коммуникативную компетентность.

Цель: Развитие грамматически правильной связной диалогической и монологической речи и коммуникативных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями средствами журналистики в волонтерской деятельности.

      

      Задачи:

  1. Обучение дошкольников с речевыми нарушениями построению самостоятельных фраз на основе сформированных речевых умений и навыков (грамматических, лексических и синтаксических).
  2. Включение в непосредственное общение усваиваемых дошкольниками элементов языковой системы.
  3. Формирование умения общаться в паре, в группе для ведения журналистской деятельности (умение взять интервью, вести репортаж от своего имени и в зависимости от предложенной ситуации, для «написания статьи» (составления рассказа).
  4. Формирование нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, в процессе журналистской деятельности в волонтерстве.
  5. Установление новых направлений в партнерских взаимодействиях с родителями воспитанников для осуществления коррекционного воздействия.

Участники проекта: воспитанники 6-7 лет, зачисленные в списки логопункта, родители (законные представители), воспитатели групп.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Проектная идея — организация деятельности по информационному освещению мероприятий институционального проекта «Внедрение модели волонтерского движения в образовательный процесс ДОУ, обеспечивающей  развитие духовно-нравственной личности дошкольника» детей, зачисленных на логопункт.

В рамках проекта планируется проведение образовательных практик (далее — ОП) для дошкольников подготовительной к школе группы с речевыми нарушениями. ОП заключается в том, что дети будут вести различные репортажи, в том числе вместе с настоящими репортерами телевидения п.Пангоды, брать интервью у участников волонтерских мероприятий, писать «статьи» (составлять рассказ) о прошедшем мероприятии, что позволит формировать способность и готовность детей к осознанному выбору деятельности (интервьюировать или наблюдать за происходящим) и продукта (репортаж, презентация, видеопрезентация, «статья»), повысить уровень мотивации приобщения к социокультурным нормам, освоить способы журналистской деятельности, необходимые в начальном общем образовании, активизировать роль семьи в педагогическом процессе детского сада.

Проведение ОП предполагается по следующему алгоритму: на первом этапе организуется выбор ребенком темы конечного продукта, определение алгоритма деятельности в ОП с учетом его интересов. (Например: статья «Как я помогал другу», видеорепортаж «Мы кормили птиц»). Результаты выбора ребенка фиксируются на стенде в логопедическом кабинете. Второй этап ОП предполагает практическую подготовку дошкольника реализации ОП на коррекционных занятиях логопеда, в совместной деятельности с воспитателем. Для этого предполагается использовать специальные логопедические приемы, расширение информации по планируемым темам волонтерских акций, выстраивание модели грамотного интервьюирования участников акций. Третий этап — интервьюирование, т.е. непосредственная реализация модели интервьюирования участников акций в ОП. Дети принимают участие в волонтерском мероприятии, задают интересующие их вопросы. Далее, работа концентрируется на составлении продукта ОП юными журналистами в виде «статьи», видеорепортажа, презентации.

Заключительный этап — презентационный. На этом этапе дети будут публично представлять (презентовать) свой продукт перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада. Видеорепортажи, «статьи», презентации предполагается располагать на сайте ДОУ, информационных экранах в вестибюле детского сада, в новостях телевидения п.Пангоды.

В интересах интенсификации педагогического воздействия предполагаю применение следующих педагогических технологий: социоигровая технология, технология интервьюирования, мнемотехники.

Учитывая ведущий вид деятельности дошкольников, для реализации проекта использую социоигровую технологию, которая способствует речевому и социальному развитию дошкольников в игровом общении со сверстниками. Данная технология предполагается как основная на протяжении реализации всего проекта, так как журналистская деятельность строится как игра-жизнь каждым ребенком, внутри группы и между микрогруппами. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Технологию интервьюирования предполагается применять на третьем этапе ОП. Используются специальные приемы «Коммуникатор» (умение задавать вопросы), схемы-подсказки (составление вопросов для рассказа описательного характера), «Ромашка Блума» (представление вопросов разного характера) Приложение 1. Данная технология способствует формированию и совершенствованию речевой активности ребенка. Дошкольники учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать интервью, выделять смысловые звенья диалога.

На этапе организации работы по составлению продукта предполагается использовать технологию мнемотехники, которая обеспечит умение дошкольников оперировать полученной информацией в процессе составления связного текста. Для каждой «статьи» (рассказа) будут разрабатываться мнемотаблицы, которые облегчат и ускорят процесс запоминания и усвоения текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Приложение 2

Рабочий план реализации проекта. Приложение 3

Первый этап организационно-подготовительный определяет следующие задачи: создание оптимальных условий для разработки и реализации проекта, определение и подготовка к участию целевой аудитории. Сроки реализации сентябрь-октябрь 2018 года. Содержание деятельности первого этапа:

*формирование междисциплинарных связей для реализации проекта;

*проведение диагностических мероприятий;

*консультативно — ознакомительная и информационно — аналитическая работа с родителями детей участников проекта.

Второй основной, практический этап предполагает проведение ОП в рамках социальных мероприятий институционального проекта волонтерского движения «Добрые сердца». Применение педагогических технологий для реализации ОП, а также возможность диверсифицировать план реализации проекта при необходимости. Сроки реализации октябрь 2018 года — апрель, май 2019 года.

Заключительный аналитический этап аккумулирует и мониторит полученные результаты реализации проекта. Обеспечивает открытость и публичность вопросов реализации проекта. Сроки реализации май — июнь 2019 года. Содержание деятельности по реализации задач третьего этапа:

*проведение диагностических мероприятий;

*обобщение и диссеминация опыта коррекционно-педагогической деятельности по проекту.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

Краткосрочные результаты:

Сформирован навык построения простых распространенных предложений с однородными членами, используют языковые средства для соединения структурных частей предложения.  Грамотно формулируют и задают вопросы, выстраивают ответ, дополняют, исправляют собеседника.

Сформировано умение выдвигать и выполнять общие коллективные решения,  работать на общий результат; быть готовым к взаимопомощи, поддержке, взаимозаменяемости.

Повышение коммуникативной и информационной компетенций родителей через нетрадиционные формы организации сотрудничества.

Долгосрочные результаты:

Сформирован оптимальный уровень речевой и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями, который способствует успешной адаптации их к школьной среде.

Повышение мотивации участников проекта к дальнейшему участию в школьной социально направленной волонтерской деятельности.

Оценка эффективности реализации проекта.

100%  детей участников проекта имеют большой словарный запас, грамматически и логически правильно строят предложения, умеют пересказывать рассказы, описывать, сравнивать предметы; речь последовательна, интересна по содержанию.

100% детей участников проекта вступают в контакт, высказывают свою точку зрения, умеют слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.  100% детей и родителей участников проекта, активно участвуют в мероприятиях проекта.

Оценка рисков.

Проявление нетерпимости, негативных эмоций к речевым проблемам детей участников проекта со стороны представителей общественных организаций. Во избежание подобных ситуаций необходимо заранее информировать интервьюера об особенностях речевого развития участников проекта.

Дальнейшее развитие проекта.

Включение в волонтерское движение большего количества детей, посещающих занятия учителя-логопеда. Участие детей-волонтеров и их родителей в мероприятиях детского сада и поселка Пангоды. Организация работы ресурсного пресс-центра на базе ДОУ.