Методическая разработка «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Автор: инструктор по физической культуре
Иванова Светлана Алексеевна

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 137 компенсирующего вида»  

города Чебоксары Чувашской Республики

Методическая разработка

«РАЗВИТИЕ

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

 У ДЕТЕЙ С  НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Автор: инструктор по физической культуре  

Иванова Светлана Алексеевна

-2018-

Содержание

Введение 4
1. Теоретическое обоснование проблемы 5
 1.1. Понятие о зрительно-двигательно-пространственной ориентировке 6
 1.2. Методы и средства  развития зрительно-двигательно-пространственной ориентировке 7
2. Аспекты реализации 8
3. Заключение 14
Литература 15

           Приложение

Введение.

Движение составляет основу любой детской деятельности. “Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями». Движение для детей – это лекарство, которое помогает развитию и становлению жизненно важных систем организма.

Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития, до 62% детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии, к старшему возрасту до 70% .

Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Частота случаев нарушений составляет 60–65% и зависит от характера зрительной патологии.

В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечается замедленность,  грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, фрагментарность, пропуск деталей техники движений, повторения упражнения с ошибкой, появление пауз при выполнении различных заданий, несформированность пространственных представлений, затрудненно само восприятие движений, быстрая утомляемость и вследствие этого потеря интереса к выполняемым заданиям.

Таким образом, можно говорить о необходимости целенаправленного обучения  детей с нарушением зрения способам установления зрительно-двигательных взаимосвязей (выполнение движений под контролем зрения), также углубленно заниматься развитием  зрительных функций через активную двигательную деятельность на занятиях физической культурой.

  1. Теоретическое обоснование проблемы.

«Механизмы пространственного познания играют значительную роль как для общего когнитивного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для реализации любой деятельности индивида во внешнем пространстве.  «Зрительное и пространственное познание тесно взаимосвязаны».

В научной литературе, касающейся обучения детей с нарушением зрения, можно встретить такие выражения, как: «зрительное восприятие пространственных отношений», «зрительная пространственная ориентировка», «зрительно-моторные координации», «ориентировочная реакция», «зрительно-пространственная ориентировка»,  «развитие пространственного восприятия», «зрительно-пространственное восприятие», «зрительно-двигательная ориентация» Причем, только два из перечисленных терминов имеют конкретную трактовку. «Зрительно-моторные координации – содружественные движения глаз и руки как внешние персептивные действия». «Ориентировочная реакция – сложная реакция индивида на новизну или изменение внешнего воздействия (стимула), создающая условия для его лучшего восприятия».

Рассматривая вышеупомянутые выражения с позиций физического воспитания  ребенка с нарушенным зрением по развитию зрительно-двигательных способностей у детей с косоглазием и  амблиопией, также существует такое понятие, как зрительно-двигательно-пространственная ориентировка (ЗДПО).  Другими словами, такая ориентировка, в которой функции зрения играет  существенную роль в координированном движении, а значит, при ее проведении можно было бы ясно видеть и достоверно констатировать трудности действий  ребенка в трехмерном пространстве, если у него нарушено зрение. Это предполагает создание таких упражнений в области физического воспитания, выполняя которые, ребенок, не обладающий  бинокулярным зрением, мог бы познавать глубину, протяженность и объем видимого пространства и понимать его через движение, зрительный контроль и анализ происходящего.

Следовательно, развитие ЗДПО являет развитием зрительного восприятия в различных  пространственных ситуациях на основе активно двигательного (физкультурного) процесса.

Для лучшего понимания ЗДПО сделаем небольшую преамбулу  касаемо пространственной ориентировки вообще.

       Пространственная ориентировка представляет собой  сложное образование, основанное на взаимодействие различных анализаторов и включающее систему высших психических функций в процесс овладения и практического  ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства. Рассуждая о пространственной ориентировке ребенка, подразумевается определение им своего положения  в некотором объеме пространства относительно каких-либо ориентиров (объектов, предметов, преград, своего тела и т. д.). Размеры пространства, в котором происходит ориентировка, позволяют делить на микро – и   макроориентировку.

Микроориентировка – это ориентировка на плоскости стола, на листе бумаги, на своем теле и т. д. Характерным критерием ее является то, что ребенок находится в некотором постоянном положении (сидя, стоя) и, существенно не меняя его, может взаимодействовать (движение рукой, ногой) с любым объектом или местом в микропространстве. Такими действиями могут быть: умывание, одевание, уборка на столе, рисование и т. д. Можно сказать, что объем микропространства определяется ограничением работы биомеханических звеньев человека без смены исходного положения. Такую ориентировку B.C. Сверлов, классифицируя ориентировку слепых, называет «ориентировкой в рабочем пространстве…: стол в быту, парта в школе, рабочее место… на производстве».  Он также выделяет осязательную ориентировку в области пальцев и кистей обеих рук и называет её «ориентировкой в предметопознавательном пространстве». Объем же макропространства весьма значителен. В нем невозможно взаимодействие с каким-либо объектом без предварительного передвижения. Макроориентировка более разнообразна и сложна, так как связана со зрительным поиском не только по направлениям, но и на разном расстоянии в глубину, с движением в пространстве, сменой положений тела, расчетом временных характеристик движений и т. д. Ее можно классифицировать на ориентировку на макроплоскости и в макропространстве. Пример ориентировки на макроплоскости хорошо представлен, когда ребенок передвигается по шведской стенке, прыгает по клеткам … Примером   ориентировки в макропространстве могут служить: гимнастические упражнения, преодоление полосы препятствий, танцы, игра в городки, бег, подвижные игры в спортзале или на улице, прогулки в лесу, езда на велосипеде, ориентировка в помещении (квартире, доме) и т. д.

Передвижение любого человека, использующего в той или иной степени зрительный анализатор, связано с выполнением двигательной пространственной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Для лучшего понимания условий, обеспечивающих ЗДПО, надо представить такие игровые виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, гандбол. В этих играх участники находятся в постоянном разнообразном движении, им приходите; ориентироваться в пространстве площадки (поля) относительно игроков движущегося мяча, ворот (баскетбольной корзины, волейбольной сетки), линии разметки в ограниченное время, а кроме того, получать и обрабатывать мяч с учетом вышеперечисленных ориентировок. Аналогичную ориентировку – с движущимися объектами и множеством координат, нужно предоставлять детям,  учитывая их зрительные возможности и постепенность в освоении упражнений.   

Система ориентировки и мобильность в значительной степени зависит от физического развития ребенка и его двигательной сферы. При этом следует учитывать, что дошкольный возраст – это период активного накопления знаний об окружающем пространстве, знакомства с новыми объектами, их свойствами, служащими ориентирами в предметном мире. Исследования слабовидящих дошкольников и детей с амблиопией и косоглазием Л.И. Плаксиной, Л.В. Рудаковой, Л.С. Сековец выявили заторможенность темпа развития и осуществление ориентировки в микро – и макро – пространстве, ошибки при выделении формы, величины, удалённости, пространственного расположения предметов по отношению друг к другу, это связано с монокулярным характером зрения, затрудняющим ориентировочные действия с объёмными объектами. Для таких детей характерно также недостаточно точное понимание и использование слов, обозначающих пространственные направления.  

Подколзина Е.Н. при изучении  дошкольников 3-4 лет с косоглазием и амблиопией, отмечает,  что дети испытывают: трудности при ориентировании в пространстве вокруг себя, в сохранении направления движения, часто его, меняя из-за осуществления контроля за движением только одним, лучше видящим глазом; трудности с разборными игрушками в выделении и соотнесении деталей, в их правильном расположении относительно друг друга, в следствии монокулярности зрения; отсутствие в их активном словаре слов, обозначающих пространственные признаки предметов и направления.

Таким образом, дошкольники с амблиопией и косоглазием в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении нуждаются в целенаправленной коррекции нарушений пространственной ориентировке.

В связи с этим,  Л.С. Сековец систематизировала  ЗДПО по степени усложнения и определили 4 разновидности этой ориентировки. Она разделяется по статико-динамическом) взаимодействию между ребенком (его зрительным анализатором) и спортивные предметом (ориентиром), за которым испытуемый производит зрительный контроль.

Первый вид ЗДПО подразумевает статическое положение и ребенка и ориентира.

Второй – статическое положение ребенка и движение ориентира.

Третий-передвижение ребенка и статическое положение ориентира.

Четвертый -динамику ребенка и ориентира.

Рассматривая зрительно-двигательно-пространственную  ориентировку как условие для развития физических качеств, можно констатировать, что упражняемость ЗДПО – это развитие координационных способностей ребенка на основе индивидуального восприятия пространства и зрительно-двигательной реакции в различных пространственных ситуациях с применением объектов-ориентиров. «Важной предпосылкой развития способностей является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми сочетаниями вступают в специфическое соединение и образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условнорефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков владеет»   ребенок, «тем легче он усваивает новые формы движений и лучше приспосабливается к существующим условиям». «Оберегая» ребенка с нарушением зрения от упражнений и игр ЗДПО, мы лишаем его не только возможностей познания и восприятия пространства, но и не развиваем те двигательные качества, которыми владеет нормально видящий ребенок, выполняющий ЗДПО. Необходимо вовремя избежать такого торможения в развитии двигательной сферы детей с нарушением зрения и предоставить им приемлемые пути гармоничного психофизического развития.

  1. Практические аспекты реализации.

Основной контингент детей, посещающих ДОУ № 137, составляют дети с амблиопией и косоглазием. Встречаются и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.

Я углубленно занимаюсь развитием  зрительно-двигательно-пространственной ориентировки в процессе проведения  занятий по физической культуре. Данной проблеме уделено мало внимания в научной, методической литературе.

В «Программах специальных ( коррекционных) образовательных учреждений IV  вида ( для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной, по которой работает наш детский сад, говорится, что  физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой:

  • достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия), ориентировки в пространстве, координации движений и др.);
  • коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку.

В программе «Физическое воспитание» М.А. Денисовой решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности детей и предшествующего двигательного опыта:

  • повышение двигательной активности детей путем создания  специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов.

Работу по развитию ЗДПО я начала в старших группах, потому что данная задача поставлена на четвертом году обучения в «Программах специальных  (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной.

В начале  года провела диагностику уровня развития зрительно-двигательно- пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного  возраста. Для этого использовала методику М, А. Мишина, которую адаптировала в соответствии с выбранной проблемой и со зрительными диагнозами, уровнем физического развития воспитанников и разработала критерии оценки. Данная методика  состоит из 4-х частей:

1.Статическое положение и ребенка  и ориентира – «Попади в цилиндр»;

2.Статическое положение ребенка и движение ребенка  – «Ловля шара-маятника»;

3.Передвижение ребенка и статическое положение  ориентира – «Пролезание в обручи»;

4.Динамика ребенка и ориентира  – «Ходьба по дорожке между качающимися шарами» (см. приложение ).

Было  продиагностировано   60 детей дошкольного возраста  с нарушением зрения.

Результаты диагностики  по выявлению уровня развития ЗДПО в начале года.

Таблица 1.

Статическое положение и ребенка  и ориентира Статическое положение ребенка и движение ребенка   Передвижение ребенка и статическое положение  ориентира Динамика ребенка и ориентира  
абс. % абс. % абс. % абс. %
высокий 8 13 7 12 10 17 15 25
достаточный 22 37 34 56 21 35 23 38
допустимый 30 50 19 32 29 48 22 37

На высоком уровне находятся дети, безошибочно справившиеся с заданием.

Дети владеют техникой выполнения большинства движений. Действуют в соответствии со зрительными, слуховыми сигналами. Обладают  значительным запасом двигательных навыков и умений. Проявляются элементы контроля за качеством выполнения упражнений. Соблюдает темп и ритм.  При выполнении 4 задания хорошо выполнили задание (Аня В., Таня Я., Андрей В., Миша С., Кирилл Ч. и др.)

   Достаточный уровень показали дети, которые при выполнении допускали небольшие ошибки. Они владеют основными элементами техники большинства движений. Способны самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного объяснения, показа. Реагируют при движении на сигналы, но не всегда действуют в соответствии с ними. Иногда замечают ошибки при выполнении движений.  ( Саша А., Люда С, Авенир С, Семен Г., Настя М., Ксения Н. и др.)

        Допустимый уровень составили дети, которые не справились с предъявляемыми заданиями. Допускали существенные ошибки в технике движений. Не соблюдали заданный темп и ритм, действовали  только в сопровождении показа педагога. Делали много лишних движений. Наблюдалось мышечное напряжение при выполнении движений, несогласованность движений рук и ног. Не всегда реагировали  на зрительные, слуховые сигналы. Быстро утомлялись.

         В работе по развитию ЗДПО наметила следующие этапы:

  1. – сочетание программного материала с ЗДПО;
  2. – разработка специальных упражнений по ЗДПО;
  3. – методическое обеспечение;
  4. – создание условий (среды) для проведения ЗДПО, работа   с социумом;

  1. Первое направление заключалось  в пересмотре содержания занятий по физическому воспитанию с позиций активизации зрения.   Я старалась эффективно соединять основные движения, ОРУ, упражнения, направленные на развитие определенных групп мышц и др. с ЗДПО. Для этого я использовала  такие спортивные снаряды (и упражнения с ними), которые позволяют (помогают) фокусировать зрение в процессе движения (упражнения с гимнастическими катками, с мячами, минибаскетбол). ( см. приложение 1  )

Проконсультировалась с врачом-офтальмологом, с врачом-педиатром, которые дали рекомендации, оценив физическое, нервно-психическое развитие детей, определив группу здоровья, затем были составлены  индивидуальные коррекционно- развивающие карты, разработала рекомендации родителям и педагогам: комплексы игр и упражнений с различными предметами (см. приложение ) . Составлен перспективный план  по развитию зрительно-двигательно- пространственной ориентировке у детей с нарушением зрения.

  1.   При разработке специальных упражнений ЗДПО я  обращала внимание на состояние координационных способностей (КС) детей с косоглазием и  амблиопией, которое, как правило, неудовлетворительное (патология зрения, гиперопека, гиподинамия и др. причины). Этот уровень  было необходимо повышать, так как «координационная способность», как  способность человека управлять движениями и   действиями, согласовывая их по усилию, во времени и в пространстве для достижения поставленной цели  рассматривается мной «как один из важнейших компонентов решения двигательных задач». Поэтому специальные упражнения ЗДПО отражали,  прежде всего, все виды этой ориентировки (4 вида) в сочетании с разновидностями КС (ориентационная способность, способность дифференцирования параметров движений, способность к равновесию, реагирующая способность, способность к перестроению двигательных действий, ритмическая способность). Наглядным примером специальных упражнений ЗДПО являются упражнения  минибаскетболом, упражнения с мячами у стены, упражнения приведенных выше тестов. В этих упражнениях и аналогичных им можно выделить присутствие зрительной гимнастики, но не статической, а динамической. Ее преимущества: игровая форма проведения, функциональная активность организма (а значит и органа зрения), глазодвигательный тренинг, психомоторное развитие ребенка  и др. Причем, в динамической гимнастике скорость движения глаз (в зависимости от скорости движения шара, мяча и других спортивных снарядов, находящихся по отношению к органу зрения в некотором скоростном перемещении) может быть различной. Медленная (и средняя) скорость снаряда позволяет проследить его движение, а также фокусировать на нем взгляд (работа аккомодационное мышцы), при большей скорости, контроль за объектом легче  осуществлять периферическим зрением. При этой гимнастики возможно так же тренировать и зрительные способности, сочетающие в себе и фокусировку, и периферическое восприятие.
  2. Методическое обеспечение было  направлено прежде всего на определение круга задач и способов их реализации с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Занятия ЗДПО, в конечном итоге, развивают ребенка и развивают его компенсаторные навыки. Для меня было важно   создавать у детей
    мотивацию (согласующуюся с возможностями) прослеживания и измерения изучаемых движений и  одновременно с этим преподать им данные движения, способы эффективной подачи. Тогда при выполнении упражнения у ребенка возникает   правильное представление пространства. За счет   познания своего движения в этом пространстве, основываясь на полисенсорном восприятии, он формирует адекватный образ движения, а значит и того пространства, в котором действует. Такому результату в работе  содействовало методическое обеспечение. Рассматривая часто встречающиеся физкультурные двигательные акты, такие как: бросок в баскетбольное кольцо, прокатывание мяча в ворота, бросок мяча через сетку и т. п., можно охарактеризовать их, как распространенные зрительно-двигательные акты. В связи с тем, что в них мяч (зрительный объект) направляется от ребенка вперед – в глубину пространства, детям с косоглазием и амблиопией такие упражнения следует начинать осваивать с минимального расстояния.

Например, Саша А.,  амбл. ср. степ.; дальн. сред, степ.; остр, зрен.: 0,5/0,2 б/о, 0,8/0,3 в/о, монок. х-р зрен., выполняя  действие, использует спортивный снаряд (мяч) , за которым происходит зрительное наблюдение и цель (кольцо, сетка, ворота), относительно которой, определяется пространственная точность. На первый взгляд все предельно просто. Но мне было важным  знать, что ребенок с нарушенным зрением действительно использует зрение и осуществляет слежение за мячом и в этом процессе понимает как движется объект в пространстве. В противном случае его бросок нельзя назвать зрительно-двигательным актом. Поэтому нужно было найти определенный педагогический подход к выполнению детьми с косоглазием и амблиопией известных и новых движений, который бы акцентировал работу зрительного анализатора, улучшал понимание объема пространства и влиял на ускорение формирования образа двигательного акта. Еще один пример.  Аня В, сх. кос. с парал. комп., дальноз. ср. степ. OU., амбл. выс. cтen.OS., остр. зрен.:0,8/ 0,1, монок. OD., 15-20 град. OS. При выполнении броска в кольцо необходимо было начинать обучение с конечного результата – попадания и связать это попадание, как уже упоминалось, с движением мяча сверху вниз, в пространстве над кольцом. Убедившись в понимании Аней данного образа, я просила ее выполнить несколько вариантов попаданий при низком расположении кольца: точно в центр, с касанием кольца, после отскока от щита.

Далее следует осваивать большее пространство вокруг кольца, то есть, то пространство, которое может быть между ребенком и кольцом на занятиях или в игре. Постепенно увеличивая расстояние до кольца, отодвигала Аню от цели на шаг, два шага и т. д. Вместе с этим,  просила ее выполнить различные варианты бросков. Затем приближала Аню к кольцу, но при этом повышаем уровень кольца. Бросая мяч при каждом новом уровне (вначале на близком расстоянии, затем на более и более дальнем), она осваивала различия в своих движениях. При неудачных попытках  просила продемонстрировать правильную траекторию мяча в пространстве и требовать его объяснений своим промахам. Таким образом, последовательно, у детей формируются образы бросков при низком (ниже уровня глаз), среднем (уровень глаз) и высоком (выше уровня глаз) положениях баскетбольной корзины.

  1. Широкие возможности для управления ЗДПО ребенка представляют игры, эстафеты, соревнования, преодоления полосы препятствий. В связи с этим, необходимо было позаботиться  об оформлении той среды, которую ребенок не мог бы использовать (исследовать) без способов ЗДПО. Условия проведения физкультурных занятий – это прежде всего подготовленное пространство. Мы оформили стены в физкультурном зале  в соответствии с рекомендациями В.Ф. Базарного, для упражнений с мячами, с гимнастическим катком. Вместе с тем существующие подходы к организации физического воспитания детей свидетельствуют, что приоритетное направление работы (физическое воспитание) в организации жизнедеятельности детей должно содержать задачи социальной адаптации, в  процессе которой ребенок учится понимать и преодолевать трудности, использовать свои потенциальные возможности в различных видах деятельности.

Правильному физическому воспитанию детей с нарушением зрения способствует  работа с родителями. Проведенное анкетирование 78 родителей выявило следующее:

– 60% родителей не осознают в достаточной мере трудности ребенка в движениях

(ответы в анкетах: «не любит подвижные игры, не хочет играть с мячом», «он малоподвижен»);

– главную задачу физического воспитания определяют как обеспечение страховки

при движениях, постоянный контроль, ограничение движений на улице и в квартире;

– в организации самостоятельных занятий детей дома 70% предпочтение отдают

рисованию, дидактическим играм, просмотру телепередач;

– на предложение создать дома мини-стадион, отвечали, что “это лишнее”;

– оказание помощи ребенку при выполнении упражнений не считают возможным.

Анализ анкетирования, проведенный в начале 2009 г. показал,  что более 50% родители недостаточно владеют информацией о значении физической культуры для лечебно-восстановительной работы и  оздоровления ребенка в целом.

В течение 2016-2018 учебных годов было проведено практическое занятие

« Использование нетрадиционного оборудования с детьми с нарушением зрения в домашних условиях»,  консультации, семинары: «Чтоб глаз как у орла», «Упражнения для восстановления зрения дома», «Азбука питания»,  «Ребенок и здоровый образ жизни», «Как развивать у ребенка зрительно-двигательную ориентировку». Пропаганде здорового образа жизни и обеспечению преемственности в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ способствует организация конкурсов семейных плакатов «О пользе физкультуры»,  «В здоровом теле, здоровый дух»; проведение совместных детско-взрослых физкультурно-спортивных праздников, развлечений: «День Защитника Отечества», «Папа, мама, я – спортивная семья»». Традиционными в детском саду стали Дни и Недели здоровья, спортивные праздники и развлечения: «Масленица», «День защиты детей», «Любим, закаляться, спортом заниматься»; интегрированные занятия: «Как от нас  болезнь ушла», «В гостях у белочки» и др. Анкетирование, проведенное в мае 2010 г. выявило позитивную динамику интереса к физическому развитию, укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма у детей средствами физической культуры и системы закаливания – 87% родителей из опрошенных.

( см. приложение    )

После проведенной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий, игр и упражнений  провела открытое занятие для педагогов ДОУ. В мае провела повторную диагностику на выявление уровня развития зрительно – двигательно-пространственной ориентировки.(см. приложение   )

Таблица 2 .

Статическое положение и ребенка  и ориентира Статическое положение ребенка и движение ребенка   Передвижение ребенка и статическое положение  ориентира Динамика ребенка и ориентира  
абс. % абс. % абс. % абс. %
высокий 27 45 30 50 24 40 33 55
достаточный 23 37 21 36 24 40 20 33
допустимый 10 18 8 14 12 20 7 12

Сравнительный анализ показал, что  высокий уровень развития ЗДПО в процессе целенаправленной и систематической работы повысился с 10 детей (18%)  до 29 детей (48%), на достаточном уровне – с 25 ( 41%) уменьшился до 22 детей(37%), а допустимый уровень значительно  уменьшился – с 25детей ( 41%) до 9 (15%).

Положительным результатам способствовали в первую очередь :

  1. Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом патологии зрения.
  2. Использование в работе  спортивных снарядов, разработанных игр и  упражнений по ЗДПО. Применительно к детям с косоглазием и амблиопией   введение таких игр и упражнений в систему коррекционных занятий по физической культуре диктуется тем, что амблиопичному глазу необходима тренировка для активизации его деятельности, и, в то же время, в процессе зрительного анализа и контроля за выполнением движений формируются зрительно-двигательные взаимосвязи, которые у этих детей отстают от нормы
  3. Выполнение коррекционных упражнений в различных видах детской деятельности.  Упражнения ЗДПО формируют адекватное восприятие окружающего. Они запускают процесс измерения и оценки свойств объектов в трехмерном пространстве. Благодаря чему у ребенка складываются представления о том, какие признаки проекции зрительно-двигательных ситуаций на сетчатке служат показателями тех или иных пространственных отношений. Эти «входные сигналы для зрительной системы» заставляют ее вести правильный поиск.
  4. Осуществление взаимосвязи  работы специалистов ДОУ и медицинского персонала.

Заключение.

    Опираясь на современные исследования, мы видим, что особая роль  в развитии детей с нарушением зрения, в коррекции отклонений, которые им вызваны, компенсации особая роль принадлежит физическому воспитанию.

   Знание особенностей зрения каждого ребенка позволило подобрать такие методы и приемы, создать соответствующие условия, подобрать правильное оборудование и тем самым помочь решению задач по развитию зрительно-двигательно-пространственному ориентирования, умению детей правильно оценивать пространственные отношения.

        Мы установили, что эффективность данной работы зависит от соблюдения ряда условий: создание комфорта для зрительных функций, правильное построение комплекса с учетом особенностей детей с нарушением зрения, индивидуально- дифференцированный подход, создание у детей эмоционально – положительного отношения к упражнениям ( игровые и сюжетные моменты), учет состояния здоровья детей.

Литература.

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. 304 с.
  2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. 365.
  3. Григорьева Л.П. Особенности зрительного опознания изображений слабовидящими детьми Дефектология. 2000. 2. 22-25.
  4. Григорьева Л.П., Сташевский С В Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М., 1990. 58 с.
  5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
  6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 270 с.
  7. Лурье Н.Б. Коррекционно-развивающая работа со слабовидящими школьниками. М.: Просвещение, 1979. 103 с.
  8. Плаксина Л.И. Коррекционно-воспитательная работа по развитию пространственных преставлений у детей с амблиопией и косоглазием Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей. М.: ВОС, 1980. 12-19.
  9. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. М.: ВОС,2006, 15.
  10. Плаксина Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников Дефектология. 2003. 4. 68-70.
  11. Подколзина Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием амблио пией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки Дефектология. 2007. 3. 74-77.
  12. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией: Автореф. дисс… канд. пед. наук. М 1998. 19 с.
  13. Сековец Л.С. Коррекционная работа в процессе физического воспитания дошкольников с монокулярным характером зрения: Автореф. дисс… канд. пед. наук. М 1985. 2 0 с.
  14. Сенсорное воспитание дошкольников Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддъякова. М: Просвещение, 1969.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1.

Перспективный план, для развития ЗДПО ( игры с мячом)

Месяц Оборудование Содержание работы Возрастная  группа
Октябрь мяч Подготовительный этап.

– прокатывании по линии.

средняя старшая выпускная
«бильбоке» 1 этап: Знакомство

1.Упражнение: «Падение в сачок»

– из основной стойки.

-из положения, стоя на колене

средняя старшая выпускная
Ноябрь мяч -Отбивание  мяча о пол двумя руками с последующей ловлей.

 – ходьба по определенной дорожке или по линии с отбиванием мяча 2 руками   

– целевая точность   

средняя

старшая

выпускная

выпускная

«бильбоке» 2. Упражнение: «Раскачать шар»

  – в направлении вперед – назад

– в направлениях влево – вправо

– раскачать шар влево – вправо и поймать его свободной рукой

1: в любой «удобный» момент,

2: по сигналу

– упражнение в парах: один раскачивает, другой ловит его двумя руками (1: в нижней точке траектории, 2: в верхней точке, 3: по сигналу)                                                                                   

средняя

старшая

выпускная

старшая

выпускная

выпускная

Декабрь мяч  – Отбивание  мяча о пол двумя руками с дифференцированной силой

 – целевая точность (повторение)

средняя

старшая

выпускная

«бильбоке» 3. Упражнение: «Вращение шара»

– вращение шара над обручем

– вращение шара (минибаскетбола) на вытянутой руке вокруг своей оси, так чтобы шар двигался по кругу (1: с легким касанием пола, 2: на определенной высоте от пола, 3: любым из перечисленных способов, с определенным количеством оборотов, точкой отсчета может быть любая метка на полу)

средняя старшая выпускная
мяч  – целевая точность (закрепление)

  – «Поймай мой мяч»

средняя

старшая выпускная

«бильбоке»   2этап: Метризация (через время, пространство, усилие)

1. «Шар в ворота».

– качание шара между стойками при разной ширине между ними

– прохождение шара через ворота (стойки) только в одном направлении

1: движение по небольшому эллипсу;

2:- по четырехугольной восьмерке

средняя

старшая выпускная

выпускная

Февраль мяч 1этап: броски: снизу, от груди, от плеча одной рукой, из-за головы (средний мяч) средняя

старшая выпускная

«бильбоке» 2. «Вращение шара вокруг стойки»

– вращение шара вокруг стойки

– вращение шара вокруг стойки по сигналу поймать шар свободной рукой;

-поймать шар свободной рукой на определенном обороте

средняя

старшая выпускная

выпускная

Март мяч -броски: снизу, от груди, от плеча одной рукой, из-за головы с разными по величине мячами средняя

старшая выпускная

«бильбоке» 3. «Поймать рыбу»

-мягкий модуль-квадрат

– использовать вместо бассейна  аналогичные мягкие модули

средняя

старшая выпускная

старшая выпускная

Апрель мяч -упр. «Серия бросков» в цель по выбору ребенка средняя старшая выпускная
«бильбоке» «Поймать рыбу»

-мягкий модуль-квадрат (закрепление)

4. «Забросить наверх»  

– линия  и.п. ограничена веревкой

– линия и.п. ограничена скамейкой

– забросить на определенный удар бубна

средняя старшая

выпускная

Май мяч -упр.«Бросок в одну цель» (на фиксированном расстоянии)

 -упр. «Бросок в цель и ловля после отскока»

средняя старшая выпускная
«бильбоке» 5. «Одна рука бросает, другая ловит»

– подбросить шар вверх, затем при падении шара вниз, поймать его сачком

старшая выпускная
Июнь мяч 2этап-броски в стену

-упр. «Бросок в цель и ловля после отскока»

ловля мяча, брошенного в стену (средней величины)

– работа в паре: передача и прием мяча друг другу,  хватом сверху, снизу (не совершая бросок)

– бросок мяча с одного расстояния, но на разную высоту

– бросок мяча с разного расстояния (с разными мячами, с изменением способов бросков)

– бросок мяча, постепенно увеличивая дальность броска

–  бросок мяча по словесному указанию, по карточкам

средняя

старшая, выпускная

«бильбоке» 6. «Отгадай где шар?»

– второй ребенок отводит шар и отпускает его, первый отгадывает направление качания шара (вперед-назад, влево-вправо)

– отводит шар с натянутой леской влево, вправо, вперед

средняя старшая выпускная
Июль мяч 3 этап – Упражнения на качественное выполнение.

– цели определяются показом цифр

– педагог называет три цели ребенку, тот выполняет броски по памяти, согласно услышанной последовательности

-броски с определенного расстояния

– в каждую цель бросок делается с определенного расстояния

-игра в парах: роль педагога выполняет ребенок через5-6 бросков меняются

средняя

старшая выпускная

выпускная

«бильбоке» «Отгадай где шар?»

– отводит шар с натянутой леской влево, вправо, вперед

7. «Управляй одной рукой»

– раскачать шар вперед- назад, подбросить вверх, и поймать

средняя

старшая выпускная

Август мяч Закрепление, пройденного материала. средняя, старшая, выпускная
«бильбоке» «Отгадай где шар?»

– второй ребенок отводит шар и отпускает его, первый отгадывает направление качания шара (вперед-назад, влево-вправо)

– отводит шар с натянутой леской влево, вправо, вперед

9. «Попади в чужой сачок»

– чужой сачок на уровне пояса

– на уровне груди

средняя

старшая выпускная


Приложение 2.

Диагностика развития зрительно-двигательно-пространственной

ориентировки у детей с нарушением зрения

(по М.А. Мишину),  

адаптированная инструктором по ФИЗО Ивановой С.А.

1.Статическое положение и ребенка  и ориентира – «Попади в цилиндр»

Цель: определить способность ребенка оценивать в статическом положении расстояние  до цели (расст. 30см) посредством попадания в неё шаром за счет свободного падения.

Параметры оценки: и.п., техника прицеливания, техника выполнения, точность попадания, время выполнения.

2.Статическое положение ребенка и движение ребенка  – «Ловля шара-маятника»

Цель: Определить способность ребенка оценивать расстояние до приближающего шара, умение координировать свои действия и четко срывать  подлетающий шар одной рукой и, соответственно два подлетающих шара – двумя руками одновременно.

Параметры оценки: и.п., заступ за линию, техника срывания шара (промах, касание рукой, сбивание, выскальзывание, «веревочный хват»)

3.Передвижение ребенка и статическое положение  ориентира – «Пролезание в обручи»

Цель: Определить умение детей группировать тело при пролезании через обруч, умение найти в пространстве оптимальный маршрут последовательного пролезания через них.

Параметры оценки: техника пролезания, количество касаний ребенком обручей, маршрут передвижения, количество пропущенных обручей, время выполнения.

4.Динамика ребенка и ориентира  – «Ходьба по дорожке между качающимися шарами»

Цель: Определить способность объемного видения (дорожку и качающиеся шары)

риложение 3.

Критерии  оценки ЗДПО

Тест № доступный достаточный высокий
1 Попаданий нет,   испытывает значительные трудности в ориентировке при расположении предметов на одной вертикальной прямой с целью. Попадание с 3 попытки, без наклона туловища вперед Ребенок располагает шар точно над цилиндром, попадание с 1 попытки, не наклоняется вперед
2 После словесных инструкций и показа, многократных попыток ловит подлетающий шар. После словесных инструкций ловит подлетающий шар 1 рукой Ребенок координирует свои действия с объектом, ловит шар одной рукой с1-2 попытки
3 Не соблюдает технику пролезания, не сохраняет маршрут в памяти после показа Выполняет задание после словесного указания и показа,  справляется с техникой пролезания, но пролезает не в каждый обруч Ребенок соблюдает технику пролезания через обруч, у ребенка минимальное количество касаний, самостоятельно выбирает оптимальный маршрут движения
4 Не справляется с заданием или отказывается его выполнять Выполняет задание после словесных указаний и показа, передвигается прямо с остановками, не выдерживает время выполнения Сохраняет  равновесие, находясь на дорожке, идет по прямой, правильно оценивает расстояние до шара, уверенно продвигается без временных затрат.

Приложение 4.

Этапы обучения  «Бильбоке», минибаскетбол.

 1 этап: Знакомство

1.Упражнение: «Падение в сачок»

Варианты выполнения:

– из основной стойки.

-из положения, стоя на колене

Акценты:- сачок на уровне груди или пояса

                – отпускать шар одновременным разжатием пальцев, а не броском.  

                 – между поднятым шаром и центром сачка вертикаль

  1. Упражнение: «Раскачать шар»

Варианты выполнения:

– в направлении вперед – назад

– в направлениях влево – вправо

– раскачать шар влево – вправо и поймать его свободной рукой (1: в любой «удобный» момент,2: по сигналу)

– упражнение в парах: один раскачивает, другой ловит его двумя руками (1: в нижней точке траектории, 2: в верхней точке, 3: по сигналу)

Акценты: – сачок держать горизонтально

                – движения управляющей руки (руки с сачком) незначительны по

                   амплитуде

                – зрительный контроль за движением шара

                – готовность схватить качающийся шар.

  1. Упражнение: «Вращение шара»

Варианты выполнения:

– вращение шара над обручем

– вращение шара (минибаскетбола) на вытянутой руке вокруг своей оси, так чтобы шар двигался по кругу (1: с легким касанием пола, 2: на определенной высоте от пола, 3: любым из перечисленных способов, с определенным количеством оборотов, точкой отсчета может быть любая метка на полу)

Акценты: – при вращении шара вокруг обруча сачок держать горизонтально

                 – равномерное количество вращений в разных направлениях

2этап: Метризация (через время, пространство, усилие)

  1. «Шар в ворота».

Варианты выполнения:

– качание шара между строками при разной ширине между ними

– качание шара под удары бубна

– прохождение шара через ворота (стойки) только в одном направлении (1: движение по небольшому эллипсу; 2:- по четырехугольной восьмерке)

Акценты: – сачок держать горизонтально

                 – движение управляющей руки (руки с сачком) незначительны по     

                    амплитуде

                  – зрительный контроль прохождения шара в ворота

  1. «Вращение шара вокруг стойки»

Варианты выполнения:

– вращение шара вокруг стойки по сигналу поймать шар свободной рукой;

-поймать шар свободной рукой на определенном обороте

Акценты: –  сачок держать горизонтально точно над стойкой

                 – вращение в разных направлениях

                 – замедлить вращение шара перед ловлей.

  1. «Поймать рыбу»

Варианты выполнения:

– использовать вместо бассейна  аналогичные мягкие модули

-мягкий модуль-квадрат

Варианты выполнения:

Акценты: –  держать сачок горизонтально

                 – вытягивать шар на ребро бассейна

                 – замедлить и остановить движение шара на ребре бассейна

  1. «Забросить наверх»

Варианты выполнения:

– линия  и.п. ограничена веревкой

– линия и.п. ограничена скамейкой

– забросить на определенный удар бубна

Акценты: – оценка расстояния до струны

                – перед выполнением представлять полет шара к струне

                – шар должен притормаживать свое движение приближаясь к струне

               – во время полета шара добавить импульс для его подъема вверх, а затем мягко      остановить руку с сачком и следить за шаром

                 – не выбрасывать управляющую руку вперед и вверх, к струне

  1. «Одна рука бросает, другая ловит»

 Варианты выполнения:

– подбросить шар вверх, затем при падении шара вниз, поймать его сачком

Акценты: – оптимальная сила броска

                – сачок держать горизонтально на уровне груди

                – подбросить шар выше уровня глаз

                – подготовить руку  с сачком к ловле

                 – «мягкость» коленей (подготовка к возможному приседанию при ловле шара)

  1. «Отгадай где шар?»

Варианты выполнения:

– второй ребенок отводит шар и отпускает его, первый отгадывает направление качания шара (вперед-назад, влево-вправо)

– отводит шар с натянутой леской влево, вправо, вперед

Акценты: – держать сачок горизонтально

                 – чувствовать вес шара при его колебаниях, момент нахождения в различных точках      траектории

                 – плавные движения второго ребенка.

  1. «Управляй одной рукой»

Варианты выполнения:

– раскачать шар вперед- назад, подбросить вверх, и поймать

Акценты: – сачок держать горизонтально

                 – плавные движения управляющей руки (руки с сачком)

                 – подбрасывать шар над сачком за счет кругового движения

                 – подготовить руку с сачком к ловле .

  1. «Попади в метку на стене»

Варианты выполнения:

– раскачать шар, попасть им в метку на стене, после отскока поймать его сачком

Акценты: – сачок держать горизонтально

                 – быстрое приседание

                 – представлять то пространство, куда отскочит шар

                 – быстро опускать сачок

                 – подготовить руку с сачком к ловле    

  1. «Попади в чужой сачок»

Варианты выполнения:

– чужой сачок на уровне пояса

– на уровне груди

Акценты: – качание шара должно быть плавным

                   – шар должен быть сориентирован на цель  в вертикальной плоскости ( плоскости качания)

Приложение 5.

Игры с мячом для развития ЗДПО

 

            Подготовительный этап  (октябрь, ноябрь).

  1. Прокатывании по линии:

Акценты: – прицеливание

                – плавный бросок

                – ловля двумя руками катящегося мяча

                – продолжительная концентрация взгляда на мече

2.Отбивание  мяча о пол двумя руками с последующей ловлей.

Акценты: – правильный хват мяча

                 – бросок и ловля мяча

                 – ходьба по определенной дорожке или по линии с отбиванием мяча 2 руками

                 – целевая точность

Упражнение    «Поймай мой мяч» ( бросая мяч в цель о пол или в стену , одновременно следят за действием партнера и движением его мяча, затем делают приставной шаг вправо, влево и  ловят чужой мяч после отскока)

1этап: обучать разным видам бросков: снизу, от груди, от плеча одной рукой, из-за головы

Упражнение    «Серия бросков»

 Варианты проведения:

– с разными мячами

– с любого расстояния

– с определенного расстояния

– броски любым способом

– броски заданным способом

Упражнение      «Бросок в одну цель» (на фиксированном расстоянии)

Акценты: – точность

                 – быстрота

                 – техника исполнения

Варианты проведения:

– одновременно по сигналу (свисток, показ карточки с цветом, формой цели)

– последовательно (друг за другом) по отдельной команде для каждого участника

– бросок любым способом

– бросок заданным способом

– с разными мячами

Упражнение   «Бросок в одну цель, стоя спиной»

Акценты: – точность

                 – быстрота

                 – техника исполнения

Варианты проведения:

– одновременно по сигналу

– последовательно (друг за другом) по отдельной команде для каждого участника

– бросок любым способом

– бросок заданным способом

– с разными мячами

Упражнение  «Бросок в цель и ловля после отскока»

Варианты проведения:

Варианты проведения:

– большим или средним мячами любым способом

– то же после броска заданным способом

– теннисным мячом правой и левой рукой

2 этап: учить ребенка ловить мяч, брошенный в стену

Акцент: – внимание на приближение мяча

Варианты проведения:

–  со средним мячом

– обращение к прошлому опыту ловли мяча разными способами (сверху, снизу)

– работа в паре: передача и прием мяча друг другу,  хватом сверху, снизу (не совершая бросок)

– бросок мяча о стену в любую цель

– бросок мяча с одного расстояния, но на разную высоту

– бросок мяча с разного расстояния (с разными мячами, с изменением способов бросков)

– бросок мяча, постепенно увеличивая дальность броска

–  бросок мяча по словесному указанию, по карточкам

– упражнение в парах (первый бросает, второй за его спиной готовится  поймать мяч)

3этап:  учить следить за  качественным выполнением заданий, умением контролировать свои действия.

Акцент: – точность выполнения

              – качество выполнения

Варианты проведения:

– цели определяются показом цифр

– педагог называет три цели ребенку, тот выполняет броски по памяти, согласно услышанной последовательности

-броски с определенного расстояния

– в каждую цель бросок делается с определенного расстояния

-игра в парах: роль педагога выполняет ребенок через5-6 бросков меняются

Приложение 6.

О.Р.У. с гимнастическим катком.

Комплекс № 1.

1.Упр. «Круговые вращения над головой»  

  И.п. – ноги на ширине плеч, руки с катком вверху.

на1- правая рука с катком над головой выполняет круговые вращения, взгляд на каток, левая рука на поясе.

на 2- передача катка в другую руку.

2.Упр. «Наклоны вперед»

И.п. – ноги на ширине плеч, каток в руках наверху, взгляд направлен вперед

на 1 – руки перед собой, взгляд на каток

на 2 – каток на правую ногу, прослеживаем движение катка по ноге до носочка и обратно

на 3 – руки перед собой, взгляд на каток

на 4 –  руки вверх взгляд прямо.

  1. Упр. «Наклон в сторону»   

И.п.:   ноги на ширине плеч, руки с катком над головой, взгляд направлен на каток      

на 1- руки в стороны, левая рука с катком  взгляд на каток

на 2-  правая рука на пояс, левая с катком – на туловище выше пояса

на 3- наклон влево с одновременным прокатыванием катка по туловищу и ноге (ниже колена) взгляд направлен на каток

на 4- руки в стороны, поворот головы  в сторону катка, взгляд на каток

5- и.п. все повторить в другую сторону.

4.Упр. «Приседания»   

   И.п.: о.с., каток в руках внизу.  Взгляд направлен вдаль, присесть, руки с катком вперед, посмотреть на каток, вернуться в и.п.

  1. Упр. «Растяжка»

И.п.: сидя на полу, руки и ноги на каток около себя

На 1 –  вытяжение ног максимально вперед

На 2 –и.п.

6.Упр.  «Дружба» одновременное поднимание ног  и рук

И.п.: лежа на полу, ноги вместе, руки наверху, в руках каток

На 1 – одновременное поднимание рук и ног, с касанием

На 2 –и.п.

7.Упр. «Сурки»

И.п.: лежа на животе, ноги вместе каток впереди в руках

На 1 – подкатываем каток прямыми руками к себе

На 2 – движение глазами вправо – влево

На 3 – и.п.

8.Упр. «Змея»

1 вариант

И.п.: стоя на коленях в упоре на руки (каток)

на 1 – одновременно вытянуть руки вперед и сесть на пятки, взгляд на каток

на 2 – медленно прокатить каток вперед и лечь на живот, взгляд на катке (руки не касаются пола)

на 3 – в обратном порядке вернуться в и.п.

2 вариант

И.п. тоже

на 1- переход из и.п. непосредственно  в положение лежа

Комплекс № 2.

1.Упр. «Круговые вращения над головой»  

  И.п. – ноги на ширине плеч, руки с катком вверху.

на 1- правая рука с катком над головой выполняет круговые вращения, взгляд на каток, левая рука на поясе.

на 2- передача катка в другую руку

  1. Упр. «Наклон в сторону»   

И.п.:   ноги на ширине плеч, руки с катком над головой, взгляд направлен на каток      

на 1- руки в стороны, левая рука с катком  взгляд на каток

на 2-  правая рука на пояс, левая с катком – на туловище выше пояса

на 3- наклон влево с одновременным прокатыванием катка по туловищу и ноге (ниже колена) взгляд направлен на каток

на 4- руки в стороны, поворот головы  в сторону катка, взгляд на каток

5- и.п. все повторить в другую сторону.

  1.  Упр. «Наклоны к кегле»

И.п.: сидя на полу, ноги широко расставлены, по середине кегля

На 1 – прокатываем каток к правой ноге, взгляд на кеглю

На 2 – прокатываем каток к левой ноге взгляд на кеглю

На 3 – прокатываем каток к кегле. взгляд на кеглю

  1. Упр. «Радуга»

И.п.: лежа на спине, руки вверху, каток в руках

на 1- руки  в стороны, взгляд на каток

на 2 – и.п.

на 3- в другую сторону

5.Упр. «Рыбка»

И.п.: лежа на полу каток в руках наверху

на 1- одновременно поднять руки и ноги, каток в вытянутых руках

на 2 –и.п.

6.Упр. «Змея»

1 вариант

И.п.: стоя на коленях в упоре на руки (каток)

на 1 – одновременно вытянуть руки вперед и сесть на пятки, взгляд на каток

на 2 – медленно прокатить каток вперед и лечь на живот, взгляд на катке (руки не касаются пола)

на 3 – в обратном порядке вернуться в и.п.

2 вариант

И.п. тоже

на 1- переход из и.п. непосредственно  в положение лежа

7.Упр. «Приседания»   

   И.п.: о.с., каток в руках внизу.  

 -на 1 – взгляд направлен вдаль,

 -на 2 –  присесть, руки с катком вперед, посмотреть на каток,

 -на 3 – вернуться в и.п.

8.Прыжки  в стойке

И.п.: ноги вместе, каток  в руках на уровне груди

на 1 – прыжок, руки с катком вверх, взгляд на каток

на 2 – и.п. (2раза по10-20 прыжков)

Приложение 7.

Диагностика ЗДПО

1 тест     «Попади в цилиндр»

Содержание задания:

Испытуемому предлагается одной рукой взять шар (диаметр 7,5 см. и вес 40 гр.), расположить его над цилиндром так, чтобы при разжатии пальцев, шар свободно падал в цилиндр (картонная труба с внутренним диаметром 9 см и высотой 30 см). Цилиндр находился в 30 см от стоп ребенка.

В усложненном варианте ребенку предлагалось попасть в цилиндр, стоя на стуле

Цель: Мы хотели определить способность ребенка оценивать в статическом положении расстояние до прямой, определяющей правильное направление движения к цели, расположенной на полу (на расстоянии 30 см) посредством попадания в неё шаром за счет свободного падения.

Параметры уровневой оценки: исходное положение, техника прицеливания, техника выполнения, точность попадания, время выполнения.

Психолого – медико-педагогический анализ

Главное, что требовалось от ребенка в данном задании, это расположить шар точно по вертикали над цилиндром, а затем просто разжать пальцы.  Далее шар падал в цилиндр. На первом этапе тестирования дети с нарушением зрения подавали вперед и тело или наклоняли вперед туловище, а также часто осуществляли  бросок от лица. Дети с косоглазием и амблиопией наклонялись вперёд, чтобы приблизить глаз к вертикали цилиндра и увереннее ориентироваться. Из этого следует, что у этих детей при монокулярном характере зрения   прицеливание начинается с «вывода» глаза на одну прямую с целью или с его приближения к этой прямой.

После показа некоторые дети с косоглазием и амблиопией, повторяя   действия педагога, осуществляли броски с вытянутой вперёд рукой, но  они не «улавливали» правильное расстояние до цилиндра, о чем свидетельствует низкий процент попаданий. Часто и само прицеливание производилось не ради попадания, а как дежурное действие подражанию, не подкрепленное точными ощущениями, опытом и  знаниями. Обнаружилась также характерная особенность наклона головы у детей с заклейкой во время прицеливания, которую мы объясняем более удобным для них способом измерения пространства. Взгляд «со стороны» одним глазом позволяет чуть лучше увидеть  расстояние от шара до цели, но всеже не гарантирует выполнение необходимого совмещения по вертикали, поэтому ребенок промахивается.

Следовательно, мы делаем вывод, что при монокулярном характере зрения дети с косоглазием и амблиопией испытывают трудности в ориентировке при расположении предметов на одной вертикальной прямой и измерении пространства из основной стойки на плоскости пола.

Тест второй: «Ловля шара-маятника».

Содержание задания:

Ребенок, находясь в основной стойке, должен поймать шар (диаметр 7,5 см.), который подлетает к нему спереди. Шар, подвешенный на шнуре, перемещался как маятник: с расстояние 3 метров он двигался на ребенка, и на расстоянии 30 см от лица ребёнка он менял своё направление на противоположное

Цель: Мы хотели определить способность ребенка оценивать расстояние до приближающей шара, умение координировать свои действия и четко срывать подлетающий шар одной рукой.

Мы предполагали, что если у детей имеются трудности в определении расположения  подлетающего шара, то они тем или иным образом проявятся в его ловле. Размер шара был подобран таким образом,  что позволял поймать его лишь в случае чёткого совмещения с ладонью, что возможно при хорошем контроле расположения шара в пространстве и соответствующей координации руки  и пальцев.

Параметры уровневой оценки: исходное положение, заступ за линию, количество неудачных попыток, техника срывание шара (промах, касание рукой, сбивание, выскальзывание, «веревочный хват» и т. д.).

Психолого-педагогический анализ задания

В данном тесте, когда на ребенка двигался шар (с 3 метров расстояние сокращается до 30 сантиметров) у него должны работать такие функции глаза, как аккомодация и конвергенция, острота зрения, глубинное зрение, прослеживающие функции. У детей с косоглазием и амблиопией реагирование на подлетающий шар было несвоевременным. Это связано с тем, что ребенок, при отсутствии бинокулярного зрения, плохо оценивает расстояние до подлетающего шара. По этой причине мы наблюдали много промахов. Чтобы «улучшить» координацию, дети с косоглазием и амблиопией использовали две руки, которыми действовали более успешно. Когда испытуемый промахивался и шар начинал удаляться, ребенок иногда делал шаг вперед в надежде достать улетающий шар еще одним движением руки, но это считалось ошибкой. Промахи ребенка указывали на плохое видение, его хватательные движения рукой несогласовывались с подлетом шара: опережали подлет шара или запаздывали. Этим также объясняются частые касания детьми шара, они не могли схватить его при ловле предложенным им хватом сверху. Поэтому после нескольких неудачных попыток дети начинали пробовать другие варианты схватывания подлетающего шара. Они действовали по-разному: пытались сбить шар, меняли хват на нижний, хватали рукой веревку, а затем уже шар, или прижимали шар к лицу или груди, делая перед этим загребательные движения всем плечом, но ни разу не могли четко «положить» шар в ладонь (это наблюдалось только после обучения) и вовремя сжать пальцы. Исходное положение во всех случаях было не ярко выражено, хотя постановку согнутой руки перед собой с открытой ладонью дети с косоглазием и амблиопией усвоили.

После словесной инструкции и показа, многократных попыток дети ловили подлетающий шар .

Тест третий «Пролезание в висячие обручи»

Содержание задания

Дети выполняли пролезание через обручи (диаметр 70 см.), которые располагались в шахматном порядке в центральной части спортивного зала, на расстоянии 15 см от пола. Цель: Мы хотели определить умение детей группировать тело при пролезании через обруч, а также умение найти в пространстве, в котором висят четыре обруча, оптимальный маршрут последовательного пролезания через них.

Параметры уровневой оценки: техника пролезания, количество касаний ребёнком обручей, маршрут передвижения от обруча к обручу, количество пропущенных обручей, время выполнения.

Психолого-педагогический анализ

Само пролезание в обруч, как двигательный акт, требует от ребёнка умения сохранять равновесие (особенно в моменты шагания в него и «вышагивания»- вынимания ноги из обруча), контролировать центр обруча, прижимать руки к телу, группировать тело и направлять его в центр обруча с некоторым ускорением. Большинство детей с косоглазием и амблиопией пролезали в обруч медленно, если же они увеличивали скорость, что наблюдалось после показа, то возрастало количество касаний обруча. Выполнение задания ребёнок начинал с того, что сгибал туловище под прямым углом и в таком положении медленно просовывал голову в обруч. Часто дети просовывали голову, а затем и туловище не в центр обруча, а чуть ниже, выше или в сторону от центра. В результате чего при последующем шаге, в момент балансирования (удержания равновесия), легкое колебание туловища приводило к касанию обруча. Иногда дети, чтобы не потерять равновесие просовывали в обруч голову и руки одновременно, вставая после этого на четвереньки. Затем они проносили через обруч ноги и таким же способом преодолевали следующие обручи. Были случаи, когда ребенок подходил к обручу, хватал руками его края на уровне плеч, а затем пролезал в него, не отпуская обруч до последнего момента.

Выбор маршрута пролезания через четыре обруча дети с нарушением зрения разнообразили до нескольких вариантов  Дети часто пропускали обручи, т. е. пролезали не в каждый из четырех. Мы сделали вывод, что пропущенные обручи выпадают из пространственного представления ребенка по причине нарушенного зрения (в том числе и ограниченного поля зрения).  

В этом задании мы смогли определить возможности глубинного зрения ребенка, которое позволяет в норме видеть все обручи и расстояния до них; периферического зрения и поля зрения, когда в момент пролезания тело надо направить в центр обруча, контролируя при этом его границы. Здесь ребенок с заклейкой оказывается в более трудных условиях, т. к. поле зрения его уменьшено. Также важны и глазодвигательные функции, которые задействованы и в момент пролезания и после него, когда требуется быстро найти в пространстве следующий обруч – ближайший.

В результате мы констатировали, что дети с косоглазием и амблиопией уступают в скорости и качестве выполнения задания, а также в выборе оптимального маршрута пролезания через обручи. Медлительность и осторожность детей с косоглазием и амблиопией связана с неуверенностью и боязнью задеть обруч. Уменьшенное поле зрения из-за заклейки не позволяет ребенку точно определить центр обруча при пролезании, не умение пользоваться периферическим зрением не позволяет видеть границы обруча в момент пролезания, поэтому дети задевают обруч или берутся руками за него, чтобы обрести уверенность.

Пропуски обручей, даже после показа, свидетельствуют о том, что у ребенка не сохраняется в памяти маршрут пролезания через них, так как ребенок не видит чёткой картины (схемы) расположения обручей относительно друг друга, а если и видит, то в момент движения (наклонов и пролезании) «пространство смещается» таким образом, что ребенок путается. Рассмотрим подробней момент пропуска обруча. Это происходит, когда ребёнок после пролезания направляется не к ближнему, а к дальнему обручу. Здесь может быть несколько причин. Первая – отсутствие глубинного зрения, которая лишает ребенка возможности определить какой обруч ближе. Вторая – ребенок направляется к тому обручу, который первый попадает в его поле зрения. Увидев его, ребенок сразу устремляется к цели, так как другого варианта для него не существует из-за ограниченных возможностей зрительного анализатора: отсутствия пространственного зрения (восприятие всех предметов в поле зрения), не умения осуществлять поисковые операции.

Техника пролезания через обруч с опорой на четвереньки свидетельствует о том, что данное положение тела для ребенка с косоглазием и амблиопией более устойчиво по сравнению с основной стойкой.

Ориентировка в данном задании у детей проходила в динамике, это создавало дополнительные  трудности для детей с монокулярным характером зрения, о чем свидетельствует многообразие допущенных ошибок.

После словесной инструкции и показа, представленных одновременно, перед началом выполнения дети

обводили пальцем  в пространстве маршрут движения это для того чтобы запомнить (спланировать) свое передвижение по залу. Передвигались медленно и сосредоточенно. Это повлияло на качество выполнения: не нарушили последовательности маршрута, но иногда задевали обруч.

4 тест: Ходьба по дорожке между качающимися шарами»

Содержание задания

Ребенок шел по дорожке (длина 4 м., ширина 12 см.), поперек которой на равном расстоянии друг от друга качались 4 маятника-шара. Испытуемый должен ,не оступаясь и не задевая шаров, быстро пройти  по дорожке.

Цель: определить способность объемного видения (дорожку и качающиеся шары), способность оценивать скорость качающихся шаров и расстояние до них, реакцию на их приближение и умение сохранять равновесие, находясь на дорожке.

Параметры уровневой оценки: Качество выполнения задания оценивалось по таким показателям, как время выполнения задания, количество касаний шаров, количество заступов за дорожку (потеря равновесия), техника ходьбы.

Психолого-педагогический анализ

Данное задание, кроме функций равновесия, двигательной реакции, управления инерцией своего тела, заставляет ребенка прослеживать движение качающихся шаров (определять их фазы качания, скорость), оценивать расстояния до них и видеть при этом дорожку, с которой нельзя сходить. Детям тяжело давалось это задание.  Мы связываем это с патологией зрения детей с косоглазием и амблиопией, которая ограничивает их двигательные возможности. Дети дольше смотрели на качающийся шар, чтобы решиться пройти мимо него. Им требовалось время, чтобы увидеть и понять движение шара, обрести в себе уверенность и начать действовать. Когда ребенок преодолевал первый шар, ему требовалась обязательная остановка перед вторым, чтобы лучше рассмотреть его движение. Часто плоскостное видение подводило детей, они не могли точно определить расстояние до второго шара, поэтому останавливались или близко к нему или далеко так, что, соответственно, второй или первый шар (уже сзади ребенка) при качании задевали ребенка, что являлось ошибкой. Если же ребенок, останавливаясь на пути шара, понимал, что через мгновение шар коснется его, и старался при этом увернуться, то в результате терял равновесие и сходил с дорожки, понимая, что касание шаром неизбежно, терялись и это создавало лишнее напряжение и скованность. Были случаи, когда ребята, неспособные контролировать качания шаров, сосредотачивали своё внимание только на дорожке и передвигались по ней с постоянной скоростью, надеясь, что шары их не заденут. Часто дети с патологией зрения передвигались по дорожке приставным шагом- такая осторожность и медлительность ограничивала их мобильность. Трудности детей с косоглазием и амблиопией свидетельствуют о том, что данный вид ориентировки для них сложен, они не могут контролировать качающийся шар и дорожку одновременно.

После словесной инструкции и показа ходьба по дорожке улучшилась. Дети шли не приставным, а нормальным шагом, но медленно. Перед качающимися шарами дети останавливались на некоторое время, следили за их качанием, и долго не решались идти дальше. Многим зрение не позволяло определить положение шаров в пространстве, они начинали движение в какой-то случайный момент, не учитывая положение шара и в этот момент шар попадал им в бок.

После повторных упражнений словесной инструкции и показа, действия детей оживились. Было меньше отступов в сторону и по времени дети стали проходить препятствие быстрее.

          Выполнение тестов ЗДПО является сложной пространственной задачей. Кроме точности, техники, времени выполнения, учитываются всевозможные заступы, потери равновесия, маршруты передвижений. Уже в статическом положении при прицеливании обнаруживаются трудности пространственной ориентировки. Наиболее сложными для детей оказались динамические задания, в которых требовалась работа зрительных функций в движении и в сочетании с работой вестибулярного аппарата.

Медленное исполнение и даже замешательство детей при выполнении заданий-тестов не снижало интереса к ним, а только повышало его. Это связано с тем, что сама обстановка (необычные условия задания) заставляли ребенка не просто выполнять «сухое» физическое упражнение, а видеть в нем элемент игры, интригу происходящего Это говорит о том, что в данной области знаний для ребенка с косоглазием и амблиопией есть потребность в развитии. Кроме того, последовательное выполнение каждого из тестов после разных вариантов их представлений (вначале по словесной инструкции, затем по показу и т. д.) доказывают, что дети способны к обучению физкультурным актам ЗДПО (показатели выполнения улучшались).

Хорошим примером этого направления являются упражнения с гимнастическим катком упражнения минибаскетболом, упражнения с мячами у стены , упражнения приведенных выше тестов. В этих упражнениях и аналогичных им можно выделить присутствие зрительной гимнастики, но не статической  а динамической . Ее преимущества: игровая форма проведения, функциональная активность организма (а значит и органа зрения), глазодвигательный тренинг, психомоторное развитие ребенка  и др. Причем, в динамической гимнастике скорость движения глаз (в зависимости от скорости движения шара, мяча и других спортивных снарядов, находящихся по отношению к органу зрения в некотором скоростном перемещении может быть различной. Медленная (и средняя) скорость снаряда позволяет проследить его движение, а также фокусировать на нем взгляд (работа аккомодационное мышцы), при большей скорости, контроль  за объектом легче осуществлять периферическим зрением. При этой гимнастики возможно так же тренировать и зрительные способности, сочетающие в себе и фокусировку, и периферическое восприятие. Широкие возможности для управления ЗДПО ребенка представляют игры, эстафеты, соревнования, преодоления полосы препятствий. Упражнения ЗДПО формируют адекватное восприятие окружающего.

Приложение 9

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ОЦЕНКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ  МБДОУ №137»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Просим Вас искренне ответить на вопросы анкеты, что позволит нам изучить Ваши запросы и более эффективно организовать сопровождение Вашего ребёнка.

Инструкция: Выберите из предложенных вариантов ответов один или более, которые соответствуют вашему мнению, и подчеркните его. Если соответствующего ответа нет, то допишите его. Если вопрос не сопровождается вариантами ответов, впишите свой вариант.

Уровень взаимодействия педагогических и медицинских работников МДОУ №137
оптимальный средний низкий
На Ваш взгляд, как часто должно осуществляться взаимодействие медицинских работников МБДОУс родителями
постоянно По мере необходимости По запросу родителей
Целью взаимодействия педагогических и медицинских работников в МДОУ должно быть:

–   Забота о всестороннем развитии детей

    • Укрепление и сохранение здоровья
    • Восстановление зрения у ребёнка
    • Развитие индивидуальных способностей ребёнка
    • Подготовка ребёнка к школе
    • Физическое развитие ребёнка
Характер взаимодействия педагогических и медицинских работников определяется, как:

– комплексное воздействие на процессы образования и оздоровления

– комплексное сопровождение ребёнка
– достижение целей и задач каждым специалистом
Главными факторами взаимодействия педагогических и медицинских работников должны быть следующие:

– активизация личностного взаимодействия родителей, педагогов и врачей в процессе образования и оздоровления ребёнка

– создание условий для преобладания положительных эмоций ребёнка
На Ваш взгляд, педагоги МДОУ владеет информацией о  зрительных особенностях ребёнка
полностью частично Не владеет
На Ваш взгляд, воспитатель владеет информацией о  соматическом здоровье ребёнка
полностью частично Не владеет
Хотели бы Вы, чтобы в Вашем детском саду:

– повысилось качество воспитательно-образовательной работы

    • повысилось качество лечебно-восстановительной  (офтальмологической) работы
    • повысилось качество оказания медицинской, профилактической помощи врачом-педиатром
    • чаще устраивались встречи с инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, врачом-офтальмологом, врачом-педиатром, (подчеркнуть)
    • хотели бы больше знать о своем ребенке, его трудностях, успехах.
    • хотели бы больше знать о состоянии здоровья своего ребенка
    • повысилась этика быта;
    • изменилось отношение к детям
    • повысилось уважение к родителям
Обращаетесь ли Вы к воспитателю, инструктору  по физической культуре за советом по сохранению здоровья ребёнка
да нет не всегда

СПАСИБО!

Приложение 10.

1.Как относится Ваш ребенок к занятиям по физической культуре?

  • Идет с удовольствием;
  • Потому что надо;
  • Не хочет посещать физкультурные занятия.

  1. Какими видами спорта увлекаются члены Вашей семьи?
  2. Какое спортивное оборудование и инвентарь есть у Вас дома?
  • Детский спортивный комплекс;
  • Лыжи, коньки, клюшка, велосипед, самокат;
  • Мяч, скакалка, обруч, кегли, бадминтон;
  • Другое.
  1. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные?
  • Подвижные игры;
  • Спортивные игры и упражнения;
  • Настольные игры, конструирование;
  • Лепка, рисование;
  • Просмотр телепередач;
  • Музыкально-ритмическая деятельность;
  • Чтение книг;
  • Трудовая деятельность;
  • Походы;
  • Другое.

  1. Какие трудности в физическом воспитании Вы испытываете?

  1. Чем, по Вашему мнению, можно разнообразить физическое воспитание детей в детском саду?
  • Спортивным оборудованием стандартным и нестандартным;
  • Туристическими походами;
  • Спортивными развлечениями с участием родителей.

  1. Консультацию по какому вопросу Вы хотели бы получить?

бесплатная публикация педагогического материала в СМИ

Методическая разработка «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх