автор: Михалёва Наталия Сергеевна

учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №7»

Сложносочиненные предложения. Пунктуация в сложносочиненных предложениях

Сложносочиненные предложения. Пунктуация в сложносочиненных предложениях

Цели:

— формирование навыков пунктуационной грамотности;

— подготовка к ГИА;

— прививать любвь к родному языку, к чтению художественной литературы.

Задачи:

-формировать умения определять вид сложносочиненного предложения;

-формировать умения различать виды сложносочиненных предложений;

-формировать умения употреблять в речи сложносочиненные предложения;

-развивать пунктуационные навыки;

— развивающие:

организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;

-формировать умения анализировать полученную информацию;

-формировать умения слушать и вступать в диалог;

-воспитательные:

-способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, — формировать умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-развивать навыки монологической речи;

-развивать навыки индивидуальной и групповой работы;

-развивать навыки и способности критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

1.Организационный момент. 

Перед вами предложения. Эти же предложения вы видите на листах для индивидуальной работы. Определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.

Правильность каждого ответа фиксируйте на листах для индивидуальной работы знаками “+”, “-”.

Предложения Ответ
На одной из больших улиц встретилась ей великолепная карета, и в сей карете увидела она – Эраста. ССП
Он покупал у нее Лизину работу и хотел всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены… ПП
Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами. ССП
Наконец Лиза вспомнила, что мать ее может об ней беспокоиться. СПП
Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее. БСП

Вместе разберем вместе первое предложение и сформулируем алгоритм по определению типа предложения

 

1.Прочитать предложение

2.Найди грамматические основы

3.Определи вид предложения (простое или сложное).

4.Выявить границы простых предложений в составе сложного. Найти союзы. Определить вид связи.

(2 предложение Он покупал у нее Лизину работу и хотел всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены… грамматическая основа Он покупал и хотел платить грамматическая основа одна, поэтому предложение простое ПП 

3 предложение Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами. Предложение состоит из двух предложений. В первом грамматическая основа луга покрылись, во втором- Лиза пришла. Предложение сложное. Связь союзная. Средство связи- соединительный союз и. Предложение ССП.

4 предложение Наконец Лиза вспомнила, что мать ее может об ней беспокоиться.  Предложение состоит из двух предложений. В первом грамматическая основа Лиза вспомнила, во втором- мать может беспокоиться. Предложение сложное. Связь союзная. Средство связи- подчинительный союз что. Предложение СПП.

5 предложение Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее. Предложение состоит из двух предложений. В первом грамматическая основа Воспоминание потрясло, во втором- мучение изобразилось) Предложение сложное. Связь бессоюзная. Предложение БСС.

 

2.Целеполагание.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме “Сложносочинённые предложения”

Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке (Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания)

Прочитайте ещё раз формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). 

Определим содержание выделенных нами терминов.

  • Дайте определение сложного предложения.

(Сложное предложение-это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединённых по смыслу или интонационно).

  • Дайте определение сложносочиненного предложения.

(Сложносочинённое предложение-это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией)

  1. Актуализация опорных знаний.

Вспомним основные группы ССП 

(ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.)

— Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

(Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.)

Заполним пробелы в таблице. Не забываем за каждый правильный ответ ставить «+»

Основные группы ССП по союзам и значению

Группы союзов по значению Значения Союзы (примеры)
  Явления происходят одновременно или следуют одно за другим  
    А, но, да (= но, однако, зато
  Чередование явлений  

 

Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. («+» за каждое предложение)Две минуты на подготовку.

Корень учения горек, зато плоды его слАдки.(Пословица.) 

Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.(А.Макаренко.)

То ли гречка цветёт, то ли речка течёт.(Н.Рыленков.)

Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю.(А. Куприн.)

Возвращаемся к алгоритму по определению типа предложения.

  • Корень учения горек, зато плоды его слАдки. Предложение состоит из двух простых. Грамматические основы- КОРЕНЬ ГОРЕК, ПЛОДЫ сладки)Связь союзная. Средство связи- противительный союз зато. Отношения- противопоставление. [ — =  ] , зато  [- =  ].
  • Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.

Предложение состоит из двух простых. Грамматические основы- речь произвела, накипело. Связь союзная. Средство связи- разделительный союз либо.. либо. Отношения- чередование явлений. Либо [ — = ] , либо  [ = ].

  • То ли гречка цветёт, то ли речка течёт. Предложение состоит из двух простых. Грамматические основы- гречка цветет, речка течет).Связь союзная. Средство связи- разделительный союз то ли то ли. Отношения-чередование явлений. То ли  [ — =  ] , либо  [  —  =  ].
  • Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. Предложение состоит из двух простых. Грамматические основыгроза разразилась ,дождь освежил Связь союзная. Средство связи- соединительный союз и. Отношения-одноврЕменность явлений.

  [ — =  ] , и [  —  =  ].

  1. Практикум.

а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? 

(Пунктуация- система правил знаков препинания)

б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. За каждое правильно выполненное задание поставьте от 1 до 3 баллов.

Страшно выли провода на столбах да громыхали вывески.(А.Н.Толстой)(1 балл)

Мир разноязычен но все люди одинаково плачут и одинаково смеются.(Ю.Бондарев). (2 балла)

Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).(3 балла)

1 предложение. Страшно выли провода на столбах да громыхали вывески. Предложение состоит из двух простых. Грамматические основы- провода выли, вывески громыхали. Перед союзом да ставится запятая- знак разделения между простыми предложениями в составе ССП.

 

2 предложение. Мир разноязычен но все люди одинаково плачут и одинаково смеются. . Предложение состоит из двух простых. Грамматические основы- мир разноязычен люди плачут и смеются. Перед союзом но ставится запятая- знак разделения между простыми предложениями в составе ССП. Союз и связывает однородные члены предложения.

 

3 предложение. Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали свои приключения товарищам. Грамматическая основа. Мы сидели, пили рассказывали. Запятая разделяет ОЧП.

Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на листах для индивидуальной работы.

5.Проблемный вопрос.

в) Преобразуйте два простых предложения в одно сложное

1.За нами мельница едва-едва видна…

  1. За нами берег посинел зеленый…

 

За нами мельница едва-едва видна…

И берег посинел зеленый…

(В результате трансформации примера мы восстановили фетовские строчки)

 

2) Разберите обе части по членам предложения.

Вопрос:

К какой части относится обстоятельство места за нами, то есть от какого сказуемого задаем к нему вопрос?

Сформулируйте правило об отсутствии запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом)

В сложносочиненном предложении запятая не ставится:

Если его части объединены общим второстепенным членом.

Вспомните еще случаи отсутствия запятой в ССП

Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Это кто такие и что им надобно?

Как хороша эта девушка и как она умна!

Гармонь, играй и веселитесь, люди!

Заглянем в ГИА. Умение находить ССП необходимо нам для успешной сдачи ГИА в 9 классе.

Еще раз вспомним алгоритм по определению типа предложения.

 1.Прочитать предложение

2.Найди грамматические основы

3.Определи вид предложения (простое или сложное).

4.Выявить границы простых предложений в составе сложного. Найти союзы. Определить вид связи.

Прочитайте задание. Что вы должны сделать?

1.Определяем, сколько грамматических основ имеется в данном предложении.

2.Выявляем границы простых предложений в составе сложного.

3.Смотрим, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

на границе простых предложений находится сочинительный союз, предложение может быть сложносочиненным, но всегда проверяем, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены!

Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал.

 

И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

— Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.

— Это мне Витя подарил,(5) — спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.

Первое задание выполняем вместе. Остальные самостоятельно. За каждую верно выделенную цифру ставим 1 балл).

Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал.

Выделяем основы.(Она была готова благодарить и он повернулся).Как связаны эти предложения между собой. Противительным союзом НО.

 

Цифра 5 запятая обозначает (знак препинания при прямой речи)

6-7-это причастный оборот

Все зашушукались, Витя опустил- Такие случаи, когда одна запятая служит и для обозначения деепричастного оборота, и для выделения части ССП, мы всегда считаем запятой в ССП.

Выполняем самостоятельно.

 

3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать,(2) пахнущую сеном и свежим бельём,(3) и проваливаюсь,(4) как в пух. 

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 Я спал они не радовали.1. Я ложусь проваливаюсь- ОЧП

 

Я неплохо знал немецкий,(1) домашних заданий никогда по этому предмету не готовил,(2) но однажды настал и мой черёд,(3) когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске,(4) будто самого рядового ученика,(5) и велела читать стихотворение.

Запятая под номером 2 разделяет части: «Я неплохо знал немецкий,(1) домашних заданий никогда по этому предмету не готовил» и «но однажды настал и мой черёд», связанные сочинительной связью.

Запятая под номером 5 закрывает сравнительный оборот «будто самого рядового ученика» и не является запятой между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью; союз И здесь связывает однородные сказуемые: «вызвала и велела». Поэтому цифры 5 в ответе быть не должно.

Ответ: 2.

  1. Подведение итогов.

Прошу суммировать все правильные ответы, отмеченные на ваших полях, и поставить оценку за урок.

Слайд № 38

Сумма ваших баллов за урок?

“5” — 22-26 баллов

“4” — 17-21 балл

“3” — 12-16 баллов

  1. Рефлексия.“Знаю – Узнал – Умею” (ЗУМ). Ответы учащихся.
  2. Инструктаж по домашнему заданию. Домашнее задание.

1 1 уровень – упражнение 76

2 уровень —  упражнение 73

3 уровень – выписать из повести Н.Карамзина «Бедная Лиза» 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями  предложения.