автор: Мудранова Юлия Сергеевна

учитель изобразительного искусства Муниципального образовательного учреждения Елизовской средней школы №8, г.Елизово

тема: К вопросу о духовно-нравственном развитии школьников на уроках культурно-эстетического цикла в условиях ФГОС

К вопросу о духовно-нравственном развитии школьников на уроках культурно-эстетического цикла в условиях ФГОС

 

Мудранова Юлия Сергеевна,

учитель ИЗО высшей квалификационной категории,

МБОУ  «Елизовская средняя школа №8»

 

    Проблема качества современного образования волнует разные категории социальных слоев российского общества и не всегда их мнения о планируемых и реальных результатах этого образования совпадают. Но что остается неизменным в этих спорах, так это важность духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, которое «является ключевым фактором развития страны» [3].

    И все же,  проблема духовно-нравственного развития современного школьника в образовательном учреждении остается одной из актуальных. В данном случае речь идет о практической реализации концептуального направления в образовательных учреждениях. Конечно, сегодняшнее образование логично обусловлено востребованностью компетентностно-ориентированного подхода, с учетом изменений современной действительности. Однако, не секрет, что многие педагоги, реализуя этот подход на практике, все же отмечают явный приоритет интеллектуального развития школьников над нравственным, духовным. Духовно-нравственное развитие зачастую «вручают» внеурочной деятельности, подчас не в полную силу используя безграничный потенциал гуманитарных предметных областей в решении данного вопроса. Например, предметы культурно-эстетического цикла часто остаются менее значимым образовательным «пантеоном» в школах, что не снимает с педагогов этого направления ответственности, за эффективную реализацию поставленных развивающих и воспитательных задач. И здесь на первый план выходят ключевых компетенций самого педагога, главная ценность которых в том, что они есть средство и условие личностного, духовно-нравственного роста ученика.

    По мнению некоторых исследователей, в образовательных учреждениях прививают «элементарные общекультурные навыки духовно-нравственного поведения, …создают условия для формирования технократического (формального) интеллекта» [5]. Часто на практике процесс духовно-нравственного развития и воспитания в школе традиционно осуществляется «через наглядный показ человеку образцов некоторых духовно-нравственных действий и их усвоение человеком путем прямого подражания» [5], а зачастую, через репродуктивную трансляцию и штампы. И здесь многое решают личностные и методологические компетенции педагога, его творческий поиск, попытка максимально эффективно использовать возможности и специфику преподаваемого предмета для достижения поставленных темой задач.

    Не требует доказательства тот факт, что любой вид искусства, любая его форма и проявление приобщают человека к общечеловеческим ценностям.  Искусство даже на школьном уровне дает возможность сделать эти ценности личностно значимыми – что является истинно важным. Но для этого важна не просто репродуктивная трансляция культурно-художественного материала, а ценностный подход к его использованию через поиск наиболее интересных, эффективных форм и методов работы с ним.

    Так, практика показала, что на уроках культурно-эстетического цикла эффективно работать с учебным текстом (на интерактивной доске), графически выделяя в нем главную идею.  Методический акцент такой работы — не подчеркивать главные слова и выражения, а зачеркивать второстепенные. Такой прием учит концентрироваться не на общем тексте, а на необходимых  смысловых конструктах, выражениях. Пример: Ни один урок не обходится без целеполагания. Одной из ключевых компетенций является способность ученика понимать целевой компонент деятельности: на экран интерактивной доски «выводятся» задачи урока в терминах деятельности учеников. Ребятам предлагается выделить из текста глаголы, которые определяю их деятельность на уроке (в зависимости от цели), и зачеркнуть оставшийся текст. Целевой компонент несет в себе и компетентностную информацию, т.е. область применения и развития определенных компетенций ученика. Изменение формулировки цели повлечет и формулировку задач, а, следовательно, и смысловой выбор учащихся.   Такие приемы направлены не только на развитие известных метапредметных компетенций, но и на развитие понятийной сферы подростка, его способности вдумываться, определять целевую направленность своей деятельности, планировать ее результат и т.д. Да, это скорее всего важные инструментальные навыки, но нравственность и духовность опосредованы развитием этих навыков.

    Очень важна работа с художественным текстом. В арсенале учителя всегда есть интересные (тематические) мифы, сказки, притчи. В процессе работы с текстом учащиеся выделяют средства художественной выразительности, которые усиливают восприятие художественного образа, зачитывают их (записывают эпитеты, метафоры и т.д., зачитывают отрывки как аргумент), а при практической работе стараются передать это в рисунке адекватными изосредствами (сюжет, колорит, композиция и т.д.) Т.е. учатся «переводить» литературные художественные средства на язык изобразительного искусства. Такое смысло-поисковое творчество рассчитано не только на развитие абстрактно-образного мышления, ценностно-смысловой сферы учеников,  но и на интериоризацию духовных, культурных образцов, их анализ, проживание, понимание. Но есть важный организационно-методический акцент такой деятельности — необходимо обеспечить активную аналитическую работу учеников, используя блок  стимулирующих вопросов, или, например, попросить ребят определить характер героев, обосновывая свое мнение, опираясь на текстовое описание, а затем найти точные изобразительные средства, и т.д. Такой «герменевтический подход» способствует развитию самосознания, эмпатии, развитию эмоциональной и смысловой “зоркости”. При разработке и подборе аналитических заданий и вопросов в рамках такой работы необходимо учитывать уровень кругозора учащихся, развитость понятийной и смысловой сфер. Крайне важно обеспечить системное «стимулирующее сопровождение» — вопросы должны провоцировать учащихся на анализ и поиск.

    Подчеркнем, что именно в  процессе творческой деятельности, освоения законов искусства, творческой самореализации, восприятия и анализа художественных произведений, их оценки, у школьников формируется художественный вкус, начинают складываться собственные художественные предпочтения и эстетические критерии, что способствует оформлению личностных смыслов и ценностей, созвучных этическим социальным нормам нравственности, морали и т.д.

    По мнению профессора В.Д.Шадрикова, предметы гуманитарного цикла, а, следовательно и культурно-эстетической направленности, обеспечивают гармоничное развитие личности и позволяют реализовать универсальную и этническую функции образования. [4] А формирование отношения к культуре и искусству как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание уважения и бережного отношения к поликультурному наследию страны, осознание себя частью этой культуры – вот залог духовно-нравственного развития.

    В данном аспекте, тематическая специфика программной линии учебников «Изобразительное искусство» под редакцией Т. Я. Шпикаловой позволяет широко использовать этнокультурный и региональный компоненты в учебном процессе, но это творческая воля самого учителя.

Так на уроках ИЗО в 5 классе в рамках «Животные и их повадки в творчестве скульпторов–анималистов», происходит анализ работ известных русских и европейских мастеров, и здесь будет уместным познакомиться с творчеством  мастеров Крайнего Севера: чукотской и камчатской миниатюрной скульптуры из кости. Задача ребят не просто рассматривание и анализ художественных образцов, а выявление стилистических особенностей работы с разным материалом как средства отображения представлений о мире, жизни, природе у мастеров разной культуры.

    На уроках искусства педагогу важно уметь подбирать и использовать эвристические задания, которые являются практическим инструментарием для формирования и развития необходимых УУД, а также творческого потенциала каждого ученика. [1] Они могут быть вариантами учебных заданий на каждом уроке.     Например, в рамках вышеуказанной темы эвристическим может быть задание «Послание предков». Ученикам дается инструкция: Любое художественное произведение – скрытая мысль автора. Рассмотрите сюжетную скульптуру (Например: мастера резьбы по кости). Поразмышляйте о том, какую важную мысль выражает этот сюжет? О чем знает каждый из них? Придумайте и запишите три вопроса героям, которые помогут узнать, что хотел сказать скульптор.

При изучении в 6 классе темы «Народный костюм как культурное достояние нашего Отечества» четко отрабатывается тематическая преемственность. Так В 5 классе  на уроке по теме: «Костюм к опере-сказке «Снегурочка», костюм героини рассматривался через призму творческой трактовки разных художников: загадочная фея зимнего леса М. Врубеля, русская девица В. Васнецова и общечеловеческий образ Н. Рериха, где художник использовал элементы разных национальных костюмов народов мира. В результате сравнения разных образов героини сказки, учащимися может быть выделена такая черта образа Снегурочки, как поликультурность. В 6 классе, углубляя знания о народном костюме, учащиеся вспоминают этот пример, и на его основе, более внимательно рассматривают, анализируют образцы народных русских костюмов и костюмов народов Крайнего Севера. Выявляют общность кроя, отмечают схожесть некоторых деталей (в том числе и украшения с использованием солярных, космических знаков, растений, животных, в контексте отражения мироздания и т.д.). В творческой беседе учащиеся ищут объяснение этому сходству и различию и аргументируют свое мнение. Пробуют разъяснять смысл орнаментальных образов,  особенность материалов с учетом особенности культуры определенного народа. Вариантом творческого задания может быть создание эскиза элемента, атрибута костюма по выбору учащихся с учетом региональных особенностей. Эвристическое задание по данной теме может быть следующим: Национальный костюм — неотъемлемая часть жизни любого народа. Представьте, что все люди станут ходить в национальных костюмах, в том числе и вы. Как будет выглядеть современный костюм Камчатки, с учетом того, что здесь проживают люди разных национальностей? При этом нужно сохранить региональную стилистику костюма.

    В 7 классе, работая  по теме «Ювелирное искусство России» становиться возможным получение более глубоких знаний об одном из самых древних видов декоративно-прикладного искусства: ученики рассматривают образцы костюмов Киевской Руси и народов Крайнего Севера, выявляя наиболее характерные способы и виды ювелирных украшений, отмечая их  национальный характер, особенности и сходства. Эвристическое задание: «Сокровища Камчатских мастеров»: В каждой стране есть свой символ, с которым эта страна ассоциируется. Россия ассоциируется с матрешками, балалайками, самоварами и т. п. А есть предметы, характерные только для нашей Камчатки? Представьте, что вам необходимо выполнить такое ювелирное изделие, которое и будет символом Камчатки. Нарисуйте его эскиз.

В рамках урока «Литературные страницы» (Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской) идет рассуждение об устном народном творчестве, как средства и результата творческого освоения действительности в формах образного повествования, в которых отражены моральные ценности народа, их истины, скрытые под покровом символов и аллегорий. Мифы, сказания, легенды – народная мудрость, которая  отражает ценностно-мировоззренческие истины соответствующей культуры. Их изучение расширяет и обогащает наше мировоззрение, предоставляет возможность продуктивного межкультурного взаимодействия. Эвристическое задание: Часто в древних мифах и сказках происходит «борьба добра со злом». В этом проявляется вечное обновление мира: зло – разрушает, добро — созидает. Зачастую «проделки зла» являются пародией на «деяния добра». Придумайте свой вариант мифа или притчу о современных образах добра и его двойнике — зла.     

   Таким образом, в процессе использования  этнокультурного и регионального художественно-культурного материала с опорой на эффективные методы обучения компетентностного направления, происходит не параллельное его использование с иными примерами художественной культуры, а их взаимопроникновение, позволяющее интегрировать самих учащихся в поликультурное пространство. В результате расширяется так необходимый им культурный кругозор, эмоциональный интеллект, формируется ценностное отношение к культуре, происходит духовно-нравственное развитие.

    Итак, обращаясь к словам В.А.Пузыревского, подчеркнем ключевую мысль: «гуманитарные» компетенции педагога — это две жизненные стратегии и тактики «быть» и «уметь», реализация которых позволит сделать так, чтобы образование  из способа просвещения индивида стало механизмом развития культуры, и в первую очередь, духовно-нравственного развития молодого человека. [2] И, вряд ли могут спасти обращения к общечеловеческим ценностям, без осмысления места и способа их реализации в современной школе, как одного из институтов целенаправленного духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

 

Список использованной литературы

  1. Искусство, 1-11 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос», Издательство Института образования человека, 2013. – 96 с. : ил. (Серия «ФГОС: задания для уроков»).
  2. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хутоского. – М.: — Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. http://mosmetod.ru/ — 08.01.2017
  4. Шадриков В.Д. Качество педагогического образования: монография / В.Д.Шадриков. – М.: Логос, 2012. – 200 с.
  5. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. [Электронный ресурс]: Духовно-нравственное развитие личности в учебно-событийной деятельности. Валиахметов Х.Х.:—URL: http://www.dissercat.com/ — 08.01.2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *