Автор: Мустяца Ксения Евгеньевна

учитель-логопед МКДОУ детский сад №11

Собираем урожай.

 

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Овощи» для детей младшего дошкольного возраста.

«Собираем урожай» 

 

                                                                         Автор: учитель- логопед 

Мустяца Ксения Евгеньевна

 

Форма реализации интегрированное мероприятие

Цель:  Систематизация знания и повышение  речевой активности детей  по теме «Овощи».

Задачи: 

  1. Расширить и закрепить словарь по теме «Овощи» 
  2. Познакомить детей с понятие огородом, где и как растут овощи
  3. Развивать умение детей описывать овощи по цвет, форме и величине.
  4. Развивать слуховое внимание и сенсомоторные представления.  
  5. Развивать умения подрожать эмоциям (радость, грусть), движениям, звукам. 
  6. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

Участники: дети второй младшей группе

Оборудование: костюм пугала,  таблички с названиями овощей, стручки гороха из фетра, звуки голоса ворон, капуста из фоамирана, большие муляжи картошки, морковки, свеклы, лука из папье-маше, плоскостные изображения капусты, гусениц, муляжи картошки 15 шт., лопатки, корзина, повязки «Охрана овощей», эмблемы морковки и свеклы, маска зайца, круги- домики из картона красного и оранжевого цвета (по количеству детей),  корзина с овощами, веселая музыка. 

Предварительная работа: Беседа с детьми по теме «Овощи»,  рассматривание муляжей- овощей, просмотр мульт- песенки «Запоминай-ка Овощи!», разучивание пальчиковой гимнастики «Капуста». 

Планируемые результаты:

Дети знают где, и как растут разные овощи, умеют различать и называть их.

— Могут самостоятельно описать овощ по цвету, форме, величине.

— У детей накапливается сенсомоторный опыт. 

Повышается интерес детей к окружающему миру. 

 

Ход занятия


В: — Ребята посмотрите в окно, какая хорошая погода, солнышко светит, листочки разноцветные летят. Наступила осень, а это значит, пора собирать урожай. Сегодня мы с вами отправимся в огород и посмотрим, что же в нем растет. А еще мы соберем овощи, и наши повара приготовят для нас вкусный, витаминный салатик. 

Дети выходят на участок детского сада.

В: — Ну вот мы и пришли. 

Навстречу детям, выбегает огородное пугало. 

Ч: — Ой-ой-ой, что же делать, что делать. Как же так!

В: — Здравствуйте, вы кто?

Ч: — Здравствуйте, я Чуча, я живу в огороде и охраняю урожай от разных вредителей.

В: — А мы как раз к вам и шли. Ребята поздоровайтесь с Чучей.

Д: — Здравствуйте!

В: — Мы хотим попросить вас показать нам ваши владения и дать нам немного овощей для витаминного салата.

Ч: — Ой-ой-ой, но мне сейчас совсем некогда. На мой урожай напали вредители и если их сейчас не остановить, то и собирать нам будет нечего.

В: — Ну раз так, тогда бери нас в свою команду, и мы будем вместе спасать твой урожай.

Дети надевают на руки  повязки «Охрана овощей» и отправляются в патруль вслед за Чучуй. Для начала они идут к грядке с горохом.

Ч: — Ребята, а вы знаете что это?

Д: — Горох! 

Ч: — Правильно. Посмотрите, какого он цвета?

Д: — Зеленого.

Ч: — Давайте я покажу его вам поближе. Это стручок, а в нем спрятаны горошины. Потрогайте, какие они гладкие. Горох очень вкусные и полезные.

Звучит запись голоса вороны.

Ч: — Слышите? Кто это?

Д: — Вороны.

Ч: Они  опять прилетели и хотят склевать весь горох. 

  • Игра «Соберем горох». Дети под музыку подходят к грядке, срывают стручки гороха и складывают их в корзинку.

Ч: — Ох, вроде бы успели, и горох собрали и ворон прогнали. Молодцы ребята. Пойдемте дальше.

Дети переходят к следующей грядке.

Ч: — А это что за овощ, и какого он цвета?

Д: — Капуста, она зеленая.

Ч: — Правильно ребята. Посмотрите, какая она большая как много и нее листочков.  Капуста то же очень полезная и вкусная. Но посмотрите, кто же там крадется к нашей капустачке?

Д: — Гусеницы.

Ч: — Да ребята, это вредные гусеницы, послушайте как они хрустят нашей капусточкой ( хрум- хрум). Они так могут съесть всю капусту, давайте ее скорее спасать.

  • Игра «Спасаем капусту». Дети по очереди подходят к капусте, срывают листочки и убирают с него гусениц.

Ч: — Ура, спасли!!! А теперь пойдемте, посмотрим, как там поживают моя свекла и морковка.

Дети подходят к следующей грядке. Чуча берет в руки свеклу и морковь.

Ч: — Что -то я запутался, что из них морковь, а что свекла?

Чуча по очереди показывает детям, то одну, то другую руку. А дети называют, что за овощ он показывает.

Ч: — Теперь понятно чем они отличаются морковка- какая?

Д: — Оранжевая, длинная

Ч: — А, свекла?

Д: — Красная, круглая

Ч: — Правильно, а еще у них разные листочки.

Дети рассматривают и трогают листья у морковь и свеклы сравнивая их между собой.

  • Игра «Зайка  в огороде». Дети надевают на себя эмблемы с изображением моркови и свеклы и под музыку передвигаются по участку, когда в огород прибегает зайчик,  дети прячутся в свои домики. «Морковки» в оранжевые домики, а «свеколки» в красные. Игра повторяется 2-3 раза.

Ч: — А теперь пойдемте дальше, я вам еще что-то покажу.

Дети идут дальше по огороду за Чучей.

Ч: — Ну смотрите, кто из вас знает что это?

Д: — Картошка.

Ч:А картошка то созрела, пора уже выкапывать. 

Дети подходят к песочнице и с помощью лопаток выкапывают муляжи картофеля из песка.

Ч:Какой богатый урожай картошки у нас в этом году.

Стихотворение.

Мы картошку очень любим

Кушаем ее всегда

Жарим,  варим, запекаем

Без картошки нам нельзя.

Ч:Ребята, а давайте поиграем, я знаю одну очень интересную игру.

  • Игра «Горячая картошка» Дети под музыку передают по кругу «горячую» картошку быстро, что бы не «обжечь» ручки, когда музыка заканчивается, ребенок у которого оказалась картошка говорит АЙ-АЙ-АЙ

Ч:Вот и с картошкой мы с вами справились, пойдемте дальше.

Чуча ведет детей к следующей грядке.

Ч: — А это ребята?

Д: — Лук

Ч: — Да ребята это лук.

Для здоровья лучший друг. 

Чтоб зимою не болеть, 

будем кушать на обед.

Ч: — А вы знаете, почему лук всегда такой сердитый? Потому что, его никто не любит и это его очень расстраивает. Но я вам расскажу один секрет, хотите?  (Да) Лук хоть и сердитый, но очень полезный. Давайте посмотрим на него внимательно, какой он формы, а цвета?

Д: — Круглый, желтый

Ч: — Посмотрите какие у него перышки? Потрогайте.

Д: — Зеленые, длинные

В: — Давайте попробуем развеселить нашу луковичку, что бы она перестала быть сердитой и стала очень вкусной.

  • Игра «Горе луковое» Дети смотрят на луковичку и повторяют за ней эмоции (радость и печаль).

В: — Ну вот, мы и справились и луковичку порадовали и от вредителей урожай спасли.

Ч: — Да, спасибо вам большое, теперь вы настоящие защитники овощей. Ребята, а вы помните от кого мы спасали урожай?

В: — Горох мы спасли от?… (ворон), а как они кричали? (кар-кар)

Капусту мы спасли от?… (гусениц), как они хрустели капустой? (хрум-хрум)

От зайчика мы что спасли?  (морковку, свеклу) Как зайчик прыгал?

А какой, самый сердитый овощ мы встретили на огороде? (Лук)

Ч:Вот видите, как много всего интересного у меня на огороде. Приходите ко мне в гости в следующем году. Я буду вас ждать, а пока держите от меня подарочек. 

Чуча выносит детям корзину овощей.

Ч: — Кушайте овощи и не болейте. До новых встреч. 

 

Список используемых источников

Музыка и звуки: http://drive.gybka.com

— Звуки голоса вороны

— музыка для игры «Зайка в огороде»

Картинки с сайта: http://yandex.ru/images