Автор: Обухова Инна Борисовна

учитель музыки Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа №1 п. Михайловка Черемховского района Иркутской области

Технологическая карта урока, музыки к 75-летию Победы «Я знаю о войне лишь по наслышке»

Интегрированный урок по музыке, ИЗО 

Фамилия, имя, отчество педагогов

Обухова Инна Борисовна (Музыка)

Андреева Наталья Ивановна (ИЗО)

Наименование образовательного учреждения, район (город)

МКО СОШ №1 рп. Михайловка, Черемховский район, Иркутская область

Тема урока: «Я знаю о войне лишь по наслышке»

Возраст обучающихся: 5а класс

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанного типа

Форма обучения: работа в творческих группах

Цель урока:

Образовательный аспект

  • знакомство с новыми произведениями искусства, созданными в годы ВОВ;
  • знакомство с историей искусства нашей Родины в годы ВОВ
  • обучение учащихся высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства
  • закрепление умений и навыков, полученных ранее на уроках декоративного творчества и музыки
  • научиться выполнять открытки в технике «бумагопластика».

Воспитательный аспект

  • воспитание интереса и любовь к истории Отечества;
  • воспитание чувства гордости за людей, отстоявших Родину в годы ВОВ;
  • воспитание уважения к старшему поколению;
  • способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры и музыки;

Развивающий аспект

  • развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.
  • развитие умения выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос

Познавательные УУД:

  • -определение с помощью учителя и самостоятельно цели деятельности на уроке.
  • планирование практической деятельности на уроке.
  • способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.
    Коммуникативные УУД:
  • Умение вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать, вступать в беседу.
    Регулятивные УУД:
  • определять с помощью учителя тему и цель урока;
  • выявлять совместно с учителем проблемы урока.

Планируемые результаты:

  • умение видеть форму, цвет, декор и передавать единство этих качеств в объемных работах;
  • умение петь в вокальном и хоровом исполнении;
  • умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • умение моделировать(макетировать) объемные формы в технике «бумагопластика»

Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, ДВД 

Зрительный ряд: иллюстрации о ВОВ, плакаты, презентация   

Литературный ряд: стихи о войне, песни, письма

 

Структура урока:

Этапы урока Содержание урока Работа учащихся УУД
1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация)

Задачи этапа:

— включить учащихся в учебную деятельность;

организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

(1 минута)

Учитель Музыки:

Здравствуйте! 
Слово, какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное. 
Учитель ИЗО:        

Здравствуйте!

 Скажем мы новому дню! 
Здравствуйте, скажем мы нашим гостям! 

 Здоровья желаем всем и всему!

(Звучит песня «Поклонимся великим тем годам».

 На фоне музыки на слайде появляются фото ветеранов нашего поселка. (слайд 1-3)

Дети усаживаются по группам (распределить заранее)

Психологический настрой к уроку.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: уметь организовать место занятий.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

2 этап. Постановка цели и задач урока.

(1 минута)

(Звучит песня «Поклонимся великим тем годам».

 На фоне музыки на слайде появляются фото ветеранов нашего поселка. (слайд 1-3)

На фоне музыки на слайде появляются фото ветеранов нашего поселка. (слайд 1-3)

Учитель Музыки: «Поклонимся великим тем годам……»

Ребята, пожалуйста, подумайте и скажите о каком времени, эта песня? 

-Какому событию она посвящена

(Вы все правы, Великой Отечественной Войне)

Слушают песню и смотрят слайды (1-8)

«Поклонимся великим тем годам»

Диалог учителя и детей

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

 Личностные: уважительно относиться к истории нашей Родины; понимать роль ветеранов в жизни человека;

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

3 этап «Актуализация знаний». (Мотивация учебной деятельности учащихся.)

(4 минуты)

Учитель Музыки: (слайд 4) (1941-45)

-Великая Отечественная война —это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия 22 июня 1941 года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года – 9 мая 1945 года.

Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. 

Учитель ИЗО:

-Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах.

Мы должны помнить тех, кто совершил тот самый подвиг во имя нашей Родины!

Сколько войною задето

Седых и детских голов?!

Мы о войне этой знаем

Лишь по рассказам отцов.

Звучит песня в исполнении учителя музыки Обуховой Инны Борисовны «Помни»

Учитель ИЗО:

-Память о прошлом… Память… Память не нейтральна, не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру. 

«Плох тот народ, который не помнит, не любит, не ценит своей истории».

-Вы догадались, чему посвящен наш урок? Как будет звучать тема урока?  (Свеча памяти)

Смотрят слайды 

(9-11), слушают учителей

(слайд 12, свеча и слово «Память»)

Дети слушают песню в исполнении учителя И.Б. Обуховой

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

 Личностные: уважительно относиться к истории нашей Родины; понимать роль ветеранов в жизни человека;

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

4 этап 

Освоение новых знаний и способов деятельности.

Задачи этапа:

— организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения

(19 минут)

Литературно — музыкальная страница.

4.1. Викторина «Вопрос-ответ»

Учитель Музыки:

-Собрав информацию, вы дома составили викторину, посвященную Великой Отечественной войне для своих одноклассников, чтобы проверить знания: 

Как называлась наша страна раньше? (Советский Союз)

Когда отмечают День Победы? (9 мая)

Сколько лет со дня Победы мы отмечаем в этом году? (71 год)

Сколько жизней унесла эта жестокая война? (27 млн. жизней)

Сколько человек ушло на фронт из нашего поселка? (321 человек)

  • Сколько ветеранов осталось в живых?
  • Какие произведения, посвященные Великой Отечественной войне, вы читали? (Л. Кассиль «Наш Ястребок», «Пустозвон»; А. Ахматова «Памяти друга»; Ц. Номтоев «Победа»)
  • Какие военные песни вы знаете?
  • Назовите популярных композиторов, которые написали песни о ВОВ войне (Константин Листов, Матвей Блантер, Давид Тухманов и т.д.)

(2 минуты)

Молодцы, ребята, вы все великолепно справились с поставленной задачей и за это получите заслуженную звездочку!

4.2.  Акция «Письмо ветерана»

Учитель Музыки:

 —Вы читали рассказы, расспрашивали взрослых о войне, вы узнали, что почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, был ранен. Это была жестокая война. 

 Сейчас проходит акция «Письмо ветерана» и сегодня на уроке мы присоединимся к этой акции. 

Е.Евтушенко: «Пока мы помним- этого страшного события не произойдет никогда, когда забудем война начнется снова»

Ребята, вы приготовили мини -проекты с защитой которых вы выступите, приглашаем из каждой группы по 1 человеку.

(6 минут)

(Подведение этапного итога деятельности учащихся.)

4.3. А сейчас вы услышите песню, в исполнении вашей одноклассницы Пономаревой Дарьи «Ах, Россия», которую она сама подобрала и выучила к нашему уроку, это стало ее мини-проектом.

(2 минуты)

-Молодцы, ребята, вы все хорошо справились с поставленной задачей. Получите звездочку.

4.4.  Плакаты в годы войны

Учитель ИЗО (2 минуты)

— Война началась внезапно, но уже буквально на следующий день на стенах домов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к местам боёв, появились первые военные плакаты    Кукрыниксов ( творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев.).

 Одна из популярных работ этих лет “Родина – мать зовёт” (1941) – Ираклий Моисеевич Тоидзе. Высота плаката была с пятиэтажный дом, на котором изображена женщина, призывающая сыновей защитить Отечество. 

 И еще плакат  «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», (Где изображен Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом).  Авторы Михаил Куприянов и Порфирий Крылов-герои Советского Союза.

4.5. Кинематограф

Учитель Музыки:

История военного времени запечатлена в песнях, стихах, рассказах и конечно – же в кинематографе.  (слайды 5 -7)

Отгремели давно залпы наших орудий,

А в воронке от бомбы трава-мурава…

Но войну не забыли суровые люди

И смеются сквозь слезы,

Ведь память жива!

Они помнят походы и дальние страны,

И простые,от сердца, народа слова.

Помнят лица друзей, уходивших так рано.

Их слова и улыбки —

Ведь память жива!

(3 минуты)

И еще один исследователь поведает нам о кинематографе в тяжелые военные годы (3 минуты)

Учитель музыки: 

4.6. Песня в военное время.

А сейчас мы поговорим о песне. И о войне. Точнее, о песне на войне. О той, далекой для нас Великой Отечественной, но которую никто из нас не должен, не имеет права забывать.

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

«Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!»

 

И еще один исследователь поведает нам о песни в тяжелые военные годы (3 минуты)

Диалог с учителем. Вопрос-ответ.

Дети формулируют тему

Каждая группа задают по 2 вопроса приготовленные для других групп.

  (А другие отвечают.)

Получают за правильные ответы «звездочки»

Читают дети письма своих прадедов, представляют мини – проекты о прадедах, которые воевали на фронтах ВОВ 

(защищают мини-проекты Обухова Анастасия, Павелица Кристина, Дудкина Валерия, Терентьева Валерия)

Участники получают «звездочки»

Исполняет песню Пономарева Дарья «Ах, Россия!»

Дети смотрят видеоряд с работами художников Кукрыниксов, посвященных ВОВ. 

Читают стихи дети,

С защитой проекта «Кинематограф в военное время» — Дудкина Валерия 

Презентация «Кинематограф в военное время»

защита (3 минуты)

С защитой проекта «Песня в военное время» выступает Пономарева Дарья 

Презентация «Песня в военное время»

(3 минуты)

Познавательные:

— постановка и формулирование проблемы, участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

Личностные УУД:

владение первичными навыками работы с информационно-компьютерными средствами 

Регулятивные УУД:

планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, а также при организации проектно-исследовательской деятельности

Физминутка

(2 минуты)

Песня: «О той весне» исполняет весь класс стоя «О той весне»

https://vk.com/video18715496_171126853

Коммуникативные: умение исполнять хором, сотрудничать
5 этап

проект «Подарок ветерану»

(2 минуты)

Выбор темы и обоснование проекта.

Учитель ИЗО:

— В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь.

— Давайте подумаем, каким образом мы сможем поздравить их?

 Что мы подарим им?  

Сегодня на уроке мы изготовим поздравительную открытку.

 Это будет нашим социальным проектом.(учитель вывешивает образцы поздравительных открыток)  

У вас на столах находится все необходимое для работы с технологической картой. Ваша задача показать свое мастерство и слаженность команд. По завершению работы, защита ваших проектов.

(Учащимся предлагается воспользоваться шаблонами, приготовленными учителем.)

Техника безопасности при работе

Выбор метода работы.

Самостоятельная работа.

Дети получают технологическую карту для работы над проектом; индивидуальный пакет, состоящий из  

шаблона открытки, гвоздики, георгиевской ленты, голубей, вечного огня и т.д.

Познавательные: находить информацию; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Регулятивные: управлять своей деятельностью

 

6 этап: Практическая деятельность

(5 минут)

Учителя контролируют ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся. Практическая работа по группам, изготовление открытки ветерану. Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.  

Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

7 этап: 

Защита проекта по группам 

(3 минуты)

 

Защита проектов по плану:

-какая техника;

— роль каждого участника;

— что помогло быстро выполнить работу

Каждая группа защищают свои проекты по плану.

(по 1 минуте на защиту)

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.

Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

8 этап:

Оценка результатов (подведение итога урока)

(1 минута)

Учитель ИЗО:

Молодцы ребята, славно потрудились! Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера, исследователи, артисты, кинематографы.  Сегодня мы еще раз подтвердили девиз: «Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!»

 Спасибо вам за творчество и труд!

Дети получают звездочки
9 этап: Рефлексия

(3 минуты)

Учитель Музыки: 

Ребята, сегодня на уроке мы говорили о страшном событии, которое затронуло каждую семью нашей страны, мы знаем, мы помним, мы гордимся. И конечно же не хотим, чтобы черная туча – война снова накрыла нашу землю. Мы хотим, чтобы не было больше войны! 

 Дети исполняет песню «Я хочу, чтобы не было больше войны»

Ребята на двери висит «мишень», при выходе из кабинета прикрепите звездочку у тех слов, которые большего всего объясняют ваше настроение, эмоции от полученной информации на конец нашего урока (гордость, радость, доброта, любовь, преданность, отзывчивость)

Спасибо за урок! До свидания! Фотография на память.

Дети хором поют песню «Я хочу, чтобы не было больше войны»;

При выходе из кабинета дети подходят и крепят свои звездочки на нарисованный шаблон салюта на доске.

Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки, уметь выражать свои мысли,

давать эмоциональную оценку деятельности на уроке

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Самоанализ интегрированного урока музыки

Данный урок проводился в 5 классе. В классе 26 учеников (шестнадцать девочек и десять мальчиков). Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывали возможности каждого ученика. Класс был разделен на три группы. Ребята в данном классе очень эмоциональные, все живые и подвижные. Обучение идет по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» автор программы Б. Неменский  и Е.Д. Критская, Т.И. Науменко «Музыка» в разделе «Декоративное искусство в современном мире» и  «Музыка в современном мире: традиции и инновации».

На уроке были поставлены следующие цель и задачи:

Образовательный аспект:

  • знакомство с новыми произведениями искусства;
  • обучение учащихся высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;
  • закрепление умений и навыков, полученных ранее на уроках декоративного творчества;
  • научиться выполнять открытки в технике «бумагопластика».

Воспитательный аспект:

  • воспитание интереса и любовь к истории Отечества;
  • воспитание чувства гордости за людей, отстоявших Родину в годы ВОВ;
  • воспитание уважения к старшему поколению;
  • способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.

Развивающий аспект:

  • развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.
  • развитие умения выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос

Познавательные УУД:

  • определение с помощью учителя и самостоятельно цели деятельности на уроке.
  • планирование практической деятельности на уроке.
  • способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.
    Коммуникативные УУД:
  • умение вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия.
  • вступать в беседу на уроке.

Регулятивные УУД:

  • определять с помощью учителя тему и цель урока;
  • выявлять совместно с учителем проблемы урока.

Перед проведением урока проводилась большая подготовительная работа с детьми. Была проведена экскурсия в краеведческий музей  поселка по исследованию материала для составления викторины. Поиск материала — письма с фронта и их оформление в буклеты.

Все учащиеся класса были вовлечены в познавательную, практическую деятельность урока, участвовали в творческом поиске. Урок был насыщенным и достиг своих основных целей.

По типу урок — комбинированный. Форма урока: беседа, практическая работа. Используемые технологии: информационные; проектно-исследовательские; проектно-творческие; здоровье сберегающие.

Используемые методы: иллюстративно-наглядный; словесный; самоорганизация; рефлексия.  

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; экран; проверочные таблицы; плакаты.

В ходе урока можно было чётко просмотреть все этапы на пути движения учащихся к цели. По форме обучения -лабораторно-практическое занятие, практикум.

Структура урока соответствовала гигиеническим требованиям, места урока в расписании, степени утомления и возбуждения учащихся после предыдущего урока. Взаимосвязь урока соответствовала темам разделов программы.

По технологии на уроке была организована самостоятельная, творческая работа учащихся. Для более прочного усвоения материала использовали на уроке индивидуальные, групповые и фронтальные виды работ. 

Урок продуктивен, интересен, с самого первого этапа между учителями и детьми установились доброжелательные отношения, сотрудничество.

На организационном этапе урока создали эмоциональный настрой к предстоящей работе через не традиционное приветствие (стихотворение.). Вхождение в тему урока (определение целей урока) были использованы видеоряд, стихи, песни в исполнении учителя и детей для актуализации внимания и мотивации к данной теме.

На этапе погружение и углубление знаний использовалась технология проектно- исследовательской деятельности. Дети продемонстрировали свои наработки на литературной странице, представили творческие проекты «Письмо с фронта».  И в дополнении подкрепилось изучением нового материала плакаты в годы войны, кинематограф и песни войны были представлены детьми в виде творческих проектов.

На практическом этапе обучающиеся выполнили творческий проект «Поздравительная открытка». Для проведения практической части урока заранее были подготовлены (шаблоны) для каждой группы, что позволило сократить время на самостоятельную работу учащихся.

Достаточно чётко подведён итог урока, оценены учащиеся.

Рефлексия показа, что урок понравился, учащиеся усвоили изученный материал.

Каждый этап урока и смена действий постепенно погружало к осмыслению изученного материала, глубины его понимания и восстановление физических, духовных сил ученика.

Структура урока выдержана, все этапы урока имели логическую связь. 

Обстановка на уроке была спокойная, рабочая, психологическая атмосфера комфортная. Общение учителей и учащихся носило доброжелательный и деловой характер.

Дидактические материалы и ТСО были подобраны в соответствии с целями урока. Содержание, формы и методы также соответствовали цели урока. На уроке 

прослеживался дифференцированный подход к учащимся, учитывались их индивидуальные особенности. Темп урока оптимальный, эффективно использованы возможности учебного кабинета. Учащиеся  расширили свой кругозор.

Триединая цель урока достигнута, так как все учащиеся успешно справились с заданием.