Автор: Мустяца Ксения Евгеньевна
учитель-логопед МКДОУ детский сад №11
Собираем урожай.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Овощи» для детей младшего дошкольного возраста.
«Собираем урожай»
Автор: учитель- логопед
Мустяца Ксения Евгеньевна
Форма реализации интегрированное мероприятие
Цель: Систематизация знания и повышение речевой активности детей по теме «Овощи».
Задачи:
- Расширить и закрепить словарь по теме «Овощи»
- Познакомить детей с понятие огородом, где и как растут овощи
- Развивать умение детей описывать овощи по цвет, форме и величине.
- Развивать слуховое внимание и сенсомоторные представления.
- Развивать умения подрожать эмоциям (радость, грусть), движениям, звукам.
- Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.
Участники: дети второй младшей группе
Оборудование: костюм пугала, таблички с названиями овощей, стручки гороха из фетра, звуки голоса ворон, капуста из фоамирана, большие муляжи картошки, морковки, свеклы, лука из папье-маше, плоскостные изображения капусты, гусениц, муляжи картошки 15 шт., лопатки, корзина, повязки «Охрана овощей», эмблемы морковки и свеклы, маска зайца, круги- домики из картона красного и оранжевого цвета (по количеству детей), корзина с овощами, веселая музыка.
Предварительная работа: Беседа с детьми по теме «Овощи», рассматривание муляжей- овощей, просмотр мульт- песенки «Запоминай-ка Овощи!», разучивание пальчиковой гимнастики «Капуста».
Планируемые результаты:
– Дети знают где, и как растут разные овощи, умеют различать и называть их.
– Могут самостоятельно описать овощ по цвету, форме, величине.
– У детей накапливается сенсомоторный опыт.
– Повышается интерес детей к окружающему миру.
Ход занятия
В: – Ребята посмотрите в окно, какая хорошая погода, солнышко светит, листочки разноцветные летят. Наступила осень, а это значит, пора собирать урожай. Сегодня мы с вами отправимся в огород и посмотрим, что же в нем растет. А еще мы соберем овощи, и наши повара приготовят для нас вкусный, витаминный салатик.
Дети выходят на участок детского сада.
В: – Ну вот мы и пришли.
Навстречу детям, выбегает огородное пугало.
Ч: – Ой-ой-ой, что же делать, что делать. Как же так!
В: – Здравствуйте, вы кто?
Ч: – Здравствуйте, я Чуча, я живу в огороде и охраняю урожай от разных вредителей.
В: – А мы как раз к вам и шли. Ребята поздоровайтесь с Чучей.
Д: – Здравствуйте!
В: – Мы хотим попросить вас показать нам ваши владения и дать нам немного овощей для витаминного салата.
Ч: – Ой-ой-ой, но мне сейчас совсем некогда. На мой урожай напали вредители и если их сейчас не остановить, то и собирать нам будет нечего.
В: – Ну раз так, тогда бери нас в свою команду, и мы будем вместе спасать твой урожай.
Дети надевают на руки повязки «Охрана овощей» и отправляются в патруль вслед за Чучуй. Для начала они идут к грядке с горохом.
Ч: – Ребята, а вы знаете что это?
Д: – Горох!
Ч: – Правильно. Посмотрите, какого он цвета?
Д: – Зеленого.
Ч: – Давайте я покажу его вам поближе. Это стручок, а в нем спрятаны горошины. Потрогайте, какие они гладкие. Горох очень вкусные и полезные.
Звучит запись голоса вороны.
Ч: – Слышите? Кто это?
Д: – Вороны.
Ч: Они опять прилетели и хотят склевать весь горох.
- Игра «Соберем горох». Дети под музыку подходят к грядке, срывают стручки гороха и складывают их в корзинку.
Ч: – Ох, вроде бы успели, и горох собрали и ворон прогнали. Молодцы ребята. Пойдемте дальше.
Дети переходят к следующей грядке.
Ч: – А это что за овощ, и какого он цвета?
Д: – Капуста, она зеленая.
Ч: – Правильно ребята. Посмотрите, какая она большая как много и нее листочков. Капуста то же очень полезная и вкусная. Но посмотрите, кто же там крадется к нашей капустачке?
Д: – Гусеницы.
Ч: – Да ребята, это вредные гусеницы, послушайте как они хрустят нашей капусточкой ( хрум- хрум). Они так могут съесть всю капусту, давайте ее скорее спасать.
- Игра «Спасаем капусту». Дети по очереди подходят к капусте, срывают листочки и убирают с него гусениц.
Ч: – Ура, спасли!!! А теперь пойдемте, посмотрим, как там поживают моя свекла и морковка.
Дети подходят к следующей грядке. Чуча берет в руки свеклу и морковь.
Ч: – Что -то я запутался, что из них морковь, а что свекла?
Чуча по очереди показывает детям, то одну, то другую руку. А дети называют, что за овощ он показывает.
Ч: – Теперь понятно чем они отличаются морковка- какая?
Д: – Оранжевая, длинная
Ч: – А, свекла?
Д: – Красная, круглая
Ч: – Правильно, а еще у них разные листочки.
Дети рассматривают и трогают листья у морковь и свеклы сравнивая их между собой.
- Игра «Зайка в огороде». Дети надевают на себя эмблемы с изображением моркови и свеклы и под музыку передвигаются по участку, когда в огород прибегает зайчик, дети прячутся в свои домики. «Морковки» в оранжевые домики, а «свеколки» в красные. Игра повторяется 2-3 раза.
Ч: – А теперь пойдемте дальше, я вам еще что-то покажу.
Дети идут дальше по огороду за Чучей.
Ч: – Ну смотрите, кто из вас знает что это?
Д: – Картошка.
Ч: – А картошка то созрела, пора уже выкапывать.
Дети подходят к песочнице и с помощью лопаток выкапывают муляжи картофеля из песка.
Ч: – Какой богатый урожай картошки у нас в этом году.
Стихотворение.
Мы картошку очень любим
Кушаем ее всегда
Жарим, варим, запекаем
Без картошки нам нельзя.
Ч: – Ребята, а давайте поиграем, я знаю одну очень интересную игру.
- Игра «Горячая картошка» Дети под музыку передают по кругу «горячую» картошку быстро, что бы не «обжечь» ручки, когда музыка заканчивается, ребенок у которого оказалась картошка говорит АЙ-АЙ-АЙ
Ч: – Вот и с картошкой мы с вами справились, пойдемте дальше.
Чуча ведет детей к следующей грядке.
Ч: – А это ребята?
Д: – Лук
Ч: – Да ребята это лук.
Для здоровья лучший друг.
Чтоб зимою не болеть,
будем кушать на обед.
Ч: – А вы знаете, почему лук всегда такой сердитый? Потому что, его никто не любит и это его очень расстраивает. Но я вам расскажу один секрет, хотите? (Да) Лук хоть и сердитый, но очень полезный. Давайте посмотрим на него внимательно, какой он формы, а цвета?
Д: – Круглый, желтый
Ч: – Посмотрите какие у него перышки? Потрогайте.
Д: – Зеленые, длинные
В: – Давайте попробуем развеселить нашу луковичку, что бы она перестала быть сердитой и стала очень вкусной.
- Игра «Горе луковое» Дети смотрят на луковичку и повторяют за ней эмоции (радость и печаль).
В: – Ну вот, мы и справились и луковичку порадовали и от вредителей урожай спасли.
Ч: – Да, спасибо вам большое, теперь вы настоящие защитники овощей. Ребята, а вы помните от кого мы спасали урожай?
В: – Горох мы спасли от?… (ворон), а как они кричали? (кар-кар)
Капусту мы спасли от?… (гусениц), как они хрустели капустой? (хрум-хрум)
От зайчика мы что спасли? (морковку, свеклу) Как зайчик прыгал?
А какой, самый сердитый овощ мы встретили на огороде? (Лук)
Ч: – Вот видите, как много всего интересного у меня на огороде. Приходите ко мне в гости в следующем году. Я буду вас ждать, а пока держите от меня подарочек.
Чуча выносит детям корзину овощей.
Ч: – Кушайте овощи и не болейте. До новых встреч.
Список используемых источников
Музыка и звуки: http://drive.gybka.com
– Звуки голоса вороны
– музыка для игры «Зайка в огороде»
Картинки с сайта: http://yandex.ru/images