“Опережающее управление как фактор эффективной деятельности школы”

“Опережающее управление как фактор эффективной деятельности школы”

Ромашина Ирина Владимировна

Опережающее управление как фактор эффективной деятельности образовательной организации

Ромашина Ирина Владимировна,

директор ГБОУ Школы 1179,  RomashinaIV@edu.mos.ru

Клещева Татьяна Валентиновна,

зам. директора ГБОУ Школы 1179, kleschevatv1179@yandex.ru

 

«Опережающее управление – это качественное

управление качеством образования». – Шамова Т.И.

 

 

 

Аннотация статьи: данная статья – результат анализа основных положений проекта стратегии развития образования города Москвы до 2015 г., с позиций практической реализации ее основных принципов.

Материал адресован школьной администрации и методистам.

 

 

Сегодня, когда общество активно обсуждает проект развития образования города Москвы до 2025 года, в не зависимости от того, каким будет окончательный текст данного документа, основные принципы останутся очевидными:

  • Образование для жизни – формирование умений и навыков для жизни и профессии;
  • Развитие талантов каждого;
  • Воспитание ответственного отношения к себе и к городу – формирование у обучающихся культурной идентичности как части городского сообщества;
  • Город для образования. Образование для города – открытость социокультурной среды города в учебный процесс, подготовка высококвалифицированных кадров для экономики города.

Каким же должно быть управление, способное обеспечить успешную реализацию разрабатываемой правительством Москвы  стратегии?

Почти десять лет назад в  интервью журналу «Управление школой» (N05 (488), 1-15.03.2009) Т.И. Шамова, более сорока лет назад создавшая научную школу управления образовательными системами, которую продолжают развивать ее ученики и последователи, выделила разные типы управления: системное, синергетическое, личностно ориентированное, оперативное, проектное, опережающее, рефлексивное, корпоративное, стратегическое, управление рисками, партисипативное и т.д. При этом подчеркнула, что только опережающее обладает таким важным качеством, как интегративный характер, и преследует цель, опираясь на достигнутое, определять будущее и на этой основе готовить необходимые ресурсы, которые должны обеспечить дальнейшее развитие. Только при этом условии можно достичь устойчивого развития образовательной системы.

Для того, чтобы осуществить качественное управление качеством образования, необходимо,  на основе ведущей образовательной парадигмы, выделить актуальные для конкретного образовательного учреждения инновации.

Дошкольное образование, согласно ст.10 п. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, первый и, с принятием ФГОС Дошкольного образования, вполне полноценный уровень общего образования. Это понимают не только педагоги, но и родители: с каждым годом  увеличивается число детей, посещающих группы краткосрочного пребывания, Центры раннего развития и иные учреждения, где основные образовательные услуги предоставляют профессиональные педагоги.

Основная цель начального уровня образования – сформировать и поддерживать высокую мотивацию детей к учебе. Этому способствуют различные виды урочной и внеурочной деятельности, направленные на формирование и развитие умений и навыков в том числе и в привычной для детей онлайновой и оффлайновой игровой среде. Практика показывает, что даже изучение иностранных языков проходит эффективнее и позитивнее, если в дополнение к различным формам, методам и ресурсам, которые учитель использует во время урока, добавить занятие театрального кружка или вокальной группы на иностранном языке.

Основная школа – это тот образовательный уровень, на котором обучающиеся наиболее осознано, хотя и постепенно определяются со своими образовательными приоритетами. Вне зависимости  от количества обучающихся, даже небольших образовательных комплексах, возможно создать условия для того, чтобы предоставить детям возможность попробовать себя в различных областях знаний. Для этого, например, мы предлагаем обучающимся 5-6 классов за счент вариативной части учебного плана выбрать четыре модульных курса, по одному из каждой области знания. Данные курсы короткие, восьмичасовые, а потому безоценочные. Их цель – познакомить с различными областями научных знаний, не вошедших в школьный курс (например: метрология, социология, финансовая грамотность и т.п.). В 7-8 классах каждый ученик выбирает уже два одночасовых (оценочных) годичных курса из той образовательной области, которая является для него наиболее интересной (черчение, право, решение логических задач и т.п.), а в 9-м выбирает курсы, связанные с предметами, по которым предстоит сдавать экзамены.

Таким образом очевидно, что данная практика не только позволяет обучающимся самостоятельно, путем проб и, возможно, ошибок определить те области, в которых они чувствуют себя наиболее комфортно, но и осознанно подойти к выбору профильного и предпрофессионального  образования в выпускных классах средней школы.

Базовые и профильные знания расширяются и углубляются через систему дополнительного образования, для осуществления которого мы используем как школьный, так и городской социокультурный ресурс (участие в городских проектах и программах, таких как академические субботы, профессиональное образование без границ и т.п.).

Описанная система демонстрирует, помимо прочего, интеграцию и преемственность образовательных уровней, что обеспечивает плавное и целостное формирование видения картины мира и своего места в нем у каждого школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемно-ориентированный анализ развития образовательной ситуации в школе, ориентация на основные направления, отраженные в проекте Стратегии развития Образования  и других нормативных документах, позволяет определить перспективные задачи, стоящие перед школой:

  • активизировать организационную работу по созданию в школе благоприятных условий труда и творчества учителей и учащихся, обеспечивающих формирование и развитие организационных, коммуникативных и личностно значимых компетентностей;
  • разработать единую систему мониторинга и развития качества образовательного процесса;
  • продолжить работу по повышению профессиональной компетентности педагогов через научно-практические семинары, психологические тренинги, активизацию самообразования учителей
  • продолжить целенаправленную работу с молодыми специалистами через различные формы методической работы по обеспечению качества образования – результатов обученности, воспитанности и предпрофессиональной подготовки;
  • обеспечить условия для сохранения стабильного контингента педагогов и учащихся.

Таким образом, стратегия развития школы на ближайшие годы  определяется в соответствии с принципами развития образовательной среды с целью обеспечения качества образования.

Для ее реализации, педагогическим коллективом школы определена программа действий, предполагающая:

– введение новых предметов, обеспечивающих знания, умения и навыки учащихся;

– включение в учебные курсы профориентационные и предпрофессиональные знания;

  • режим работы, структура учебного года и ее варианты;
  • совершенствование расписания, структуры урочной и внеурочной деятельносты;

– комплектование классов с учетом интересов (профилизации) учащихся, их потребностей и уровня развития.

Результатом обучения в школе должно стать:

  1. овладение учащимися базовыми компетентностями во всех образовательных областях на уровне государственного образовательного стандарта;
  2. овладение личностно и социально значимыми компетентностями обеспечивающими высокую продуктивность в учебно-познавательной деятельности и разных видах социальной деятельности, процесс самообразования, активное и адаптивное вхождение выпускников школы в социум;
  3. достаточный уровень развития духовно-нравственной и волевой сфер личности, зрелость социальной и гражданской позиции, сознательное общественно значимое поведение, ориентация на трудовую деятельность
  4. сформированность экологической ответственности, культуры здоровья и здорового образа жизни как компонента общей культуры личности выпускника;
  5. осознанный, адекватный личностным способностям и возможностям, интересам и потребностям, отвечающий социальным запросам выбор будущей специальности;
  6. конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы.

Условием и средством реализации миссии школы является определенная образовательная среда, которая способна удовлетворить познавательные потребности одаренных детей и обеспечить высокий уровень языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения и получения дальнейшего профессионального образования.

Модель такой среды основывается на ключевых парадигмах образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации. Основными условиями при этом становятся:

  1. Постоянное повышение квалификационного уровня педагогов, рост педагогического мастерства, как фактор, обеспечивающий оптимальную эффективность и результативность педагогической деятельности.
  2. Своевременное совершенствование школьного компонента содержания общего образования в соответствии с динамикой требований социального, информационного пространства и предпрофессионального образования.
  3. Формирование корпоративного духа на основе единения коллектива школы – сотрудников, педагогов, учащихся и их родителей – как позитивный фактор, обеспечивающий преемственность традиций школы и стабильность позитивного развития образовательного учреждения.
  4. Создание оптимальных условий в школе, отвечающих всем требованиям экологической комфортности и обеспечивающим сохранение и развитие здоровья учащихся и педагогов.

 

 

“Опережающее управление как фактор эффективной деятельности школы”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх