Автор: Перцева Елена Геннадьевна

Педагог-библиотекарь Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Первомайская СОШ)

Сценарий школьного праздника Недели детской книги, посвященный «Путешествию по русским народным сказкам».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Сценарий школьного праздника 

Недели детской книги, посвященный  «Путешествию по русским народным сказкам»

Адресат: учащиеся 3-11 лет

Автор (составитель):
Перцева Елена Геннадьевна,

педагог-библиотекарь

с. Первомайское, 2021 г.

Пояснительная записка

Цель: 

— закреплять и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитывать бережное, трепетное отношение к книге.

Задачи:

Образовательные: 

— закреплять знания детей об особенностях сказки;

— продолжать воспитывать интерес к художественной литературе.

Развивающие: 

— развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, внимание; 

— развивать творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

 

Оборудование и технические средства:

— компьютер, мультимедиа проектор, экран, колонки.

 

Оформление:

Музыкальное оформление:

— музыкальное сопровождение, персонажи (Королева книг, Карлсон, Иван-дурак, лентяй, библиотекарь, ведущие 1-2, девочка, мальчик, чтец).

 

Наглядное:

выставка книг со сказками; 

— рисунки детей.

 

Декорации, реквизит, атрибуты:

— макет огромной раскрытой книги; 

— на стенах, цветы, воздушные шары.

Ход(структура) мероприятия

 

Звучит музыка. На сцену поднимаются ведущие.

Ведущий 2: 

Добрый день дорогие книголюбы!

 

Именно так мне хочется обратиться к вам дорогие гости. Сегодня здесь собрались те, кто любит книгу – учителя, родители, наши уважаемые читатели, добрые и верные друзья библиотеки.

Мы рады приветствовать вас здесь в этом зале на заключительном празднике, завершающем нашу Неделю детской книги, посвященную русским народным сказкам.  

Ведущий 1: 

Сегодня на нашем празднике присутствует директор нашей школы, человек, читающий и знающий очень много, настоящий любитель чтения ……… (ФИО директора). Давайте дадим ей слово.

 

Директор: 

Говорит приветственное слово.

 

Библиотекарь:  

Ребята, сегодня к нам на праздник пришла сама Королева Книга.

 

Королева Книга:

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я вижу, что на наш праздник собралось много гостей. Это замечательно. Значит, праздник будет весёлым и радостным! Я очень богатая королева. В моем царстве, мудром государстве в каждой книге живут свои литературные герои. 

 

Библиотекарь:

А сейчас, Королева Книга, наши ребята исполнят для тебя библиотечные частушки.

 (Исполняют: девочка-книголюб и мальчик, который не любит читать, а любит развлекаться).

 

Мальчик:

Что за шум и гам стоит,

Громко музыка гремит?

Может быть в библиотеке

Стало как на дискотеке?

Фонари вокруг горят,

Модные хиты звучат,

Все танцуют и поют,

На уроки не идут?!

 

Девочка:

Нет, такому не бывать,

И не нужно сочинять!

Там таится тишина,

И порядок там всегда!

 

Мальчик:

Не пойду на физкультуру,

Лучше книжечку возьму,

До звонка на перемену

Все картинки просмотрю.

 

А потом возьму другую,

И еще потом одну,

Но читать я их не буду,

Полистаю и верну!

 

Девочка:

Нет, такому не бывать,

И не нужно сочинять!

Ты картинки не смотри,

Лучше книги те прочти!

 

Мальчик:

По стране несутся вести:

Не стоит прогресс на месте,

Книжек в школе больше нет,

Заменил их Интернет.

 

И теперь в читальном зале

Ноутбук поставили,

Не читать наших ребят,

А играть заставили!

 

Девочка:

Нет, такому не бывать,

И не нужно сочинять!

Компьютер там поставили

Для интернета–читателей!

 

Мальчик:

Если от «гранита знаний»

Закипела голова,

Ты беги в библиотеку,

Рады там тебе всегда!

 

Вместо книжек выдают

«Эскимо» на палочке,

Посчитают, сколько съел,

И запишут в карточке!

 

Девочка:

Нет, такому не бывать,

И не нужно сочинять!

«Эскимо» там не дают,

А вот книги выдают!

 

(Слышится шум мотора. «Влетает» Карлсон, «облетает» весь зал, машет рукой, останавливается перед зрителями, нажимает на кнопку.)

 

Карлсон:

Привет, друзья, а вот и я!

Узнали, верно, вы меня!

Библиотеку пролетал

И вас в окошко увидал.

Смотрю – здесь полон зал гостей,

Так много собралось друзей!

Но без меня, какой же праздник?

Я – Карлсон, главный безобразник!

Люблю играть я и шалить,

Начнём играть!

Кому водить?

 

Королева Книга:

Погоди, погоди, Карлсон! Играть мы, конечно, все любим. Но ты, мне кажется, немного торопишься.

 

Карлсон:

А чего ждать?

 

Королева Книга:

Ну вот, ты сказал, что прилетел на праздник. А какой праздник у нас, знаешь?

(Карлсон потупил взгляд и, стесняясь, водит носком ботинка по полу.)

 

Королева Книга:

А праздник наш посвящён всем тем, кто любит книгу и чтение. А чтобы ты не шалил, я дам тебе очень важное поручение — ты будешь помогать выдавать грамоты и дипломы с именами лучших читателей школьной библиотеки.

 

Карлсон:

Ура! Я это люблю. Я ведь самый главный в мире «выдаватель» грамот и дипломов.

 

Королева Книга:

Вот и хорошо! Но вначале давайте послушаем, что хочет сказать о своих читателях заведующая школьной библиотекой – …………. (ФИО библиотекаря).

 

Библиотекарь: 

Каждая библиотека гордится своим «золотым» фондом — самыми верными, умными, активными читателями. Ведь какой бы технически оснащенной, современной ни была библиотека, главная её ценность — читатели. ……. (количество, число) ребят из начальной школы являются читателями школьной библиотеки

Спасибо вам, что вы у нас есть, несмотря на трудности и сложности не покидаете нас и остаетесь с нами. 

 

Королева Книга:

Наши ребята много читают. И мы хотим в этот праздничный день назвать имена самых активных и преданных чтению читателей библиотеки. 

-идет перечисление;

-вручается грамота или диплом и воздушный шар.

 

Итак, представляю следующую номинацию: «Лучший читатель года». 

-идет перечисление;

-вручается грамота или диплом и воздушный шар.

 

Библиотекарь: 

Спасибо, ребята, что вы находите время посещать нашу школьную библиотеку! 

Королева Книга:

Критериями отбора для номинации «Лучший читающий класс»! были:

  • Регулярное посещение школьной библиотеки всех учеников класса;
  • Наибольшее количество книг, взятых ребятами;
  • Вовремя сданные книги;
  • Отсутствие должников.

По итогам анализа читательских формуляров Дипломом III степени награждается (класс) за активное посещение библиотеки в (год) учебном году. (вручается диплом)

  Дипломом II степени за активное посещение нашей школьной библиотеки награждается (класс). (вручается диплом)

Ну и победителем номинации становится (класс). Молодцы! (вручается диплом)

Королева Книга:

Дорогие гости! У нас большая радость — все дети 1-х классов научились читать. Совсем недавно они отметили праздник «Прощание с букварем» и были посвящены в читатели школьной библиотеки. И сегодня они пришли к нам на праздник, чтобы рассказать, как они любят читать детские книги.

 

Первый ученик:

Уже земля сменила платье,
Надела вешний свой наряд.
Сегодня праздник!
Школьный праздник
Для всех читающих ребят.

 

Второй ученик:

Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.

 

Третий ученик:

Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всем на свете знает
И со мною говорит

 

Разыгрывается сценка “Буквы потерялись”

(На сцене появляется лентяй, в руках у него буквы. Он тихо что-то бормочет себе под нос)

Лентяй:

Я – лентяй. Учиться – лень!
Отдыхаю целый день.
Телевизор на диване
Я могу смотреть часами.
Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Если кто-то скажет вдруг:
“Почитай-ка, Ваня, вслух!”
Покраснею, побледнею,
Ведь читать…я не умею!
Лучше спрячусь я от всех!
Буквы брошу, убегу, ничего я не хочу!

(Лентяй бросает буквы на пол; выходят ребята с буквами в руках и выстраиваются в таком порядке: НИКГА – ЙУЧШИЛ ГРДУ)

 

Карлсон:

Ребята, помогите!

 

Королева Книга:

Ребята, постройте буквы в правильном порядке!

 

Получается фраза: КНИГА – ЛУЧШИЙ ДРУГ.

 

Первая буква: Как хорошо уметь читать!

Вторая буква: Не надо к маме приставать,

Третья буква: Не надо бабушку трясти:

Четвертая буква: Прочти, пожалуйста, прочти!

Пятая буква: Не надо умолять сестрицу:

Шестая буква: Ну, почитай еще страницу!

Седьмая буква: Не надо звать, не надо ждать,

Восьмая буква: А, можно взять и почитать!

Девятая буква: И в десять лет, и в шесть, и в пять

Десятая буква: Как хорошо уметь читать!

Одиннадцатая буква: Все вызывает интерес:

Двенадцатая буква: Далекий космос, ближний лес.

Тринадцатая буква: Загадки — первая ступень в пути.

Четырнадцатая буква: Много жанров ещё впереди:

Пятнадцатая буква: Стихи, рассказы, сказки, басни –

Все вместе: Так смелей теперь иди!

Чтец: 

Мы с книгой умней и богаче.
Нам с ней и расти, и дружить, 
Она задает нам задачи 
И учит, как думать и жить.

И знает каждый ученик:

Книжек в мире много разных,

Интересных и смешных,
Приглашаем вас, ребята
Прочитать побольше их.

 

Королева Книга:

Несмотря на то, что первоклассники записались в школьную библиотеку совсем недавно, но многие из них уже давно стали активными читателями библиотеки. Итак, в номинации «Самый юный читатель» становятся (перечисление, вручается медаль и шарик).

 

Карлсон:

С книжкой вы не расставайтесь. 
Детьми подольше оставайтесь. 
Ведь взрослым вовсе не понять, 
Как можно взять и полетать. 
А Мэри Поппинс, Питер Пэн 
Летать научат вас, 
А добрый Карлсон – супермен 
Поддержит в трудный час!

 

Библиотекарь: 

Сегодня на празднике присутствуют наши верные друзья. Это творческие и очень талантливые люди, с которыми сотрудничает школьная библиотека. Ни одно мероприятие не обходится без их помощи.

Это – (ФИО учителей: русского языка и литературы, истории, начальной школы и др.…), (вручаются благодарственные письма)

 

Королева Книга:

Кстати, не так давно, учащиеся 4- х классов встречались с участниками школьного и муниципального этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», участников которого подготовили учителя русского языка и литературы. И сейчас перед вами выступит один из них:

 

Карлсон:

Именины! Именины!

У Володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек? Нет!

У наших детских книжек!

У стихов, рассказов, сказок

И у толстых повестей…

 

Эта книжкина неделя

Пролетит по всей стране.

Как предвестие апреля,

Как приветствие весне!

 

Библиотекарь: 

Семь дней в конце марта вот уже ….. лет в нашей стране называются Неделей детской книги. Впервые праздник детской книги был проведен по инициативе детского писателя Льва Кассиля 26 марта 1943 года в Москве. 

С той поры ежегодно в дни весенних каникул по всей стране отмечается Неделя детской книги, или «Книжкины именины». 

Каждый год – это Праздник Книги, Читателя, Писателя и Библиотекаря. В этом году неделя детской книги в нашей школе проходит под общим названием «Путешествие по русским народным сказкам». Главными виновниками торжества были книги и герои русских народных сказок. 

 

Королева Книга:

Увидеть вас в который раз 
Герои книг пришли, 
Свои загадки вам они 
На праздник принесли! 

Много сказок интересных
Накопилось за века,
Но особенно известна
Про ……. (Ивана-дурака)

Иван-дурак:

Откровенный, добрый малый
И наивный, как дитя.
Никогда не унывал он,
Делал трудное шутя.
Не пришлось ему учиться,
Мудрость книжную познать,
Но волшебную …. (Жар-птицу)
Только он сумел поймать.
На коньке своем горбатом
Он полсвета обскакал.
Именитым и богатым
Он ни в чем не уступал.
Был простак Иван,
Но щей он
Лаптем все же не хлебал.
Он бессмертного…( Кащея)
Разыскал и наказал.
Русский парень из деревни
Не боялся ничего,
И красавица …(царевна)
Вышла замуж за него.
Ваня пир устроил шумный,
Но без пьянки и без драк,
Потому что он был …(умный),
Очень умный был дурак!

 

Выступают остальные герои русских сказок

 

Библиотекарь:

Кто из нас не мечтал быть самым-самым? Сегодня мы подводим итоги Недели детской книги, и сейчас будут объявлены победители в различных номинациях.

 
Королева Книга:

За активное участие в конкурсах, викторинах, литературных играх в номинации «Лучший знаток Русских народных сказок» награждается…

(герой сказки вручает  диплом и конфету) 

Библиотекарь:

Согласитесь, книгу с картинками (иллюстрациями) читать гораздо интереснее. Ведь картинки помогают лучше представить себе героев и события. 

В Неделю детской книги учащимся нулевых и первых классов представилась возможность самим стать художниками-иллюстраторами русских народных сказок. И в номинации «Лучший художник русских народных сказок» признаны:…….. 

(герой сказки вручает диплом и конфету) 


Иван-дурак:

Внимание! Внимание!

Артисты, спешите!

Отрывки из сказок вы нам покажите.

Смелее, артисты, вперед,

Нас встреча со сказкою ждет!

(сценка)

Книга – чудо из чудес. Самые волшебные книги – это, конечно, сказки. И сейчас вы увидите небольшое сказочное представление — фрагмент из спектакля «Емеля» в исполнении юных артистов школы. 

 

Заключение: герои читают стих

 

Картину пишут красками,
У красок яркий цвет.
Жизнь украшают сказками,
У сказок дивный свет.

Веселые и грустные,
Но добрые всегда,
Волшебные, искусные
Живут в них мастера.

Живут герои разные,
Волнуют нам сердца.
Герои есть прекрасные,
А есть герои зла.

Добро со злом сражается,
Свет побеждает тьму.
Любовь в них прославляется,
Поется гимн уму.

Со сказкой вырастаем мы,
Со сказкою живем,
Мы сказкой вдохновляемы,
Мы сказку в жизни ждем.

Любуемся мы красками
Картинного холста.
Жизнь украшаем сказками,
Которым нет конца!

 

Библиотекарь: 

Наш юный друг! 
Бери с собой в дорогу 
Своих любимых сказочных друзей. 
В заветный час они тебе помогут 
Найти мечту и сделать жизнь светлей! 

 

Королева Книга:

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдем от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться!

 

Неважно, что с книжкой давно мы знакомы,

Пускай и с героем отлично знакомы,

И чем там закончится, тоже известно,

Хорошие книжки всегда интересны.

 

Королева Книга:

Вот и подходит к концу наш праздник. Он не получился бы таким замечательным и ярким без помощи активных и верных друзей библиотеки. Благодарственные письма за преданность, помощь в подготовке и проведении библиотечных мероприятий вручаются: (герой сказки вручают благодарственные письма). 

Этот вечер для вас подготовили юные книголюбы ….. (ФИ, класс ребят)

 

Наш праздник подошел к концу. Кто не выиграл в этом году, не расстраивайтесь! Приходите в школьную библиотеку, читайте, участвуйте в конкурсах, и в следующем году вы обязательно станете самыми-самыми! 

До новых встреч!

Подошел к концу наш праздник небольшой, 
Увлекательного чтения вам желаем всей душой. 
Вам, девчонки, вам, мальчишки, 
С книгой ладить и дружить! 
Пусть любовь к хорошей книжке 
С вами вместе будет жить!

Ведущий:

Мы не прощаемся с вами, мы говорим: «Да здравствуют книги и чтение! До новых встреч!» (Видеоклип и песня «О библиотеке».)

 

 

Использованная литература:

 

  1. Воробьева Е. А., Сидорина Т. В. По дорогам русских народных сказок: сценарий праздника//Управление начальной школы. – 2011. — №10. — С.70-78.
  2. Короткова М. П. Страна Читалия. Михайловск: к 100-летию со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова: литературное путешествие по книгам С. В. Михалкова// Школьная библиотека. — 2013. — №2-3. — С.97.
  3. Пантюхова Т. Ключи к чтению: праздник, посвященный Неделе детской и юношеской книги // Библиотека в школе: Прилож. к газете «Первое сентября». — 2005. — N 4. — С. 14-17.
  4. “Пословицы и поговорки”/ сост. В. Д. Сысоев. – Москва: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007 г. 
  5. Семенихина Е. Расписные ворота сказки: сценарий праздника к открытию Недели детской книги для читателей 7-9 лет // Школьная библиотека. — 2005. — N 1-2. — С. 151-155.