автор: Пичугина Алия Рафаильевна

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад 46 «Надежда», г.Норильск

Опыт использования элементов ОРФ-педагогики в музыкальном развитии дошкольников

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ОРФ-ПЕДАГОГИКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пичугина Алия Рафаильевна

МБДОУ «ДС № «Надежда»

музыкальный руководитель

I  квалификационная категория

 

 

Творческое самовыражение ребёнка является неотъемлемой частью музыкальной деятельности в детском саду. Одним из направлений которое поможет дошкольникам активно развить его является элементарное музицирование.

Элементарное музицирование – простейшее звукоизвлечения на музыкальных инструментах, во время которого можно петь, говорить, двигаться. Процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержание вызывает эмоциональные переживания и мысли. Это направление способствует развитию индивидуальных особенностей детей, раскрытию их талантов в условиях совместной музыкальной деятельности. 

Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которые должны составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста.  Подобный подход получил распространение во всём мире. Существует утверждение ученых, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что видим, и только10% из того, что мы слышим. Исходя из этого, в процесс освоения музыкального языка необходимо включать приемы и методы активного музицирования.

В мировой педагогической практике существует достаточно много известных концепций активного музицирования с дошкольниками, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из известных, является педагогика Карла Орфа Шульверка – «Музыка для детей».

«Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели» — так считал Карл Орф, создатель концепции музыкального образования детей.

Ведущий принцип педагогики К. Орфа — обучение в действии: ребенок вовлекается педагогом в процесс активных действий, связанных с познанием музыки, ведь действие всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. 

Суть занятий по системе Орфа составляет соединение музыки, слова и движения. Особая атмосфера занятия, где царит увлеченность, раскованность, внутренний комфорт на основе широкого применения коммуникативно-двигательных игр. В основе занятия лежит творческая деятельность детей, в которой они могут фантазировать, проявлять индивидуальность, воплощать идеи, импровизировать.

Изучив методическую литературу по данному направлению и пройдя курсы повешения квалификации в ООО «Центр развития человека «Успешный человек будущего» по дополнительной профессиональной программе «Введение в орф-педагогику», я стала активно применять новые элементы данной методики в непосредственную образовательную деятельность с детьми разных возрастных групп. Я заметила, что воспитанникам стал намного легче даваться музыкальный материал, появился больший интерес к музицированию,  благодаря непринужденной творческой атмосферы взаимодействия. Исходя из простого, элементарного принципа доступности творческого музицирования с инструментами, игрушки, окружающие детей, на первоначальной ступени становились детскими музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, которые пробуждали творческую мысль, помогали детям понять, откуда и как рождаются звуки. Звуки, их извлечение из разнообразных предметов, импровизация доставляли детям особое наслаждение.

Ориентируясь на свой опыт использования элементов Орф-педагогики, учитывая их эффективность, мною было принято решение разработать и реализовать долгосрочный образовательный проект «Музыка вокруг нас». Целью данного проекта является: создание условий для изучения детьми простейших навыков элементарного музицирования, формирование способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально — ритмические движения.

В основе проекта лежит принцип элементарного музицирования (пение, речь и движение, игра на детских музыкальных инструментах, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, импровизированная театрализация). Проект предполагает игровой подход в обучении. Игровое обучение – это скрытое систематическое обучение и развитие музыкальности, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.  

Включение элементов Орф-педагогики в процесс воспитательно – образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста в рамках реализации проекта предполагает решение следующих задач:

  • знакомство детей со звуковыми свойствами различных материалов и предметов (бумажных, деревянных, металлических), детских музыкальных инструментов (шумовых, ударных и орфовских) а также голоса и артикуляционного аппарата
  • владение различными способами получения звука и приобретению навыков  игры на инструментах.
  • обогащение тембрового слуха, приобретению навыков интуитивного строительства музыкальной композиции.
  • овладение навыками импровизационного мышления (умение фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях)
  • воспитание потребности в игре на детских музыкальных инструментах;
  • воспитание у детей чувства коллективизма, сплоченности и умение следовать общей идее, веры в свои силы, в свои творческие способности.

Для достижения поставленных задач, на этапе подготовки к реализации проекта я обогатила развивающую предметно-пространственную среду музыкального зала: 

  • бросовым материалом: деревянными кубиками, шарами, палочками, пластмассовыми стаканчиками, веревочками, фантиками, баночками от шоколадных яиц, карандашами;
  • природным материалом: желуди, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.  практически любые предметы, в том числе и самодельные: 
  • различной по фактуре бумагой (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.).

Были подготовлены комплексы игровых упражнений «Веселая разминка», «От жеста к музыке», «Что за чудо инструмент?» «Топ-хлоп повтори», цикл интерактивных музыкально-ритмических упражнений «Все сам», сборник тематических стихов, консультативный материал для воспитателей по темам «Элементарное музицирование по системе Карла Орфа», «Использование элементов Орф-педагогики в организованной и самостоятельной деятельности дошкольников», «Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка», аудио и видео-фонотека, нотная библиотека.

С целью привлечения внимания к проблеме творческого развития, а также ознакомления с методическими приемами организационного процесса в музыкальной деятельности с опорой на технологии К. Орфа в план реализации включила сотрудничество с родителями. Использовала такие формы как выпуск печатной продукции на тему: «Музыкальное воспитание по системе Карла Орф», «Музыкальные инструменты в нашем доме», «Поем, играем и танцуем вместе с ребенком». Была организована выставка самодельных музыкальных инструментов «Мой любимый инструмент». В социальной сети Инстаграм в официальном профиле детского сада был размещен музыкальный блок «Дома с музыкой». Который вулючает: мастер-класс по изготовлению инструментов из подручных материалов «Бубен в руки мы берем», дидактическая игра с применением бросовых материалов «Шумовая коробочка», музыкально ритмическая игра «Щелк, шлеп не зевай как играю повторяй», данные музыкальные игры воспитанники могут проигрывать дома со своими родителями.

Проект «Музыка вокруг нас» я реализую с дошкольниками старшей возрастной группы в форме включения элементов Орф-педагогики в непосредственную образовательную деятельность (далее – НОД)  два раза в месяц. При организации НОД я придерживаюсь определенного алгоритма.

Вступительная часть начинается с появления героя, который вводит дошкольников в проблемную ситуацию. Далее следует разминка: вхождение в единый метро-ритм того стихотворения, которое будет разучиваться на занятии (покачивания, перенесение веса тела с одной ноги на другую, махи руками, дыхательные упражнения с руками, игру типа «Ритмическое эхо» (упражнения с применением звучащих жестов с использованием элементов ритма стихотворения по фразам).

Основная часть состоит из 3 направлений и предполагает:

  • непосредственно работу над текстом и движением (речь и движение);
  • инструментовку ритма стихотворения звучащими жестами или бросовым материалом;
  • инструментовку с использованием музыкальных инструментов, природных материалов, бросовых материалов;
  • создание единой формы, композиции, в которой сочетаются речь, движение и инструментовка.

Заключительная часть предполагает решение проблемной ситуации и рефлексию (дети выражают свои чувства, эмоции, которые возникли у них в ходе занятия, рассказывают, что им понравилось делать, что нового они узнали или чему научились).

Каждое НОД может состоять  из следующих видов деятельности: 

  • двигательная разминка;
  • упражнения с текстом;
  • использование звучащих жестов;
  • оркестровка звучащими жестами;
  • работа над метрической пульсацией; 
  • оркестровка шумовыми инструментами; 
  • игра;
  • создание композиции – «единой формы» занятия, когда в конце НОД все его компоненты – разминка, речевые упражнения, звучащие жесты, оркестровка, двигательные навыки и упражнения, танцевальные и голосовые импровизации – объединяются в композицию.

На этапе завершения реализации проекта «Музыка вокруг нас» я отмечаю, что включение приемов творческого развития Карла Орфа в музыкальную деятельность положительно влияет на динамику развития дошкольников: наблюдается развитие эмоционально личностной сферы, чувство ритма, тембрового слух, звуковысотного слуха, фантазии, расширение коммуникативных навыков и творческих способностей, повышение креативности и самостоятельности. В результате занятий у дошкольников формируется устойчивый интерес к совместной деятельности, к элементарной импровизации, музицированию со звучащими жестами, играм со звуками, импровизированному движению, речевому музицированию, инструментальному музицированию. 

Использование элементарных движений в танцах и играх, неординарное использование игрушек, бытовых предметов, позволили мне создать педагогические условия для занимательного музицирования – пения и танцев с инструментами и предметами, превращая их в творческий, увлекательный процесс.

В перспективе я планирую использовать элементы педагогики Карла Орфа Шульверка в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), которые посещают группы компенсирующей или комбинированной направленности. Поскольку у многих детей с ОВЗ отмечается задержка психоречевого развития, то применение элементов данной технологии, по моему мнению, поспособствует решению коррекционно – образовательных задачх по речевому развитию дошкольников. Ведь  Орф — педагогика – это воспитание и развитие через искусство, и творчество, основанное на взаимосвязи музыки, движения и речи.

 

Список литературы 

  1. Т. С Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина  Программа Эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество  под ред. Т.С Комарова. Изд.2-е,  испр.и доп. Москва. Педагогическое общество России. 2002.
  2. Н. А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.: Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной -2-е изд, испр.и доп. Москва. Просвещение. 1982.
  3. Т. Э. Тютюнникова «Учусь творить». Элементарное музицирование:  «Музыка, речь, движение». Москва. 2003.
  4. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование для дошкольников».М., 2004г. Internetресурс: www.orff.ru
  5. Е. Забурдяева, Н. Карш, Н. Перунова «Посвящение Карлу Орфу» Учебное пособие по элементарному музицированию. Выпуск II «Поем, танцуем, играем в оркестре». – СП: Невская нота. 2008.
  6. И. Каплунова «Наш веселый оркестр». Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. I часть. Санкт Петербург: Невская нота. 2013.
  7. И. Каплунова «Наш веселый оркестр». Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. II часть. Издательство ООО «Лансье». 2018.