автор: Портнова Елена Михайловна
воспитатель МБДОУ “ДС № 95 “Снежинка”
Использование произведений устного народного творчества как средства развития выразительности речи детей дошкольного возраста.
Портнова Елена Михайловна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 95 «Снежинка»
г.Норильска, Красноярского края.
В свете основных тенденций развития современной педагогики – гуманизации образовательного процесса и его открытости культуре – приобщение детей к народной культуре и искусству представляет собой одно из приоритетных направлений дошкольного образования. Важной частью национальной культуры является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка. В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, ее культуре; даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи; фонетической, лексической, грамматической. Речь является важным средством самовыражения ребёнка.
Устное народное творчество выступает эффективным средством развития выразительности речи, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка», обогащая тем самым детскую речь. Русские народные сказки, потешки, прибаутки, как наиболее интересные и актуальные для дошкольников фольклорные жанры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.
Георгий Семенович Виноградов, посвятивший свою жизнь, изучению детского фольклора сказал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор».
Проанализировав, условия жизни и взаимоотношения воспитанников в семьях, был сделан вывод, что Норильск, со своими природными условиями и особенностями социальной жизни лишает детей дошкольного возраста возможности общения с окружающим миром в полную силу. У родителей недостаточно времени, педагогических знаний и заинтересованности в организации детской деятельности. Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика.
Изучив методическую литературу, проведя диагностику детей по развитию речи, анкетирование родителей по теме «Приобщение детей к истокам русской культуры» было решено уделить внимание развитию речи детей через знакомство с устным народным творчеством.
Для качественной реализации данного направления был организован кружок «Колобок». Цель, которого научить детей понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи.
Работа кружка предполагает решение целого ряда задач: помочь ребенку овладеть умением полноценно общаться, пользоваться в общении разными формами и типами высказываний; развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи; удовлетворять возникшую у ребенка потребность в художественном слове; развивать представление о жанре; воспитывать любовь к устному народному творчеству, родному языку.
Для реализации поставленных задач выбраны следующие направления работы:
- работа над выразительностью речи: дыханием, темпом речи, силой голоса;
- над произношением, ударением,
- работа над интонацией: радость, грусть, сожаление, удивление, равнодушие, восхищение, недовольство, вопрос,
- работа по овладению лексическими возможностями языка: употребление синонимов, антонимов, понимание значения слова,
- работа по использованию форм и методов в обучении выразительности речи: сжатый и подробный пересказ текста, рассказ об увиденном, прослушанном, построение предложений по опорным схемам, выразительное чтение произведений, изучение речевого этикета,
- работа по использованию в устной речи малых форм фольклора: чистоговорок, потешек, дразнилок, колыбельных, поговорок, приговорок, пословиц, небылиц, перевертышей, сказок, народных игр,
- праздники и развлечения.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Фольклор является идеальной платформой для системной работы по усвоению основ красноречия.
Стараясь соблюдать русские традиции в повседневной жизни детей всех возрастов, подобран фольклорный материал в соответствии с возрастом детей. Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомят с колыбельными песнями, потешками, приговорами, закличками. Малыши не только слушают, но и сами поют куклам про Кота-воркота, про гулей. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками. Объясняя детям, происхождение пословиц и поговорок, подчеркиваем такие их особенности, как иносказательность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного.
Особую роль в развитии ребенка дошкольного возраста играет сказка, поэтому были использованы различные формы работы со сказкой. Например, игры-драматизации, пересказ, придумывание нового сюжета сказки, составление сказок по иллюстрациям, сочинение авторских сказок.
Одним из жанров устного народного творчества являются народные игры. С играми тесно связаны считалки, приговоры-мирилки. Главная особенность считалок – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Детям нравится самим придумывать считалки, подбирать рифмы. Для примирения в играх используют приговоры-мирилки.
В старшем дошкольном возрасте появляется еще и сатирический фольклор – дразнилки, прозвища. Обыгрывая дразнилки, учим детей не обижаться, достойно отвечать, вступая в словесную дуэль, развиваем чувство юмора. Чтобы дать детям представление о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании, знакомим с былинами.
Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. С этой целью был оформлен «Речевой дворик». Он включает в себя чудо-дерево, дидактический домик, разнообразных жителей, сундучок слов. Чудо-дерево появилось из сказки К.И.Чуковского «Чудо-дерево». С помощью чудесного дерева решаются самые разнообразные задачи по всем направлениям развития речи. Здесь появляются: картинки, письма с игровыми упражнениями и заданиями для детей (в группе, индивидуально, подгруппе); различные поддувалочки (листочки, пушочки, бабочки, лодочки); игры и задания на развитие мелкой моторики руки. «Сундучок слов» – это копилка, своеобразный накопитель материала. Дидактический домик широко используется в индивидуальной и подгрупповой работе. Вокруг домика разворачиваются разные события, содержание которых направлено на отработку пространственных предлогов, выразительности речи (дыхание, сила голоса, темпа речи), интонации: радость, грусть, сожаление, восхищение, вопрос, осуждение; употреблении в речи синонимов, антонимов, многозначных слов.
Домик заселяет разные персонажи с учетом тематики месяца. Персонажи встречают гостей, рассказывают им сказки, читают потешки и поговорки, поют колыбельные, путешествуют по сказкам, их ждут разнообразные встречи и т.д.
С целью создания педагогических условий для речевого развития детей подготовлена: картотека народных игр; подборка словесных игр и упражнений на развитие речевого опыта и расширение активного словаря детей; подборка игр на развитие культуры и техники речи; подобрана и используется в работе гимнастика мимико-артикуляторных мышц, с целью улучшения подвижности органов артикуляции, укрепления мышц лица; разработана серия занятий по развитию выразительности речи с использованием фольклора.
С целью привития у детей любви и уважению к книге, театру оформлен творческий уголок, в который вошли: библиотечка устного народного творчества; театр кукол; подборка аудио – видео материала; уголок развивающих игр; творческий уголок, где выставляются работы детей и родителей.
Важным условием развития речи детей является тесная связь с родителями воспитанников. С целью взаимодействия с семьями воспитанников её был создан клуб заботливых родителей «Ладушки», цель клуба – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка группы; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша. С целью знакомства родителей с жанрами русского фольклора для родителей ведется рубрика «По страницам устного народного творчества».
Особая роль уделяется речевой среде, в которой воспитывается и развивается ребенок. В родительском клубе «Ладушки» были разработаны «Речевые правила для родителей»: в окружении детей должна звучать чистая, правильная, грамотная, культурная речь; детям много выразительно читать; дети должны иметь возможность прослушивать записи художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов; окружающие взрослые должны тактично исправлять речевые ошибки и неточности ребенка; взрослые должны учить детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты.
В результате такой комплексной работы возросла заинтересованность родителей в развитии речи, способностей своих детей, чаще стали обращаться с просьбой помочь подобрать различные игры и задания для развития детей, активно участвуют в речевых традициях группы: «Копилка слов», « Я дарю тебе словечко», делятся опытом по воспитанию и развитию детей. Родители группы принимают активную жизненную позицию и участвуют в мероприятиях, проводимых в группе и ДОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бойчук И.А., Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб.: Детство-пресс, 2009.
- Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего
дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976.- 178с.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей: метод. пособие для воспитателей дош. Образоват. Учреждений – М. : Просвещение, 2007. -206 с.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006.