автор: Левинская Екатерина Владимировна
Учитель-дефектолог ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»
статья: “Применение элементов сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики по методу М. Лынской в работе с детьми 3-4 лет с ТНР”
Применение метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики в работе с детьми с ТНР
Артикуляционная гимнастика является необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков речи, развития мышечной силы органов артикуляции и др. Ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению первых слов; становлению слогового ритма и пр. Зачастую детям младшего школьного возраста не интересны предлагаемые в литературе традиционные артикуляционные упражнения. Многие из них предназначены для детей старшего возраста и используются на подготовительном этапе в работе по коррекции звукопроизношения.
У нас в Доме ребенка второй год существует группа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Эту группу посещают дети от 2.5 до 4 лет. Перед нами стояла задача поиска эффективных методов формирования артикуляционных укладов, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения.
Основой для нашего направления работы стала апробация и использование авторского метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики М,И.Лынской.
метод сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики подходит ребенку, если логопед наблюдает в его развитии следующие особенности:
- Нарушение целенаправленности и концентрации внимания;
- Недостаточность зрительного и слухового восприятия;
- Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы;
- Особенности нейропсихических процессов: нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, эмоциональная лабильность, невротические реакции;
- Невозможность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить полноценную картину окружающего мира.
Элементы авторского метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме, с опорой на базовые виды чувствительности: тактильные, вкусовые, обонятельные и зрительные.
В проведении артикуляционной гимнастики мы используем комплексы игровых артикуляционных упражнений с использованием системы визуализации, сенсорной интеграции.
Эти комплексы могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий, или же являться самостоятельными занятиями. Мы с детьми проводим эти комплексы подгруппами.
Необходимым звеном каждого комплекса является «сенсорный поднос», использование которого позволяет:
— развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными: детям разрешается изучать материал, нюхая и пробуя на вкус;
— ритмизировать деятельность детей: ведь регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важна подобная визуализация для детей, не понимающих речь);
Сенсорный поднос представляет собой красивый поднос, на котором укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства:
пакетики со специями; мешочки с ароматными травами;
- натуральные овощи, фрукты, продукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы);
- печенье, хлебные палочки, сироп шиповника, баранки
- зондозаменители: коктельные трубочки
Мы в своей работе используем подносы 4 основных цветов, что дополнительно позволяет закреплять представления о цвете.
В зависимости от первоначальных возможностей детей, поначалу упражнения могут выполняться взрослыми перед детьми, затем детьми пассивно (с помощью взрослых), постепенно переходя к самостоятельному выполнению.
Наполнение сенсорных подносов варьируется нами перед проведением артикуляционной гимнастики.
Вывод: Метод сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможностей у детей с ТНР. Важно, чтобы при выполнении упражнений дети не принуждаются к выполнению упражнений, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС