Интегрированный подход в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста



автор: Руссова Татьяна Валерьевна

Воспитатель МАДОУ детский сад “Солнышко”

Интегрированный подход в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста

Интегрированный подход в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста

 

Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка, обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания  и разнообразной художественно-творческой деятельности. И чтобы установить взаимосвязь между знаниями нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.

Проблема интеграции в обучении, воспитании и развитии детей в данное время является актуальной. Понятие интеграция включает несколько определений: взаимосвязь, взаимопроникновение, сближение, восстановление. Интеграция – это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у детей-дошкольников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Проведя  анализ литературы по вопросам интеграции, пришла к мысли, что  необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Деятельность интегрированного характера вызывает интерес у дошкольников, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Вопросами интеграции в дошкольной педагогике занимались Григорьева П.Г., Казакова Т.Г.,  Сакулина Н.П. другие педагоги и методисты. Комарова Т.С. и Доронова Т.Н. разработали методику в дошкольном воспитании,   в основе которой лежат интегрированные блоки (циклы).

Приоритетное внимание, по мнению Комаровой Т.С., должно быть уделено игре, рисованию, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности.

В своей работе, на примере Комаровой Т.С. и Дороновой Т.Н., я разработала свою программу «Акварелька», в которой сгруппировала  разные виды художественной деятельности в своеобразные блоки (циклы) содержательной работы с детьми. Для блоков (циклов) выбрала такое содержание, которое интересно детям, вызывает у них положительное эмоциональное отношение, позволяет интегрировать виды художественной деятельности (музыкальные, речевые, по ознакомлению с художественной литературой), детской художественно-творческой деятельности, игры;  варьировала формы работы с детьми и методы организации работы (вся группа, подгруппы, индивидуально). Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.

Исходя из задач и возможностей детей, привожу к гармоничному или координированному целому, перестраиваю, иногда добавляю, заменяю  или удаляю элементы или части в уже запланированном содержании.

Интегрированный подход к развитию способностей предусматривает комплексное решение наиболее важных задач. Вот некоторые из них: социализация ребёнка;  развитие воображения; развитие инициативности и самостоятельности; развитие художественно-творческих способностей.

       Все эти задачи возможно решить на одном занятии, но они должны быть логически связаны между собой. И такую логическую связь даёт интеграция образовательного процесса, что очень привлекательно для меня как воспитателя изодеятельности (например: рисование, аппликация и игра (интеграция в занятии кружковой деятельностью из цикла «Круглый год» по теме: «Бабочки, которых я видел летом»).

В своей работе я использую:  элементы ТРИЗ, экспериментирование и моделирование, нетрадиционные техники рисования, коллективное творчество детей, сотворчество детей и родителей.

Реализация основных образовательных задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Так, например, по теме «Домашние животные»  из цикла «Ярмарка» в изостудии оборудовала выставку изделий дымковских мастеров, всё необходимое для изготовления дымковских игрушек (глина, инструменты-помощники, яркие краски, кисти и т.д.). В процессе ознакомления дети узнают о промысле, профессии художника-декоратора, читают стихи о дымковской игрушке, рассматривают иллюстрации и изделия дымковских мастеров, сами изготавливают плоскостные силуэты и расписывают их под «дымку». По окончании работы воспитанники готовят выставку детских работ и сочиняют сказки об игрушках.

В процессе изобразительной деятельности детям предоставляю свободу выбора материала, способов изображения. Нередко выступаю в роли «соучастника» творческой деятельности (особенно для детей раннего и младшего дошкольного возраста), советчика, уважительно отношусь к замыслу ребенка. Развиваю  у дошкольников способность отстаивать свой замысел, умение аргументировать выбор изобразительно-выразительных средств. Благодаря этому устанавливаются доверительные взаимоотношения между мною и детьми, создаётся атмосфера взаимопонимания, эмоционального комфорта и заинтересованности.

И также я считаю, чтобы ребёнок развил свой творческий потенциал в изобразительной деятельности, он должен иметь возможность получать помощь от педагога, что возможно, только при индивидуальном подходе к ребёнку и в условиях работы с небольшой группой детей, что удачно предусмотрено в нашем детском саду.

Для успешной работы с детьми в изостудии созданы все условия: художественно оформлено помещение изостудии, которое тематически меняется в течение учебного года; имеется наглядный и иллюстрированный материал (декоративно-прикладные изделия, картины, репродукции); наличие изоматериалов (карандаши, мелки: цветные, восковые, акварельные, угольные, пастель, краски: гуашь и акварель, пластилин, цветная бумага, кисти всевозможных номеров, ножницы, бумага и салфетки  разной фактуры, природные материалы, картон, штампы, трафареты, бросовый материал и др.); оснащение (музыкальный центр, мольберты, магнитные доски).

Считаю, что педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях художественно-эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей. Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности: речевой,  театрализованной, изобразительной, музыкальной. Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Так складывается интеграция содержания изобразительного и речевого развития (например: слушание музыки, чтение художественной литературы, разучивание стихотворения, рисование, игра в интеграции на кружке изодеятельности в блоке «Праздники» по теме: «Праздничный парад» (рисование парами), изобразительного и музыкального (например: слушание музыки, рисование, игра (по замыслу) из цикла «Музыка настроения», тема: «Осенняя сказка»), при этом связующим элементом выступает образ (художественный и речевой). Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.

  Педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, педагоги  дополнительного образования), детей и родителей. Например: слушание музыки, аппликация, рисование (интеграция деятельности в сотворчестве детей и родителей) в цикле «Зоопарк» на тему: «Птички клюют ягодки на ветке»; конструирование, аппликация, рисование, пальчиковые игры, детское словотворчество из цикла «Волшебный сад» в коллективной работе на тему: «Бабочки и цветы».

Преимущества интеграции процесса обучения и воспитания  в непосредственной образовательной деятельности безусловны. Ведь объединяя различные  области знаний в одном творческом процессе, экономится время для игр, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.

Интегрированный подход в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх