Автор: Садыкова Оьлмесхан Баймуханбетовна
воспитатель Норильск
Проект подготовительной группы «Звездочки» и старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Ромашка» на тему «Дорогою добра»
Проект подготовительной группы «Звездочки» и старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Ромашка» на тему «Дорогою добра»
« Если добрые чувства не воспитаны в детстве,
их никогда не воспитаешь»
В.А.Сухомлинский.
Тип проекта: информационно-творческий, детско-родительский.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.(Дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Ромашка» и дети общеобразовательной подготовительной группы «Звездочки»; воспитатели: Костина Л. П., Куликова В. Л., Грекова А.С.; учитель-дефектолог Гринько О.Б., родители групп «Ромашка» и «Звёздочки»).
Продолжительность: долгосрочный(октябрь 2017г – апрель 2018г.)
Проблема: В мире нанотехнологий, когда люди уже искушены во всех сферах жизни,мы не замечаем сути бытия: близких, нуждающихся в нас; братьев наших меньших, зависящих от нас; окружающих мир, к которому имеем непосредственное отношение. Недостаток внимания к близким, жестокое обращение с животными, безучастие к окружающей действительности – является составляющим элементом образа действия человечества в его укладе. Нам стало неведомо, что такое добро.
Актуальность: Дети – социально активная часть общества, участвующая в меру сил и возможностей в общественной жизни. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, насколько они готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества.
В нашем МБДОУ «ДС No 46 «Надежда» функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР, которые посещают дети со статусом ОВЗ). Встречаясь с воспитанниками общеобразовательных групп (на культурно-массовых мероприятиях, досугах, на прогулке и т. д., многие дошкольники, посещающие группу компенсирующей направленности, ведут себя скованно, стесняются принимать участие в коллективных играх, трудно контактируют с нормально-развивающимися сверстниками; возможно проявление неадекватной реакции (агрессивность, капризы и т. д., они недостаточно социализированы. Нормально развивающиеся дети также не обращают внимания, как они задели сверстников, инициировали некий проблемный момент и не в силах ее разрешить. Возможность преодолевать личное самолюбие, принимать во внимание взгляды и суждения товарищей, проявлять великодушие, сострадание и сочувствие близким – это те важные черты личности, которые важно привить в самом начале становления личности. Этот проект направлен на формирование дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к ближнему своему, оказание помощи.
Цель: Распространение ценностей толерантности среди нормально развивающихся детей и воспитанников с ОВЗ.
Девиз проекта: Твори добро, и оно к тебе вернется.
Задачи по работе с детьми:
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию детей.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Формировать у детей положительное, толерантное отношение ко всем людям.
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
- Закреплять знание правил вежливого общения, совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи по работе с родителями:
- Заинтересовать родителей в воспитании и формировании нравственной культуры детей;
- Повысить компетентность родителей по теме «Воспитание в семье»
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Ожидаемый результат:
- Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
- У детей повысилась способность договариваться между собой, у детей сформированы социальные навыки общения,
- Дети с ОВЗ открыты, активны, свободно идут на контакт со сверстниками независимо от особенностей собственного развития.
- У детей сформировано положительное отношение ко всем людям.
- Дети оказывают друг другу помощь и поддержку, проявляют заботу, совершают добрые поступки в отношении других детей, соблюдают правила вежливого общения.
- Родители участвуют в воспитании и формировании нравственной культуры детей.
Этапы работы над проектом:
Первый этап(подготовительный)
- Подбор методической литературы.
- Подбор литературы (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, песни), подбор картин, фотографий, иллюстраций, изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта(анкетирование, родительское собрание).
Второй этап(основной)
Месяц | Мероприятие,
форма организации |
Задачи мероприятия | Дата проведения | Сотрудничество с родителями |
Октябрь | 1. Беседа «Давайте дружить!» (на каждой группе) | Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», предложить детям дружить с детьми из группы «Ромашка», обсудить предстоящее знакомство, как принимать гостей. | 1 неделя
месяца |
Анкетирование, родительское собрание.
Цель: Выявить, владеют ли родители информациейо инклюзивном образовании. Повышать уровень родительской компетентности в вопросе инклюзивного образования. |
2. Знакомство «Принимаем гостей»
(совместные встречи, на обеих группах) |
Закреплять навыки общения со сверстниками, развивать диалоговую речь. Продолжать расширять представления о правилах культурного поведения. Воспитывать коммуникативные качества: активность, чувствительность к состоянию других людей, развивать эмпатию. | 2 и 3 неделя
месяца |
||
3. Познавательно-развлекательное мероприятие «Что такое доброта…»(совместное) | Расширять знания о духовно-нравственном понятии «доброта»; формировать личностное отношение к окружающему миру; способствовать гармоничному развитию личности. | 4 неделя
месяца |
||
Ноябрь | 1.Просмотр и обсуждение мультфильмов «Добро пожаловать», «Сказка про доброго носорога», «Как ослик счастье искал» (по выбору). | Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. |
1 неделя
месяца |
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей». |
2. Тематический день «День Доброты»
(13 ноября – Всемирный день Доброты, 16 ноября – международный день толерантности) |
Воспитывать и развивать практический опыт дошкольников проявления доброты, взаимопомощи по отношению к окружающим.
воспитывать потребность в проявлении навыков культурного поведения в различных ситуациях, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. |
2 неделя
месяца |
||
3. «Творческая мастерская»
(Изготовление подарка ко дню Матери). |
Способствовать развитию творческих способностей, воспитывать аккуратность, художественный вкус, творческую инициативу, желание оказать помощь в изготовлении подарка. | 3 неделя
месяца |
||
4. Утренник «Мама – солнышко моё!»
(совместно с родителями) |
Способствовать улучшению взаимоотношений в семье, укрепить в душе ребенка любовь к матери, уважение к женщине.Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. | 4 неделя
месяца |
||
Декабрь | 1.Игра «Дерево дружбы» | Формировать у детей доброжелательное, толерантное отношение ко всем людям, учить замечать в каждом человеке положительные качества. | 1 неделя
месяца |
Консультация для родителей с применением интерактивных игр «Общение с ребенком» |
2.Чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Добрые слова»,Г. Остер «Вредные советы». | Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие. | 2 неделя
месяца |
||
3.Творческая мастерская «Помощники Деда Мороза»
(совместное) |
Объединяя детей в совместной продуктивной деятельности, воспитывать у них, желание сделать что-то для других детей, принести им пользу. Способствовать развитию творческих способностей, воспитывать аккуратность, художественный вкус, творческую инициативу. | 3 и 4 неделя месяца | ||
Январь | 1. Развлечение «Коляда»
(совместное) |
1 неделя
месяца |
Консультация для родителей «Инклюзивное образование» |
|
2. Беседа «Дружба и друзья» | Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о дружбе. Развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному мировоззрению. Развивать представление, творческий потенциал ребенка. | 2 неделя
месяца |
||
3. Слушание песен Б. Савельева «Настоящий друг», «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце» | Продолжать воспитывать добрые, дружеские отношения среди детей группы. | 3 и 4 неделя месяца | ||
Февраль | 1.Развлечение по ПДД «В Стране Добрых знаков». | Формировать навыки безопасного поведения на дорогах. Закрепить основные знания детей о дорожных знаках, светофоре и проезжей части.
Мотивировать детей на совершение добрых поступков, помощи другим детям. |
1 неделя
месяца |
Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью». |
2.Психогимнастика «Не сердись, улыбнись!» | Продолжать формировать у детей представление о доброте, как важном человеческом качестве. Стимулировать желание проявлять сочувствие, заботу и отзывчивость к окружающим. | 2 неделя
месяца |
||
3.Досуг «Жить – родине служить»
(совместное) |
Создать праздничное настроение.Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов, а также в речи или через песню. | 3 и 4 неделя месяца | ||
Март | 1. Разучивание мирилок | Воспитывать доброе отношение к близким людям, к своим сверстникам, уметь исправлять свои ошибки. | 1 неделя
месяца |
|
2.Словесные игры «Назови ласково», «Угадай, кто позвал» | Упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе. Закреплять умение называть уменьшительно-ласкательные имена. Воспитывать чувство симпатии друг другу. | 2 неделя
месяца |
||
3.Инсценировка сказки В.Сутеева «Под грибом»
(совместно с родителями) |
Развивать образное мышление, актёрские способности. Побуждать детей к активному общению, умение строить диалог. Способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу. Побуждать эмоционально, воспринимать сказку. | 3 и 4 неделя месяца | ||
Апрель | 1. Пальчиковая игра «Строим теремок» | Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников; речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему. | 1 неделя
месяца |
|
2. Конкурс рисунков «Я рисую своего друга» | Уточнить представления детей о понятиях «друг», «дружба», «доброжелательность», их важности в жизни людей Продолжать учить детей размышлять над нравственной сутью своих действий; побуждать быть неравнодушными к окружающему миру и видеть в нём красоту. | 2 неделя
месяца |
||
3. Итоговый праздник «Наш любимый детский сад»
(совместное) |
формировать умение оценивать поступки окружающих. Воспитывать у детей честность, скромность, вежливость, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим. | 3 и 4 неделя месяца |
Третий этап (заключительный)
Конкурс рисунков «Я рисую своего друга»
Фотовыставка «Наши добрые дела».
Оформление выставки детских работ «Страна доброты».
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».
- Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
Дополнительный материал:
Познание
Беседы: «Что такое добро и доброта».
«Как отличить хороший поступок от плохого».
«Чем порадовать друга».
«Добрые слова улучшают настроение».
«Какими могут быть добрые дела?
«К чему ведут ссоры».
«Почему нужно уметь уступать».
«Добрый человек не оставит в беде».
«Мои хорошие поступки».
«Как помочь товарищу в трудную минуту».
«Природа добрая и злая».
Беседа с рассматриванием иллюстраций на темы: «Моя бабулечка», «Моя мама», «Какой я?».
«Как я помогаю маме?», «Зачем помогать животным и птицам?», «Что значит: «Жизнь дана на добрые дела?».
Развитие речи
Составление описательных рассказов на тему: « Птичка – невеличка», «Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел»,«Почему добро побеждает зло», «Мой любимый сказочный добрый герой».
Рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», «Мои добрые дела».
Рассказы по картинам: «Моя семья»,
Речевая ситуация «Помощь котёнку».
Составление загадок о доброте.
Чтение:
С. Михалков « Птичья столовая».
В. Бианки « Синичкин календарь».
«Сказка о добре», «Снежная королева», «Золушка».
Русские народные сказки: «Два жадных медвежонка», «Три сына», «Морозко», «Красная шапочка».
А. Барто «Вовка- добрая душа».
В. Осеевой «Добрые слова», «Синие листья», «Что легче?».
Разучивание стихотворения: «Доброе утро».
В. Катаев «Цветик-семицветик».
К.И. Чуковский «Доктор Айболит»
С. Маршак «Ежели вы вежливы».
Акция «Полечите книжку» (ремонт книг дома совместно родителей и детей).
Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», « Закончи предложение», «Скажи ласковое слово другу», «Вежливые слова»,«Путешествие по сказкам», «Скажи наоборот», «Оцени поступок», «Назови ласково».
Словесные игры: «Как помочь другому человеку», «Круг пожеланий», «Комплименты».
Игровая ситуация: «Утешаем куклу».
Просмотр познавательного фильма «Уроки тётушки Совы», мультфильма «Волк и семеро козлят», «Кот Леопольд».
Художественно – эстетическое развитие: рисование ладошками «Солнышко лучистое улыбнулось весело», «Портрет любимой мамочки», «Мой папа самый лучший», «Подарок другу», «Цветик-семицветик».
- Акция «Полечите книжку». (Ремонт книг дома совместно родителей и детей).