автор: Самсонова Наталья Викторовна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 10 «Гусельки»

Логопедическая спартакиада в подготовительной группе: «Молодцы — удальцы»

Логопедическая спартакиада в подготовительной группе: «Молодцы — удальцы»

Пояснительная записка.

Логопед, занимаясь с ребенком, проводит с ним слишком мало времени. Этого времени бывает недостаточно для эффективного устранения дефектов звукопроизношения и всестороннего развития речи. Родители проводят со своим ребенком гораздо больше времени, общаются с ним, оказывают на него влияние, постоянно взаимодействуют с ним. И в силу всего этого именно они могут оказать неоценимую помощь логопеду в работе по развитию речи их ребенка. Но роль родителей в речевом развитии ребенка может быть действительно огромна только в том случае, если логопед правильно организует совместную работу с семьей. Только четко выстроенная, продуманная, последовательная работа может дать хорошие результаты. 

Одним из важнейших направлений  моей деятельности  в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие – достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы  своего ребенка. Одни  стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя  повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Эффективность коррекционно-развивающих видов деятельности во многом зависит от того, насколько родители ответственно и грамотно выполняют рекомендации учителя-логопеда и участвуют в развитии речи ребенка. Ведь грамотная, четкая, чистая речь – не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. Моя задача как  педагогов – сделать этот процесс интересным и продуктивным.

Пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности – непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.

В логопедической и досуговой деятельности можно выделить основные формы работы с родителями.

Первая форма – присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом и другими педагогами, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.

Вторая форма предусматривает участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию детей.

Необычно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями позволяет им стать более грамотными, осознанно и действенно, а главное – творчески участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Предлагаемый сценарий логопедической спартакиады предназначен для обучающихся подготовительной группы детей–логопатов и их родителей.

В сценарии показана взаимосвязь  работы учителя-логопеда с руководителем физической культуры и родителями.

Совместная коррекционно-педагогическая помощь направлена на формирование и развитие двигательных и речевых  навыков у детей – логопатов.

Актуальность предлагаемого досугового мероприятия в том, что, активно воздействуя на детей логопатов и родителей специфическими для каждого специалиста средствами, можно строить свою работу не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого, реализуя межпредметные связи.

Усилия  учителя-логопеда направлены на ликвидацию имеющихся пробелов в области фонетико-фонематических знаний, закрепление фонетических знаний, на развитие дыхания и голоса, фонематического слуха.

Усилия инструктора физкультуры  направлены на формирование правильных двигательных умений и навыков, развитие общей моторики, координацию движений, ловкости.

Участие родителей в спартакиаде даёт увидеть своего ребёнка в деятельности, оценить какими навыками владеет, над чем необходимо ещё поработать.

Детям спартакиада даёт много положительных  эмоций, уверенность в себе, желание участвовать в коллективных мероприятиях.

Ожидаемый результат:

Положительная динамика речевого, физического и общего  развития детей, мотивация к логопедическим занятиям и к спорту.

Проявление заинтересованности,  активности родителей в мероприятиях, проводимых в детском саду.                                                                     

Задачи:

Образовательные:

Закрепить умения: называть слова на заданный звук, соотносить расположение частей  букв в пространстве, определять количество слогов в слове, составлять слова из букв.

Развивающие:

Способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, выносливости. Создать условия  для развития умения действовать коллективно, самостоятельно.

Коррекционные:

Развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную координацию,  внимание, память.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес, чувство коллективизма, доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности.

Создать благоприятный  эмоциональный фон у детей и их родителей при совместном участии в спартакиаде, пробудить у родителей желание активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в детском саду.

Оборудование:

Буквы С и О разрезанные на 6 частей,  картинки в названии которых по1, 2 и по 3 слога, вырезанные из картона буквы (Ш,К,О,Л,А,,Б,У,К,В,А), таблицы для конкурса шифровальщики.

Мячи резиновые 2 шт., 2 фитбола, 2 гимнастических обруча, 2 мягких туннеля, 2 скакалки, 12 кеглей, 2 мольберта.

Предварительная работа:

  • подготовка атрибутов для оформления зала и материала для эстафет
  • комплектование  команд: по 6 участников детей и родителей в   каждой команде.
  • подготовка эмблем для команд, медалей, грамот.
  • выбор и запись  музыкального сопровождения.

Ход мероприятия:

Звучат фанфары. Под фонограмму песни «Герои спорта» А. Пахмутовой участники двух команд входят в зал.

Физ. инструктор: Добрый день, дорогие друзья!

           Добро пожаловать, гости дорогие!

           Веселье вам, да радости желаем!

Сегодня мы проводим Спартакиаду!

Что такое Спартакиада?

Это честный бой!

В ней участвовать – это награда!

Победить же может любой!

А чтоб победы нам добиться,

Нужно дружно  всем потрудиться,

Правила все соблюдать

И отлично их выполнять!

Логопед: Сегодня мы в нашем детском саду проводим игры здоровья, в которых стать чемпионами может  каждый из вас. Ведь здоровье — это весёлый смех, сияющие глаза, стройная фигура, хорошая память, светлый ум, улыбка, красивый, чистый голос, быстрая реакция, гибкость, координация.  

Физ. инструктор: Девиз нашей Спартакиады:

         «Один за всех и все за одного!»

Логопед: Только в содружестве с семьёй мы можем добиться,  чтобы наши дети были здоровыми, умными, смелыми, выносливыми. Спартакиада у нас, сегодня, дорогие ребята и уважаемые взрослые не простая, а логопедическая.  Вы должны показать не только ваши навыки физической подготовленности, но и умения называть слова на заданный звук, делить слова на слоги, составлять слова из букв и т. д.

Физ. инструктор: Сегодняшние участники спартакиады команды «Удальцы» и «Молодцы»

В спартакиаде примут участие самые сильные, самые доблестные, самые решительные, самые находчивые папы (представляет).

Самые обаятельные, самые очаровательные, самые заботливые, самые ласковые мамы (представляет).

Самые ловкие, самые сильные, самые быстрые, самые трудолюбивые дети.

За состязанием будут следить самые внимательные, самые бдительные, самые добрые, самые справедливые судьи (представляет)».

Логопед: Итак, наши участники представлены. Сейчас мы услышим, какое приветствие они подготовили друг другу.

1 команда «Удальцы»

Усталость забыта, мы в сад наш спешим.

Отыщем ответы, кроссворды решим.

Победы добиться так хочется нам.

Удачи, удачи, удачи, удачи желаем и вам!

2 команда «Молодцы»

К вам пришли, оставив все заботы,

Чтобы разделить удачи час.

По плечу нам будут все преграды,

Не отстанем мы от вас.

Физ. инструктор: Давайте начнем наши соревнования с веселой зарядки.

Комплекс общеразвивающих упражнений на стихи А. Барто «Зарядка»

По порядку стройся в ряд.

На зарядку все подряд!

(Ходьба обычная, с высоким подниманием колена, приставным шагом, 
с выполнением заданий. Перестроение для общеразвивающих упражнений.)
Левая, правая!

Бегая, плавая,

Мы растем смелыми,

На солнце загорелыми.

(И. п.: основная стойка руки на поясе. На раз – руки к плечам; на два – 
руки вверх; на три – к плечам; на четыре – принять исходное положение, 
повторить 5–6 раз.)
Ноги наши быстрые,

Метки наши выстрелы.

(И. п.: основная стойка руки на поясе. На раз – отставить ногу вперед
на носок; на два – поднять ее вверх; на три – на носок; на четыре – принять исходное положение. То же другой ногой. Повторить 3–4 раза каждой ногой.)
Крепки наши мускулы,

И глаза нетусклые.

(И. п.: ноги на ширине плеч. Руки вверх. На раз – наклон вперед, коснуться 
руками пола – выдох; на два – исходное положение, вдох. Повторить 6–8 раз.)
По порядку стройся в ряд.

На зарядку все подряд!

(И. п.: основная стойка, прыжки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой 
на месте. По 10 прыжков, повторить 3–4 раза.)
  • ЭСТАФЕТА «ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА» проводит ЛОГОПЕД

Команды стоят в шеренгах, друг против друга. Между шеренгами учитель-логопед. Он по очереди бросает участникам команд резиновый мяч и называет любой звук: гласный, твёрдый или мягкий согласный. Участник команды должен поймать мяч и назвать слово на предложенный звук и кинуть мяч обратно логопеду.

Подведение итогов (за каждый правильный ответ жюри начисляет 1 балл)

  • ЭСТАФЕТА «СОБЕРИ БУКВУ» проводит ФИЗ. ИНСТРУКТОР

По команде марш, первый участник команды с мячом в руках, бежит к  обручу кладет мяч в обруч, берет из обруча одну часть буквы «С», «О», разрезанных на 6 частей и выкладывает на мольберте,  берет мяч, бежит обратно передает мяч следующему и т. д

Проверка результатов выполнения.

  • ЭСТАФЕТА «СЛОГОВЫЕ КЕГЛИ» проводит ЛОГОПЕД

Участвуют только девочки и мамы (мальчики с папами садятся на скамейки).
Нужно на скакалках допрыгать до подносов, на которых лежат предметные картинки, в названии которых один, два или три слога. Рядом с подносами стоят кегли – одна, две и три. Каждая участница берёт одну картинку, определяет количество слогов в её названии, и кладёт около кеглей. К своей команде участница возвращается, тоже прыгая на скакалке (мальчики с папами болеют за свои команды).

Проверка результатов выполнения.

  • ЭСТАФЕТА «СОБЕРИ СЛОВО» проводит ФИЗ. ИНСТРУКТОР

Участвуют только мальчики и папы (девочки с мамами садятся на скамейки).
По команде «Марш!» участники команд бегут, пролезая по мягкому тоннелю – берут по одной букве из обруча и возвращаются к команде – бегом по прямой. Когда будут принесены все 5 букв, команды составляют из них слова (у одной команды – слово «ШКОЛА», у другой – «БУКВА»).

Проверка результатов выполнения.

  • СЛОГОВАЯ РАЗМИНКА. Проводит ЛОГОПЕД

Дети становятся на расстоянии вытянутых рук друг от друга, опустив  руки вдоль туловища, и повторяют хором:

«Экскурсия в лес»

Отправляться всем в дорогу

Нам давно уже пора.

Чтоб в пути нам было легче —

Крикнем громко мы: « Ура»!

Вместе с поездом споём мы:

— ЧУХ — ЧУХ, ЧУХ – ЧУХ — ЧУХ!

Руки согнуты в локтях, изображают движение поезда.

С самолётом пропоём мы:

— УХ — УХ, УХ – УХ — УХ!

Руки разведены в стороны, изображают полёт самолёта.

С машинами вместе давай погудим:

— БИ — БИ, БИ – БИ — БИ!

Руки вытянуты вперёд, показывают, как крутят руль.

С мышатами вместе давай пропищим:

— ПИ — ПИ, ПИ – ПИ — ПИ!

Дети встают на носочки и подпрыгивают.

С лошадкой игривой поцокаем вместе:

— ЦОК —  ЦОК, ЦОК – ЦОК — ЦОК!

Дети сгибают ноги и выполняют подскоки.

И по дорожке потопаем все мы:

— ТОП — ТОП, ТОП – ТОП — ТОП!

Дети топают.

С рысятами грозными мы порычим:

РЫ — РЫ, РЫ – РЫ — РЫ!

Изображают оскал.

С ребятами шустрыми мы покричим:

— А — А,  А – А — А!

С кукушкой в лесу покукуем с тобой:

КУ — КУ, КУ – КУ — КУ!

С лягушкой проквакаем рядом с рекой:

КВА — КВА, КВА – КВА — КВА!

Вот катится ёж по тропинке лесной:

ПЫХ — ПЫХ, ПЫХ – ПЫХ — ПЫХ!

Нам пора возвращаться домой:

— ПОКА!

  1. Эстафета «Шифровальщики». Проводит ФИЗ. ИНСТРУКТОР

–Заключительная эстафета – самая сложная и интересная. Вы будете – шифровальщики. На мольбертах – зашифрованы слова, от них остались только гласные буквы.

Каждый участник выберет себе слово, допишет в нём согласные буквы, прочитает слово. До мольберта и обратно нужно будет допрыгать на фитболе – большом мяче с ручками.

Жюри оценивает и подводит общий итог.

Участники команд в это время проводят физминутку «Раз, два. три, повернись – в живые буквы превратись!» (дети изображают буквы М, Т, Г, К, Р, О, Х…).

Логопед: Дорогие участники и болельщики! Наша спартакиада подходит к концу.

В мире нет рецепта лучше:

Быть со спортом неразлучным.

Проживёшь 100 лет

Вот и весь секрет.

Праздник наш кончать пора.

Крикнем празднику «Ура! ».

Сейчас жюри огласит итоги соревнований.

Слово жюри.

Команды награждаются сладкими призами и под весёлую музыку команды, сделав круг почёта, выходят из зала под песню «Неразлучные друзья».