Автор: Санарова Мария Васильевна

педагог — психолог МОБУ «Русская школа»

Рабочая программа Коррекционно – развивающих занятий «Развитие познавательной сферы школьников среднего звена»

 

Рабочая программа

Коррекционно – развивающих занятий «Развитие познавательной сферы школьников среднего звена»

5 класс

Срок реализации программы 1 учебный год

Составлена на основе примерной (авторской) рабочей программы коррекционного курса «Развитие познавательной сферы» 5 класс Л.В. Гилюк

(наименование программы, автор)

Санарова Мария Васильевна

(Ф.И.О. педагога – психолога, составившего программу)

 

Данная программа психолого-педагогического сопровождения  обучающихся с проблемами в развитии познавательной сферы, обучении и социальной адаптации,  создана для решения проблемы инклюзивного образования детей. 

Программа позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты.

 Программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей детей для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья детей с недостаточным развитием ряда познавательных процессов происходит по адаптированной общеобразовательной программе в общеобразовательном классе.

Дети с некоторым отставанием в развитии особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Поэтому для организации обучения и воспитания таких детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Данная программа рассчитана на занятия с детьми 11-12 лет с недостаточным развитием ряда познавательных функций. Длительность проведения программы 9 месяцев (32 занятия). Занятия проводятся 1 раза в неделю, длятся 30 минут.

Реализация программы проходит в три этапа: ориентировочный (2 занятия); коррекционно — развивающий  (25 занятия); обобщающе — закрепляющий (3 занятия); диагностических (2 занятия). Так же предполагаются три диагностические встречи (стартовая, промежуточная, итоговая). Тематический план предмета коррекции познавательной деятельности направлен на коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально – волевой сферы обучающихся  5 классов. В данной программе уменьшается количество упражнений и игр, направленных на развитие моторики и сенсомоторных процессов, имеющих большое значение в развитии познавательной сферы учащихся начальной школы. Вместе с тем много внимания уделяется играм и упражнениям, направленным на формирование коммуникативных навыков. Дети среднего школьного возраста с недостаточным развитием ряда познавательных функций часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.

В целом занятия по данной программе должны привести не только к развитию основных познавательных процессов, но и более разностороннему гармоничному развитию личности ребенка, повысить уровень социализации. При отборе содержания программы учитывались не только возрастные особенности ребенка с отставанием в развитии, но и прогноз возможных трудностей,  с которыми столкнется ребенок на среднем этапе обучения в школе.

Основная цель реализации программы – коррекция и развитие познавательной сферы детей 11 – 12 лет.

Задачи реализации программы:

  1. Коррекция и развитие познавательной деятельности ребенка с недостаточным развитием ряда познавательных функций:
  • развитие пространственного восприятия;
  • коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
  • развитие памяти (зрительной, слуховой), мышления, воображения;
  • опосредованного запоминания;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие мыслительных операций;
  • развитие понятийного мышления;
  1. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: формирование адекватной самооценки.
  2. Формирование коммуникативных функций.
  3. Повышение мотивации к учебной деятельности.

 

В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:

  • психологические игры;
  • уроки психологического развития;
  • уроки общения.

Основные направление и содержания деятельности.

Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с проблемами в развитии познавательной сферы, обучении и социальной адаптации. Включает в себя: 

  • упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. 
  • игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий.
  •  так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. 
  • уточнение значений новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями.

Данные виды работ помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов обучающихся. Такая комплексная коррекционная программа обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у обучающихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

Программа построена по принципу усложнения заданий, упражнений и игр по мере продвижения занятий к концу курса. Содержание занятий расширяется и углубляется. При проведении занятий учитывается наличный уровень общего развития всей группы детей, а также индивидуальные возможности каждого ребенка, то есть осуществляется дифференцированный подход в выборе учебно – игровых заданий. Особенностью данного курса является так же использование интерактивной формы обучения, предполагающей обратную связь с ребенком.

В структуру занятий включены элементы упражнений по формированию умений работать согласованно с детским коллективом, сотрудничать, общаться. В процессе занятий постепенно формируется интерес  к различным формам познавательной деятельности, мотивация учебной деятельности в целом, совершенствуются различные формы психической саморегуляции, произвольности.

В структуру каждого занятия входит ритуал приветствия, игры и упражнения, ритуал прощания.

Условия реализации программы.

Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.

Программа содержит три этапа:

  1. Этап психодиагностики (на начало)
  2. Этап практический (проведение коррекционных занятий).
  3. Этап психодиагностики (конец года)

Механизм оценки полученный результатов.

Результативность развивающей деятельности при работе по программе оценивается в ходе сопоставления результатов развития основных познавательных функций: мышления, речевого развития, памяти и поведения ребенка на этапе стартовой и итоговой диагностики. Для этих целей используется следующая батарея психодиагностический методик, которая может быть выборочно расширена.

  1. Методика для исследования уровня мыслительной операции «обобщение» — способности вычисления существенных признаков предметов.
  2. Исследование речевого развития – составление словесного рассказа по картинкам (оценивается передача основного содержания, последовательность событий, распространенность пересказа, умение его озаглавить и т.д.).
  3. Методика для определения способности ребенка правильно устанавливать причинно- следственные и пространственно- временные связи в различных ситуациях (осмысление сюжетной картинки).
  4. Исследование кратковременной вербальной памяти – объем слухоречевого запоминания.
  5. Исследование объема зрительной памяти.

 

Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.

О наличии позитивных «сдвигов» в развитии детей в результате проведенной работы по программе можно косвенно судить по отзывам родителей, а также по результатам успеваемости определенной части детей, которые начали.

Календарно – тематическое планирование для обучающегося 5 «Б» класса Иванова Ивана

 

№ п/п Задачи Содержание Дата проведения Количество часов
1 Ориентировочное занятие — вводная беседа, диагностика.

— психотехнические игры и упражнения на снятие напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка».

2
2 Увеличение объема произвольного внимания.                                                 Повышение уровня объема внимания.                                                   Увеличение объема знаний.                                  -Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

—  Упражнение «Нелепицы»,                    «Чего не хватает?»,                           «Горячо-холодно».  

— Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет»).                      

— Выполнение упражнений в тетради «Нарисованный диктант», «Составь фигуру».                           -Упражнение «Бывает – не бывает»).

-Рефлексия.

2
3 Увеличение объема произвольного внимания.                                                 Повышение уровня концентрации внимания.                                                   Увеличение объема знаний.                                  -Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

— Упражнение «Нелепицы».                    — Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Чего не хватает?», «Нарисованный диктант», «Составь фигуру».                             

— Динамическая пауза «Эмоциональная зарядка».

 — Упражнение «Горячо -холодно».                        

 — Упражнение «Бывает – не бывает».                               

 -Рефлексия.

2
4 Увеличение объема произвольного внимания.                                                  Повышение уровня переключения  внимания.                                                   Увеличение объема знаний.                                  -Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

— Упражнение «Нелепицы».                    —   Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Чего не хватает?», «Нарисованный диктант», « Продолжи узор».                             – Динамическая пауза «Художники».

— Упражнение «Сложи фигуры».

-Рефлексия.

2
5 Увеличение объема произвольного внимания.                                                 Повышение уровня распределения внимания.                                                  Увеличение объема знаний.                                  -Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

— Упражнение «Корректор».                                — Упражнение «Найди слова».

— Динамическая пауза «Животные- растения», «Право- лево».                          

 — Упражнение «Шифровальщик».                    — Упражнение «После дождя растут…».                                                             -Рефлексия.            

2
6 Расширение объема  кратковременной  памяти.                                                           -Повышение  скорости слухо-речевого запоминания.                                                    Увеличение объема знаний.                                  -Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

—   Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Запомни и нарисуй», «Слова, начинающиеся с одной буквы».

— Динамическая пауза « Лягушка».

 — Упражнение «Запретное слово»                

— Рисование по памяти:  упражнение «Запоминай-ка».                     

-Рефлексия.

2
7 Расширение объема  долговременной, зрительной памяти.                                                           Повышение  скорости слухо-речевого запоминания.                                                    Увеличение объема знаний.                                  -Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

—   Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Начерти план», «Запоминай-ка», «Запомни и нарисуй».

Динамическая пауза «Художники».

— Упражнение «Запретное слово».

— Упражнение «Запретное слово».               

-Рефлексия.

2
8 Расширение объема фонематической, осязательной памяти.                                                           Повышение  скорости слухо-речевого запоминания.                                                    Увеличение объема знаний.                                  -Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

—   Выполнение упражнений в тетради: «Нарисуй, что услышал», «Нарисуй, что ощутил».

— динамическая пауза «Саймон сказал».

— Упражнение «Запомни и повтори звук».                 

— упражнение «Запретное слово».

— Упражнение «Узнай предмет».

— Рефлексия.

2
9 Развитие зрительного, слухового, осязательного восприятия.     

Совершенствование характеристик произвольного внимания.                     Увеличение объема знаний.

-Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

—   Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Найди и напиши слова, начинающиеся  на одну букву», «Найди слова с буквой «Ш», «Найди ошибку».

— Динамическая пауза «Животные- растения», «Право- лево».                          

— Упражнение «Запомни и повтори звук».                 

— Упражнение «Классифицируй предметы по цвету».                                                     — Упражнение «Продолжи цифровой ряд».                                       

-Рефлексия.

2
10 Развитие воображения.                        Совершенствование характеристик произвольного внимания.                     Увеличение объема знаний. -Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

—   Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Дом моей мечты», «Школа моей мечты».  

— Динамическая пауза « Лягушка».

-Упражнение «День в который хочется вернуться».                            — Упражнение «Назови предмет».                                                                                           

-Упражнение «Предметы – помощники». 

— Упражнение «День в который хочется вернуться».                            -Рефлексия.

2
11 Развитие речи.

Совершенствование характеристик произвольного внимания.                     Увеличение объема знаний.           Развитие мнемических способностей.

-Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

— Упражнение «Назови предмет»;                          

-Составляют рассказ по картинкам  (упражнение «Составь рассказ»);    

—  Динамическая пауза «Животные- растения», «Право- лево».                                                

— Упражнение «Добрый художник».                     

 -Рефлексия.

2
12 Развитие речи.

Совершенствование характеристик произвольного внимания.                     Увеличение объема знаний.           Развитие мнемических способностей.

-Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

— Упражнение «Составь смешной рассказ».                            — Упражнение «Шкаф игрушек».      

— Динамическая пауза «Художники».               

 — Упражнение «Составь слово».                                       — Упражнение «Герои сказок».

— Рефлексия.

2
13 Развитие мыслительных операций. Установление последовательности событий. -Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

— Выполнение упражнений в тетради: «Расположи точки»,

«Составь маршрут для Карлесона».

 — Динамическая пауза « Лягушка».

— Упражнение «Что следующее?».

Упражнение « Чего не хватает?»

— Рефлексия.

2
14 Развитие мыслительных операций. Сериация — Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

— Выполнение упражнений в тетради: упражнение «Цепочка из слов», упражнение «Одеяло для куклы»).

 — Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет»). 

— упражнение «Исключение лишнего».

— Рефлексия                            

2
15 Обобщающе – закрепляющие. — Психогимнастика.

— Разминка (вопрос – ответ).

— Психотехнические игры и упражнения на снятие напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка».

2
16 Заключительные занятия Диагностика.

Подведение итогов.

2

 

Список литературы:

1.Белинская Е.В.Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.- СПб.: Речь, 2008. – 125с.

2.Брайт Л. Развиваем интеллект. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 160с.

3.Глазунов Д.А. Психология. 4 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 190с.

4.Ивашова А.И.Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников. Школьный психолог № 22, 2010. стр.3-16

5.Истратова О.Н.Психологическое тестирование детей /О.Н.Истратова – изд.3-е – Ростов- на –Дону: Феникс, 2011 – 317с.

6.Истратова О.Н.Психолог в средней школе: справочные материалы /О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто – изд.3-е – Ростов- на –Дону: Феникс, 2015 – 334с.

7.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.-сост. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. – Волгоград: Учитель. 2013.– 100с.

8.Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.:Изд.ЭКСМО, 2003. – 192с.

9.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). — М.: «Ось-89», 2006.

10.Локсина М.В. Загадки тридесятого царства. 1-6 классы игры – Волгоград: Учитель, 2012.- 138с. 

11.Нетреба Г.И. Игры современных тинейджеров: ролевые и социально-моделирующие игры – Волгоград: Учитель, 2012.- 219с.

12.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 256с.

13.Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 240с.

14.Психология. Упражнения, игры, тренинги. 5-11 классы/автор-сост. И.В.Гуреева.-Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с.

15.Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, аквтиваторы/авт.-сост.М.А.Павлова – Волгоград: Учитель, 2011.- 87с. 

16.Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.