автор: Севостьянова Ольга Юрьевна

Учитель-логопед МБДОУ Платоновский детский сад

Автоматизация звука Р по теме «Животные жарких стран»

Автоматизация звука [р] в словах и предложениях

по теме «Животные жарких стран».

Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме «Животные жарких стран».

Коррекционно-образовательные задачи:

— Активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран».

— Совершенствование навыка слогового анализа.

— Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, образование имен существительных во множественном числе, образование названий детенышей животных).

— Формирование умения полным предложением отвечать на поставленные вопросы.

— Развитие связной речи (умения составлять рассказ-описание).

Коррекционно-развивающие задачи:

— Развитие фонематического восприятия.

— Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой, общей и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование.

Звуковые дорожки (из ниток), дидактическое пособие «Веселый поезд», мяч, картинки, с изображением животных жарких стран и их детенышей, проектор, презентация.

 

Ход занятия:

 

Организационный момент.

(Дети входят в группу и встают в круг.) 

Логопед: Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Сообщение темы занятия.

1.Игра «По пути в Африку». (Развитие тонкой моторики).

Логопед: Ребята, сегодня у нас в гостях мартышка Рута. Она хочет пригласить вас в свою экзотическую страну. А вы знаете как называется страна, в которой живет мартышка Рута?

Дети: Да, она живет в Африке.

Логопед: А где находится Африка: близко или далеко от нас?

Дети: Далеко.

Логопед: На каком транспорте быстрее всего можно добраться до Африки?

Дети: На самолете.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Африку. Садитесь поудобнее на «самолеты». Заводим моторы. (Произнесение изолированного звука Р). Самолет набирает высоту и мы летим в Африку.

Дети садятся на свои стульчики и проводят пальчиком по дорожке, выложенной на бархатной бумаге из ниток, произнося длительно звук [р].

2.Актуализация имеющихся знаний (автоматизация звука [р] в словах).

Логопед: Наши самолеты приземлились в жаркой Африке. Перед нами джунгли. Вам интересно узнать, с кем вас хочет познакомить мартышка Рута? Тогда попробуйте отгадать ее загадки. (Дети отгадывают загадки).

Он ходит голову задрав

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …

Как большая кошка он

Грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый грозный…

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу ни поплыл 

Всех проглотит …

Безобиден, травояден,

Нет полос на шкуре, пятен.

Сумка есть и длинный хвост,

Плюс к тому немалый рост.

Он подвижен, быстроног,

Целый день скакать бы мог.

Австралийскую жару

Любит рыжий …

Он чуть-чуть ежа крупнее

И колючки подлиннее.

В зоопарке видел раз…

Кто же это?

Посмотрите, он каков!

Ходит посреди песков,

Бережёт в горбах водицу –

Вода в пустыне пригодится.

 

Что за коняшки – 

на всех тельняшки?

С бегемотом так похожи!

Оба очень толстокожи.

На носу есть острый рог,

Здесь пасётся …

Это что за озорница

На лиане веселится?

На хвосте качается,

Скачет и кривляется?

 

Логопед: Мартышка Рута очень рада, что вы правильно отгадали все загадки. Как можно назвать всех этих животных?

Дети: Это животные жарких стран.

Логопед: Какой общий звук встречается в названиях всех этих животных?

Дети: звук Р.

Логопед: Чтобы правильно произнести звук Р необходимо улыбнуться, зубы разомкнуть, язык поднять к бугоркам за верхними зубами и сильно подуть на язычок, а от сильной, холодной воздушной струи кончик язычка задрожит. Расскажите, какой звук Р?

Дети: (Дети дают характеристику звуку) Звук Р согласный, звонкий, твердый.

  1. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?».

Логопед: В джунглях нужно быть очень зорким, чтобы заметить животных. Кого вы заметили в джунглях?

Дети: В джунглях прячется жираф.

Логопед: Как ты догадался?

Дети: Я вижу жирафьи ноги (верблюжий горб, крокодилья голова, кенгуриный хвост).

Логопед: Молодцы! Вы заметили всех спрятавшихся животных. Мартышка Рута очень рада за вас!

4.Игра «Один — Много» (с мячом). (Образование имен существительных во множественном числе).

Логопед: Ребята, в джунглях живет не одно дикое животное, а много животных. Мартышка Рута придумала для вас вот такую игру. Давайте встанем в круг. Я буду бросать мяч вам по одному, называя животное, а вы ловите мяч и называете мне много таких животных.

Зебра – много зебр.

Крокодил — много крокодилов.

Мартышка — много мартышек.

Жираф — много жирафов.

Носорог — много носорогов.

Верблюд — много верблюдов.

Тигр – много тигров.

Дикобраз – много дикобразов.

Кенгуру – много кенгуру.

Логопед: Слово «кенгуру» не изменяется, один кенгуру, и если их много то это тоже кенгуру.

5.Физкультминутка «Мартышки».

Логопед: За то что вы хорошо справились с заданием, мартышка Рута хочет поиграть с вами в свою любимую игру.

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

  1. Игра «Детеныш потерялся».

Логопед: В Африке случилась беда. Во время песчаной бури потерялся детеныш. Давайте поможем маме найти своего детеныша (дети дуют через трубочку на поднос с песком (манкой) и отыскивают там картинку с детенышем жарких стран и составляют предложение («У верблюда — верблюжонок»). Верблюдица говорит вам большое спасибо, за то, что вы помогли ей найти ее детеныша.

А чтобы остальные детеныши никогда не теряли своих мам, давайте теперь назовем всех детенышей животных жарких стран.

7.Игра «Веселый поезд?» (Совершенствование навыка слогового анализа).

Логопед: Ребята, наши животные хотят отправиться в путешествие на поезде, но они не знают кто в каком вагоне будет ехать. Давайте им поможем и расселим наших животных по вагонам. В первом вагоне поедут животные, в названии которых один слог, во втором вагоне – животные, в названии которых два слога и в третьем вагоне – животные, в названии которых три слога (дети распределяют картинки по вагонам).

8.Пальчиковая гимнастика. (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением).

Логопед: Ребята, животных жарких стран мы с вами можем также увидеть в зоопарке. Давайте поиграем с нашими пальчиками — выполним пальчиковую гимнастику «Где обедал воробей?».

Где обедал воробей? (Машут перекрещенными ладошками).

В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывшуюся пасть.)

(Далее на каждое название животного выполняют массирующие движения каждого кончика пальца).

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывшуюся пасть).

  1. Игра «4 лишний».

Логопед: Помогите мартышке Руте определить кто тут лишний и почему. (проводится игра «4 лишний»).

10.Упражнение «Расскажи о животных». (Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков в рассказе).

Логопед: Раз уж мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас по плану: нужно назвать животное, а потом описать его, рассказать какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается.

Логопед: Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди. Старайтесь говорить четко и красиво, правильно произносите звуки.

Итог занятия.

Логопед: Ребята, наше путешествие по Африке заканчивается, и пора нам возвращаться в детский сад. Мартышке Руте было очень интересно путешествовать вместе с вами. Она хочет подарить вам фотографии животных Африки. Дома раскрасите животных.

Садимся поудобнее на наши «самолеты». Заводим моторы. Летим.

Логопед: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Кто там живет? Каких животных жарких стран вы знаете? В какие игры мы сегодня играли? Какие задания выполняли? Что вам было интересно делать? Молодцы ребята, вы хорошо занимались, старались, правильно произносили звук [Р].