Сценарий классного часа на тему: День Победы «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» Логачева Вера Викторовна

автор: Логачева Вера Викторовна

учитель математики и информатики МБОУ СОШ №9

Сценарий классного часа на тему: День Победы «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Татарска

Сценарий классного часа

 на тему: День Победы

«У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»

Автор: Логачева Вера Викторовна,

МБОУ СОШ №9 г. Татарска,

учитель математики и информатики, классный руководитель, 

высшая квалификационная категория

г. Татарск 2020г

Классный час «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»

Цель: Доказать, что участие женщин в сражениях на фронтах Великой Отечественной войны – повседневный подвиг, внёсший неоценимый вклад в общую Победу.

Задачи: 

  1. Основываясь на исторических фактах, показать мужество и героизм женщин – фронтовичек, их стойкость и любовь к Родине.
  2. Продолжить формирование у учащихся нравственных ценностей: чувства патриотизма и гордости за свой народ;  уважения и трепетного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

(Ю. Друнина “О войне”. 1944)

 

Учитель:

Всё дальше уходят те страшные дни Великой Отечественной войны.
Ребята, какой годовщиной ознаменован 2020 год? (75-летнием Великой Победы)

А ведь и правда, стираются из памяти даты, имена… И чтобы закрепить и как бы вернуть исчезающее, сегодня в преддверии Международного женского дня, мы прочертим дорожку женской фронтовой и партизанской  памяти. Семя этой памяти живёт в душах женщин – фронтовичек, которых с каждым годом становится всё меньше. И пусть оно зародится и в наших сердцах и нашей памяти.  Наш классный час называется «У войны не женское лицо».

Видео 3 минуты(песня и слова)из программы День за днем

Учитель: 

У войны много  лиц, и одно из них – женское. Только лицо это суровое, изборождённое морщинами, с тёмными пятнами и зло нахмуренными бровями, с обмётанными, потрескавшимися губами, изуродованное солдатской стрижкой. Некрасивое лицо.  

Большаков А.: Когда я слышу слово « женщина», то представляю смеющуюся девушку в летнем платье, слышу стук каблучков и нежный мелодичный голос, вижу искрящиеся жизнью женские глаза. В этих глазах очень много жизни и – главная тайна – способность давать жизнь. 

Казалось бы, что женщине делать в грязи войны, в грязи атмосферы убийства, тяжёлого физического труда, немыслимых  нагрузок,  в атмосфере смерти?

    Рыть окопы, ползать в грязи, стрелять и убивать?  Или ковыряться в раненых, по локоть в крови, среди стонов, проклятий и десятиэтажной матерщины? Каково худенькой девчонке вытаскивать под обстрелом с поля раненого бойца, весящего под центнер, да ещё волочь при этом на себе его винтовку!

Женщины не должно быть на войне! 

Учитель:

На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, подрывала мосты, ходила в разведку. Были среди девушек и комсорги танковых батальонов, и механики- водители тяжёлых танков, хотя в нашем языке у слова « танкист, пехотинец» нет женского рода, потому что эту работу никогда ещё не делала женщина.

Видео город Татарск помнит

Так какие же они были, девочки сорок первого, как уходили они на фронт? Помните, как об этом у Юлии Друниной:

Дворцова Ан. Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать» .

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не смогла сыскать…

«Татарская земля» помнит, как в 1941- 42 гг. ушли на фронт девчонки, тоненькие, испуганные. Им тогда было по 18 – 20 лет. Молоденькие девушки шли в одном строю с мужчинами защищать нашу Родину.

Давайте вспомним о них.

Зайцева Анна Илларионовна санинструктор
Цымбалова Татьяна
Тырсенко Любовь
Орлова Шура
Никишкина Дуся
Коленко Надежда
Василенко Зинаида

 

Учитель: 

Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться “на военный лад”, женщине – особенно.

Потом был и сам фронт – со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и “вечно преследующим, но скрываемым страхом”.

Санинструкторы выносили  раненых из под огня, и перевязывали. Тяжело приходилось и медсёстрам. Их добрые руки творили чудеса, спасая раненых.          

Жежера Сон.. 

Стихотворение Ю. Друниной. «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый.

А я должна присохшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем – так учили нас,

Одним движеньем – только в этом жалость…

Но, встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Пытаясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла,

И повторяла: « Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться – беда,

Да и ему лишь прибавляешь муки»,

…Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не нужно рвать присохшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли…

Я это поняла, поймёшь и ты…

Как жалко, что науке доброты

 Нельзя по книжкам научиться в школе!

Звучит песня: В. Нечаева « Медсестра Анюта»

Служили женщины, как добровольно, так и по призыву. Была масса чисто женских частей и подразделений (зенитные, авиационные и т.д.). 800 тысяч женщин воевали с фашистами. Они служили в разных войсках – большинство в госпиталях, в подразделениях связи и дорожных войсках. Воевали женщины-артиллеристы, женщины-разведчики, женщины-зенитчицы, женщины – связисты и др.

Рассказы детей

Компанистовы Нина, Юля, Аня
Щедрова Надежда
Костюченко Елена
Прохорова Зоя
Антипова Александра
Поддымникова Нина
Прохорова Антонина, Боровик Пелагея, Иванова Анна, Кольченко Анна.

Учитель: Война меняла их. Война формировала, потому что застала их в возрасте складывания характера, взгляда на жизнь. Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы человеку вообще не видеть, тем более женщине. Война заставляла о многом подумать. О добре и зле, О жизни и смерти.

Усольцева Ю. Стихотворение Ю.Друниной «Зинка»

Учитель.

«Я пришла в Берлин, чтобы убить войну», – написала на стене рейхстага Софья Кунцевич, санинструктор стрелковой роты. 1945 г.

Вот такой вклад в нашу Победу внесли эти женщины. И забывать их мы не имеем права.

 Это о них можно сказать словами  Роберта Рождественского:

ЕСТЬ ПАМЯТЬ, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ ЗАБВЕНЬЯ.

И СЛАВА, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ КОНЦА!

Фотографии фронтовичек. На фоне заставки цветка розы и огня .

Песня «А зори здесь тихие»

Учитель: Да, у войны не женское лицо. Но угроза, нависшая над нашей страной и над всем миром в 1941 году,  заставила советских женщин по-иному оценить свои возможности, встать в строй наравне с мужчинами, заменить в тылу ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев. Приближать Победу!

Вот и подошел к концу наш классный час.

Ребята скажите:

Какие чувства и эмоции возникли у вас в процессе нашей совместной работы? 

Что нового вы узнали об истории нашего района в годы великой отечественной войны?

Литература

В ходе классного часа были использованы материалы:

  1. Историко краеведческого музея.
  2. Книги Нам здесь жить
  3. Видео программы «День за днем»
Сценарий классного часа на тему: День Победы «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» Логачева Вера Викторовна
Пролистать наверх