автор: Ситникова Татьяна Сергеевна

воспитатель МБДОУ «ДС № 384 г. Челябинска»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. «Весна в стране геометрических фигур»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 384 г. Челябинска»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе №8

Тема: «Весна в стране геометрических фигур»

Выполнила:

воспитатель

Ситникова Т.С.

I квалификационная

категория

Челябинск, 2015

 

Программное содержание:

Образовательные: закреплять знания детей о плоскостных геометрических фигурах, их отличительных свойствах; совершенствовать навыки пространственной ориентировки; уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие: развивать логическое мышление, тактильную и долговременную память;

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к математике;  воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.

Индивидуальная работа: закрепить знания особенностей геометрической фигуры – квадрат с Никитой (у квадрата четыре угла, четыре стороны, все стороны равны).

Словарная работа: закрепить в речи слова – проталина, капель, многоугольник.

Материалы и оборудование: карта; отметки (геометрические фигуры с заданиями); геометрические фигуры с изображениями различных времен года; мешочек; геометрические фигуры; геометрические фигуры из картона;  наклейки.

Предварительная работа: беседы о весне, наблюдения в природе, рассматривание картин  иллюстраций о весне, чтение художественной литературы о весне; знакомство с геометрическими фигурами, составление предметных картинок из геометрических фигур, игра «Чудесный мешочек».

 

Этап Содержание этапа Деятельность детей Хронометраж
I. Орг. момент Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Ребята, у меня для вас есть важное сообщение. Весна очень торопилась к нам прийти и по дороге попала в страну «Геометрических фигур». Она никак не может сама справиться со всеми заданиями, и просит вас ей помочь. Иначе она навсегда останется в стране «Геометрических фигур» и не сможет прийти к ребятам. Мы сможем ей помочь? Справимся?

Внимательно слушают рассказ воспитателя.

Мы согласны помочь весне. Справимся.

2`
II. Актуализация знаний детей Спасибо, что согласились. Давайте скорее выручать весну. Она прислала нам карту (рассмотреть с детьми карту). На ней изображён путь, согласно которому мы должны следовать. Все отметки на карте, которые обозначены геометрическими фигурами есть и в нашей группе. Наша с вами задача чётко следовать пути. И найдя данную геометрическую фигуру, выполнять предложенное задание. Давайте попробуем.

Какая первая фигура изображена на нашей карте? Правильно, это круг., Внимательно посмотрите вокруг и найдите в нашей группе отметку «Круг». Кто сможет рассказать все, что знает об этой фигуре. Замечательно! Умнички! Теперь давайте прочитаем, что нам предстоит сделать.

Для начала нужно вспомнить основные приметы весны (сильнее пригревает солнышко, тает снег, появляются ручейки, проталинки, капель, расцветают подснежники, птицы возвращаются с юга, просыпаются насекомые). Перед вами лежат геометрические фигуры, на них изображены различные приметы разных времен года. Ваша задача выбрать лишь круги, на которых изображены приметы только весны.

Какие вы у меня умнички! С этим заданием справились. Давайте посмотрим на карту, какой следующий пункт нашей остановки? Верно, это квадрат. Никита, найди пожалуйста в нашей группе квадрат, и расскажи, что ты знаешь о квадрате? Молодец! Квадрат предлагает нам игру под названием «Чудесный мешочек». Каждый из вас нащупывает фигуру, называет ее и достаёт из мешочка.

Внимательно слушают инструкцию воспитателя.

Круг.

Находят отметку. У круга нет углов, нет сторон.

Называют приметы весны. Выполняют задание.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.

Играют в игру.

8`
III.

Физкультминутка

Следующая на нашем пути геометрическая фигура- треугольник.

Три вершины тут видны, Три угла, три стороны.

Треугольник очень любит двигаться. И предлагает вам выполнить следующие упражнения. Главное не торопиться. Выполнять их чётко и аккуратно.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали.

И на месте побежали.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем,

И на двух ногах поскачем.

Выполняют предложенные движения. Повторяют слова. 2`
IV. Совершенствование знаний детей Посмотрим на нашу карту, какая фигура следующая?

Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри. 
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник (трапеция)

Трапеция предлагает следующее задание: на столах лежат разные геометрические фигуры, из них вы должны сложить трапецию.

И с этим заданием мы отлично справились. Следующей на нашем пути – ромб. Где находится ромб в нашей группе? А вот и задание. Как можно получить ромб? Теперь очень сложное задание. Разделиться на 2 подгруппы и из ромба выложить одну из примет весны. Например, ручеёк или капель. Умнички, замечательно и интересно получилось.

Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.
Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов? (шестиугольник)

Как называется последняя фигура на нашей карте? Найдите ее в группе. Правильно, это шестиугольник. Он просит отгадать загадки:

— Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла… (весна)

— На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький… (подснежник)

— Веселится весь народ —

Льдины двинулись в поход!

Мы на речке каждый год

Наблюдаем… (ледоход)

— Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в… (ручей)

Трапеция.

Трапецию можно выложить из двух треугольников и квадрата; ромб их двух треугольников; треугольник из ромба и маленького треугольника; прямоугольник из двух квадратов; квадрат из двух треугольников; пятиугольник из треугольника и трапеции.

Шестиугольник. Потому что у него шесть углов.

Отгадывают загадки.

6`
V. Итог На этом наше путешествие заканчивается. Мы с вами следуя карте прошли все остановки. Выполнили все задания. Теперь порядок в «Стране геометрических фигур» восстановлен. И весна сможет прийти к нам и радовать нас своей красотой. Весна благодарит вас за помощь и приготовила для вас небольшие сюрпризы. Прежде чем их вручить давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Кому помогали? Какое задание было самым трудным? Спасибо вам за помощь. Можете отдыхать. (вручить сюрпризы от весны). Отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность. 2`
Карта геом.фигур